Нейроигры в работе с детьми дошкольного возраста.

Современные исследования
показывают, что появляется всё больше
детей с речевыми проблемами,
значительно увеличивается количество
детей
с нервно-психическими расстройствами.
Данную закономерность наблюдаем и мы
- музыкальные руководители, работая в группах,
компенсирующей направленности для
детей с тяжелым нарушением речи. В
своей работе мы сталкиваемся с детьми,
которые невнимательны, не
организованны, неспособны
сосредоточиться и верно выполнить
предложенное задание. Причины этих и
многих других проблем учебной
деятельности связаны с особенностями
анатомического строения мозга и его
функционированием.
В отечественном образовании
наряду с сохранением лучших
российских традиций идет поиск новых
форм и методов работы. Это в полной
мере относится и к системе дошкольного
воспитания. Сегодня все чаще в работе с
детьми используется
нейропсихологический подход,
теоретическая основа, которого была
разработана А.Р. Лурия и его
сотрудниками (Л.С. Цветковой, Е.Н.
Винарской, Е. Д. Хомской, Т.В.
Ахутиной).
Нейропсихология – это
междисциплинарное научное
направление, лежащее на стыке
психологии и нейронауки, нацелена на
понимание связи структуры и
функционирования головного мозга с
психическими процессами и поведением
живых существ.
Нейропсихологические игры - это
комплекс упражнений и приемов,
направленных на активацию
естественных механизмов работы мозга
через
выполнение физических движений. Они
ориентированы на оптимизацию
речи в ее взаимодействии с другими
психическими функциями и
пространственными представлениями.
Данная методическая разработка
«Нейроигры как средство развития
межполушарных связей у детей
дошкольного возраста» направлена на
развитие интегрированного
межполушарного взаимодействия у
детей. В нее включены игры и
упражнения, кинезологические сказки,
картотека кинезиологических
упражнений, консультации для педагогов
и родителей. Данные игровые приемы
помогают синхронизации работы
полушарий мозга, что повышает его
функциональные возможности.
Методическая разработка может
быть применена педагогами как
вторичная психопрофилактическая
работа по сопровождению детей с ОВЗ
при проведении логопедических,
психокоррекционных, общеразвивающих
занятий. Задания помогут значительно
активизировать работу мозга ребенка и
будут способствовать развитию
зрительно-моторной координации,
мышления, внимания.
Также методическая разработка
будет полезна и для родителей. Родители
вполне могут проводить такие занятия
самостоятельно.
Введение
Межполушарное взаимодействие
– это особый механизм объединения
левого и правого полушария в единую
интегративную, целостно работающую
систему. Развитие межполушарных
связей построено на упражнениях и
играх, в ходе которых задействованы оба
полушария мозга. Одним из вариантов
межполушарного взаимодействия
является работа двумя руками
одновременно, в процессе чего
активизируются оба полушария, и
формируется сразу несколько навыков:
согласованность движений рук и
согласованность движений глаз. А если

мы параллельно отрабатываем и
правильное произношение звука – то еще
и согласованность языка.
Основоположник отечественной
нейропсихологии Александр Романович
Лурия отмечал, что высшие психические
функции возникают на основе
относительно элементарных моторных и
сенсорных процессов.
Нейропсихологи утверждают, что
нарушение межполушарного
взаимодействия у детей в дальнейшем
является одной из причин недостатков
речи, чтения и письма.
В настоящее время актуальным
является использование
нейропсихологического подхода в
развитии детей дошкольного возраста.
Данный подход основывается на
последних современных исследованиях в
области физиологии, и нейропсихологии,
в которых рассматриваются пути
коррекции психического развития детей.
Эффективность нейроигр состоит
в том, что они являются прежде всего
здоровьесберегающей технологией,
способствуют развитию всех
психических процессов. Посредством
применения нейроигр замечено
улучшение когнитивного развития
дошкольников.

Нейроигры способствуют
улучшению всех психических процессов
ребенка (внимания, памяти, мышления,
речи и др.), а так же развитию его
эмоционально-волевой сферы.
Улучшение мозгового кровообращения,
развитие новых нейронных связей в коре
головного мозга, приводит к повышению
стрессоустойчивости, обучаемости,
адаптированности, снижению
конфликтности, возбудимости.

