Педагогическая статья
«Нейробика. Что это такое?»
В настоящее время перед образованием встает задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко ориентирующегося в постоянно меняющейся действительности, готового осваивать принципиально новые области и виды деятельности. Работая с детьми и сталкиваясь с проблемами в их обучении, педагогам приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми знаний. Поэтому, наряду с общепринятыми методами и приемами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик и средств, эффективность которых очевидна.
И одним из таких средств, является нейробика (нейрогимнастика).
НЕЙРОБИКА - это комплекс простых, но эффективных упражнений, которые способствуют улучшению памяти, дают дополнительную энергию и повышают способность нашего мозга к любой работе в любом возрасте. Упражнения можно выполнять в любое время и в любом месте. Благодаря этому мозг развивается, концентрация внимания и память улучшаются, а процессы саморазвития и самосовершенствования ускоряются.
А разработал нейробику – эту необычную зарядку для головного мозга профессор нейробиологии Лоуренс Кац (США).
Упражнения, которые я использую в воспитательно-образовательном процессе, основаны на такой науке, как нейропсихология.
Нейропсихология - наука на стыке психологии и нейронауки, нацелена на понимание связи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением живых существ.
• Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой.
• Он является здоровьесберегающей и игровой технологией.
• Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др., эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение.
Движение является ведущей деятельностью дошкольника и младшего школьника. Многие исследователи указывают на взаимосвязь психического и моторного развития ребенка.
Основоположник отечественной нейропсихологии Александр Романович Лурия отмечал, что высшие психические функции возникают на основе относительно элементарных моторных и сенсорных процессов.
Например, развивая телесную моторику в подвижных играх, танцах, на занятиях ритмики, при игре на музыкальных инструментах, создаются предпосылки для становления таких процессов как речь и мышление.
В нейропсихологии есть множество упражнений, которые делятся на пять групп:
Дыхательные
улучшают
ритмирование
организма
развивают самоконтроль над поведением
снижают
гиперактивность
и импульсивность
успокаивают и способствуют концентрации внимания
увеличивают объём лёгких, улучшают кровообращение
производят интенсивный массаж внутренних органов, что способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия
Глазодвигательные
позволяют расширить поле зрения
улучшают восприятие
развивают межполушарное взаимодействие
активизируют процесс обучения
повышают тонус организма
Направленные на то, чтобы развивать познавательные навыки
развитие коммуникативных навыков
развитие внимания
снижение импульсивности, агрессивности и
гиперактивности
развитие межполушарного взаимодействия
снятие
синкинезий
(непроизвольных движений)
развитие высших психических функций
активизацию вестибулярного аппарата и лобных долей мозга, отвечающих за поведение и умение
-к
онтролировать свои действия
развитие интеллекта
тонизирование организма
Двигательные и растяжки
тренируют вестибулярный аппарат
повышают активность
дают прилив бодрости
укрепляют мышцы тела
делают позвоночник более гибким
улучшают настроение
учат ребёнка открыто выражать свои чувства
Артикуляционные
укрепляют и развивают речевой аппарат
улучшают произношение
увеличивают скорость речи
улучшают чёткость речи
В свою работу я стала активно внедрять данную здоровьесберегающую технологию - нейробику (нейрогимнастику), что помогает мне в моем воспитательном процессе и в развитии познавательной и двигательной активности детей.
Чтобы ребятам было интереснее, упражнение нейропсихологического метода мы выполняем под современную музыку, которую предпочитают наши дети и это дает лучший результат.
Нейроупражнения помогают:
Развивать память и внимание детей;
Развивать общую и мелкую моторику рук, координацию движений;
Развивать чувство ритма.
Я строю свою работу с детьми на принципах раскрытия их личности и индивидуальности, развитии их творческого потенциала, основанного на самовыражении детей, на сотрудничестве и сотворчестве, не мешаю желанию сделать что-то по-своему; уважаю точку зрения воспитанников.
Нейрогимнастические упражнения, мы используем практически после каждого занятия, достаточно 5-7 минут на их выполнение и у детей появляется настроение. Каждую неделю я добавляла что-то новое к нашим упражнениям.
Исследования выявили, что становление межполушарных связей происходит у детей до определенного возраста: у девочек – до 7 лет; у мальчиков – до 8 – 8,5 лет. Приступать к выполнению гимнастики для мозга необходимо в среднем дошкольном возрасте, то есть в 4-5 лет. В 5-6 лет ребенку можно предложить более сложные упражнения, которые учитывают специфику его возрастного развития.
При проведении занятий мною учитываются специфика возраста детей и используются соответствующие методы и приемы:
объяснительно – иллюстративный,
рефлексивные приёмы и методы,
игровой,
наглядный,
словесный.
В работе с дошкольниками всегда соблюдаю следующие условия:
– занятия строю так, чтобы нести детям положительный эмоциональный настрой, воспитывать у детей нравственные понятия;
– учитываю интересы мальчиков и девочек;
– для придания занятиям обучающий и развивающий характер усложняю технические средства.
Игровые приёмы, сюрпризные моменты обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребёнка в самостоятельности - речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.).
При введении нейробики в детском саду нужно соблюдать некоторые простые правила:
Игры и упражнения должны быть интересными и не утомительными, не дольше 7 минут. Это позволит сохранить активность и заинтересованность.
Оптимальный период для начала работы – с 4 лет. В этом возрасте у ребёнка активно формируются межполушарное взаимодействие.
Важно отслеживать прогресс и по мере необходимости усложнять упражнения, увеличивать темп, но при всем при этом необходимо сохранять качество выполнения работы.
Для достижения результата необходимо комбинировать различные виды упражнений в одном занятии
Упражнения и игры можно проводить не только в группе, но и на свежем воздухе.
Занятия нейробикой делают ребенка здоровой, гармонично развитой, социализированной личностью.
Составленные комплексы нейрогимнастики предназначены для проведения как групповых - в детском саду, так и индивидуальных занятий. Их частота и объем усилий зависят от того, какого эффекта и насколько быстро вы хотите добиться.
В начале каждого комплекса даются сюжетные истории, которые превращают занятия нейробикой из простого выполнения упражнений в определенной последовательности в увлекательную игру. К тому же каждое упражнение – это маленькое представление, в котором изображается какое-то животное или предмет.
Соединение лучших нейрокоррекционных методик и упражнений настолько серьезно тренирует не только тело, но и мозг, что ребенок просто «обязан» достичь наилучших результатов в своем развитии, в освоении знаний, а также и в других сферах жизни.
Таким образом, уникальностью нейробики является то, что эта система, способствует развитию мозга, психики ребёнка, укреплению нервной системы и тонуса организма. И при этом подходит каждому ребенку.
Комплексы нейробики конечно же, очень полезны и хороши сами по себе. Но практически все специалисты по развитию детей понимают, что любое развитие или любая коррекция только в одном каком-то направлении будут однобокими и не дадут желаемого эффекта. Каждым ребенком, особенно если у него серьезные трудности в развитии, должны, по возможности, заниматься несколько специалистов.
Проще говоря, нейробика – это аэробика для мозга и благодаря ей мы можем добиться высоких результатов развития нашего мышления.