Применение нейроигр в
с
дошкольниками (игры и упражнения)

Ритмическая игра с цветными
дисками.
Перед взрослым на полу лежат 4 цветных
диска.
Напротив, перед ребенком такой же
набор дисков.
Взрослый начинает игру первым ,
показывая ребенку движения ногами по
дискам (переступает по дискам разного
цвета).
Ребенок повторяет заданный рисунок.
Когда у детей появляется опыт, место
педагога может занять один из детей.
Видеофрагмент с дисками «Повтори
ритм»
Цветные диски можно использовать для
ритмической игры на столе. Ребенок под
музыку повторяет ритмический рисунок,
который ему показал педагог.
Изображение ритма.
Выкладывание
услышанного ритмического рисунка с
помощью предметов, например, кубиков,
счётных палочек, геометрических фигур
и др.
Цель: Развивать ритмический слух и
внимание.
Задача: Соблюдать чёткий ритм, темп.
Описание: ставятся в линию 4 тарелки,
пустые тарелки – молчим, стакан в
тарелке – хлопок, любой предмет,
например, яйцо-шейкер – шлепок по
столу.
Я предлагаю вам посмотреть
видеофрагменты этих игр.
Видеофрагмент игры «Поймай ритм»
(с кубиками, с матрешками)
Музыкально-редагогическая
технология Т.Боровик
Ритмодекламация.
Актуальность:
Использование данной технологии
направлено на развитие:
координационной свободы
движения;
слухового восприятия музыки;
чувства ритма;
развитию общей и мелкой
моторики
Внимания;
ансамблевой слаженности;
способности к двигательной
импровизации.
Ритмодекламация – это чёткое
произнесение текста или стихов в
заданном ритме.
Основная цель ритмодекламации – это,
прежде всего, развитие музыкального,
поэтического слуха, чувства слова,
воображения. Главное
правило ритмодекламации : каждое
слово, каждый слог, звук
воспроизводится осмысленно, с
искренним отношением исполнителя к
звучащей речи.
У музыки и речи одна первооснова –
интонация, поэтому словесный образ
и музыкальный неразделимы. Чем
глубже дети постигают словесно –
поэтический образ, тем легче им будет
понять, а затем и выразить
образ музыкальный.
Ритмодекламация может идти на фоне
ритмического сопровождения звучащих
жестов (хлопки, шлепки, щелчки,
притопы и т. п., шумовых инструментов,
звучания мелодии. Может
сопровождаться различными

движениями, что помогает детям телесно
пережить ощущение темпа,
динамики, ритма, речи.
Ритмодекламацию ещё
называют «музыкальной речью».
Ритмодекламация –помогает детям
учиться импровизировать. А вот
инструментальное сопровождение
речевых упражнений, даёт
дополнительные богатые возможности
для различных интерпретаций.
Ритмодекламация позволяет сделать
работу по развитию чувства ритма более
эффективной, а сочетание звучащих
жестов, ритмослогов и зрительного
восприятия способствует тренировке
внимания и развитию координации,
ощущения единого темпа.
Их я использую в своей работе в виде
разминки. Они помогают увеличить темп
деятельности, переключиться детям с
одного вида деятельности на другой, и
вновь включиться в работу. Такие
упражнения влияют на развитие
концентрации и устойчивости внимания.
Игра «Падишах»
Возраст от 5 лет
-Развитие концентрации внимания.
-Синхронизация работы левого и правого
полушария, тренировка
межполушарных связей.
- Оптимизация и улучшение мозговой
деятельности в целом.
- Развитие навыка контроля своего
поведения.
Ход игры:
Двое игроков становятся друг против
друга, одновременно хлопают в ладоши,
а потом по очереди хлопают в ладошку
партнера: правая в левую, левая в
правую.
На алтайских горах (хлопок, правая-
левая, хлопок, левая-правая)
ОХ руки перекрещиваются на груди, АХ
а потом – хлопок по бедрам
Жил великий падишах (хлопок, правая-
левая, хлопок, левая-правая)
ОХ- руки перекрещиваются на груди, АХ
- потом – хлопок по бедрам
Захотелось падишаху (хлопок, правая-
левая, хлопок, левая-правая)
ОХу- руки перекрещиваются на груди,
АХу - потом – хлопок по бедрам
Съесть большую черепаху (хлопок,
правая-левая, хлопок, левая-правая)
ОХ- руки перекрещиваются на груди,
АХу - потом – хлопок по бедрам
Но большая черепаха (хлопок, правая-
левая, хлопок, левая-правая)
ОХа- руки перекрещиваются на груди,
АХа - потом – хлопок по бедрам
Укусила падишаха (хлопок, правая-левая,
хлопок, левая-правая)
ОХа- руки перекрещиваются на груди,
АХа - потом – хлопок по бедрам.
«Бутерброд»
-Что такое бутерброд?! (действия:
«лепим пирожки»)
-Это «на» (ладонью пр. руки 2 раза
хлопнуть по левой сверху вниз, ладони
параллельно полу)
-А это «под» (теперь ладонью лев. руки 2
раза хлопнуть по правой снизу вверх,
ладони параллельно полу)
-Что кладётся с верху «на» (ладонью пр.
руки 4 раза хлопнуть по левой сверху
вниз, ладони параллельно полу.
Последний хлопок произвести с
акцентом. Он совпадёт со словом «на»)
-Масло, рыба, ветчина, огурец, икра
(поочерёдно соединять пальцы рук на
каждое слово: Большой – указательный –
средний – безымянный – мизинец)
-И сыр (на «И» — пальцы рук сжать в
кулачки, на «сыр» — разжать: «пальцы
веером»)
-И кусочки колбасы (Попеременно на
каждый слог соединять большие пальцы

каждой руки с указательным, средним,
безымянным и мизинцем и в обратном
порядке, закончив на соединении б.
пальца с указательным (обе руки
одновременно выполняют это действие),
на последний слог «-сы» показать
образовавшиеся «колечки» —
соединение б. пальца с указательным)
-Только хлеб кладётся «под» (ладонью
лев. руки 4 раза хлопнуть по правой
снизу вверх, ладони параллельно полу.
Последний хлопок произвести с
акцентом. Он совпадёт со словом «под»)
-И выходит ( это пауза в движении – дети
складывают ладони вместе, как на
молитву)
-БУТЕРБРОД (Раскрывают ладони и
разводят руки в стороны)
Я предлагаю вашему вниманию
видеофрагменты данных игр.
Видеофрагмент
1 Игра «Падишах»
2 Игра «Бутерброд»
Каждый из нас занимаясь с детьми
ставит перед собой цель, как
разнообразить занятия, досуги, сделать
их более интересными, увлекательными,
найти какую –то «изюминку».
И я нашла такую «изюминку». Это игры
со стаканом.
Игры со стаканом могут
удовлетворить любые интересы и
желания ребенка. Они очень нравятся
детям. Они быстро и легко обучаются
игре на стакане.
Игра на стакане универсальна – ее
можно использовать в совместной
деятельности с детьми в любых
режимных моментах, а также в
заключительной части на музыкальных
занятиях и досугах и даже на прогулке с
использованием стола. На своих занятиях
я использую игры на стаканах, как
игровой прием и как форму обучения
детей (ориентирование в пространстве).
Анализ игр приводит к заключению, что
их следует рассматривать как
упражнения, направленные на
приобретение мастерства.
В современном детском саду существует
множество игр. Для организации игры со
стаканами не надо создавать
специальную развивающую среду,
достаточно только приобрести
стаканчики, можно обновлять на них
наклеечки по тематике занятий или
досугов, которые могут сделать дети
своими руками. Фантазии для творчества
очень много.
С чего начать.
Первый этап.
Дети сидят на полу по кругу, перед ними
цветные стаканчики. Левую руку прячем
за спиной, правой передаем стаканчики
по кругу вправо со словами: «Бе-рем,
От-да-ем!». Можно передавать
стаканчик под счет или придумать другие
слова, которые помогут в
игре. Например: «Правой берем, вправо
отдаем»;
Далее, порядок движений усложняем:
Хлопните два раза, возьмите и передайте
стаканчик вправо: «Хлоп, хлоп, берем,
отдаем».
Усложняем: Хлопните два раза, ударьте
по дну стакана три раза: сначала правой
рукой, затем левой и снова правой
рукой: «Хлоп, хлоп, хлоп-хлоп-хлоп,
берем, отдаем».
Усложняем: Хлопните два раза, ударьте
по дну стакана три раза: сначала правой
рукой, затем левой и снова правой рукой,
хлопните один раз. Передайте стаканчик
вправо соседу: «Хлоп, хлоп, хлоп-хлоп-
хлоп, хлоп, берем, отдаем». Можно
использовать речитатив.

Например: Скачут, скачут две
лошадки, но, но, но!
Скачут, скачут без оглядки, но, но, но!
Скачут, скачут в новый город, цок, цок,
цок!
Звонко цокают подковы, цок, цок, цок!
Когда дети усвоят этот навык можно
увеличить темп передачи стаканчиков.
Теперь можно подключить музыкальное
сопровождение. Сначала в медленном
темпе, затем можно постепенно
увеличивать темп и менять музыкальную
композицию.
Предлагаю вам
посмотреть видеофрагменты игр со
стаканчиками.
Игра «Стаканчики»
Вариант 1
Играет любое количество человек.
Главное — точно повторять движения за
водящим. Допустивший ошибку,
покидает игру. Каждый получает стакан
(чашку), ставит его, перевернув вверх
дном, на стол или на пол перед собой.
Порядок движений такой: левой рукой
хлопаем по столу слева от стакана, затем
правой — справа.
Левой рукой задеваем дно стакана.
Хлопаем в ладоши и правой рукой
передвигаем стакан соседу в правую
сторону. Хлопаем в ладоши и левой
рукой переворачиваем стакан, который
получили слева. Вновь правой рукой
переставляем стакан вправо, не забыв
перевернуть его вверх дном. Скрещиваем
руки и два раза стучим по столу так,
чтобы стакан находился между руками.
Разводим руки, задеваем дно стакана у
соседа справа, затем слева и правой
рукой перемещаем стакан игроку справа.
Получив стакан слева, вновь двигаем его
правому соседу. Все начинается сначала.
Водящий задает темп. Можно придумать
слова, которые помогут в игре.
Слева, справа и по дну.
Хлоп, и вправо отдаю.
Хлоп, и левой поверну,
Правой вправо отдаю.
Крестик, крестик, стук по дну,
Вам стакан передаю.
С каждым новым кругом темп игры
увеличивается.
Вариант No2 (авторский вариант)
Перед детьми стоят 2 стакана разного
цвета.
1.Берем оба стакана и под музыку
делаем два удара по столу, три удара
дном об дно стаканчиков. Повторяем 4
раза.
2. Передаем соседям справа и слева. При
этом руки получаются крест - накрест.
Вновь берем стаканчики и передаем
соседям справа и слева. И так 4 раза.
3.«Шагаем» стаканчиками поочередно
правой и левой рукой вперед и назад к
себе. Повторяем 4 раза.
4.Правой рукой берем правый стаканчик
и надеваем его на стакан соседа справа.
5.Правой рукой снимаем стакан и
ставим рядом.
6. Движения 4-5 повторяем 4 раза.
7.Правой рукой надеваем правый
стаканчик на левый стаканчик.
Снимаем.
8.Левой рукой надеваем левый на правый
стаканчик. Снимаем.
9. Левой рукой надеваем левый
стаканчик на правый стаканчик и
отдаем соседу справа.
10.Снимаем верхний стаканчик и ставим
рядом. Хлопок в ладоши.
11.Движения 9-10 повторяем 4 раза.
12.Собираем стаканчики.

- Левой рукой надеваем левый стаканчик
на правый стаканчик и отдаем соседу
справа;
-Далее передаем стаканчики соседям
справа. Те, кто остается без
стаканчиков, делают хлопок в ладоши. У
ведущего собираются в стопку все
стаканчики.
Вариант No3
Перед детьми стоят 2 стакана – в
правой - красный, в левой - голубой.
Берем оба стакана и передаем соседям
справа и слева. При этом руки
получаются крест - накрест.3 раза
хлопаем в ладоши. Вновь берем
стаканчики и передаем соседям справа и
слева. Можно сопровождать словами
«Бери», «Отдай».
Вариант No4 (авторский вариант)
Перед детьми стоит один стаканчик
дном вверх. Со словами «Бери», «Отдай»
передаем стаканчик соседу справа. И
так продолжаем на первую часть
музыки.
На вторую часть музыки. Правой рукой
берем стаканчик , передаем его в левую
руку и ставим на дно. Левой рукой берем
стаканчик , передаем его в правую руку и
ставим вверх дном.
Музыкально – ритмическая игра со
стаканчиками за столом
На столе стоят стаканы вверх дном.
Играющие садятся за стол. Под музыку
польки начинают передвигать стаканы
«против часовой стрелки» по кругу:
Один раз передвинули, 3 хлопка и так
повторили 4 раза.
Далее музыка сменяется, и вместе с
музыкой меняются движения:
Две руки хлопнули по столу, затем в
ладоши, поменялись местами по
кругу «против часовой стрелки» так
повторим, пока не сменится музыка на
первую часть. И повторяем все сначала.
Движения можно менять.
Вместе с игрой со стаканчиками широко
использую игры с мячиками. У них
похожи правила игры
Ритмические упражнения :
1. перекладывание из правой руки в
левую и наоборот
2. передача соседу и наоборот.
3. по кругу
4. перекрёстные движения (правая рука
сверху, затем левая)
5. вариации.
Видеофрагменты игры с мячиками.
Ритмические игры с мячиками.
Вариант No1.
1.Дети стоят по кругу. У каждого в
правой руке мячик. Руки вытянуты
вперед. Из правой руки передаем мячик
соседу справа в левую руку.
2.Из левой руки перекладываем мяч в
свою правую руку.
Можно сопровождать словами: «Отдай,
переложи...»
Вариант No2.
1.Дети стоят в 2 шеренги лицом друг к
другу парами. Мячик держат в правой
руке.
2.Передают мячик в левую руку ребенку,
стоящему напротив.
3.Перекладывают мяч из левой руки в
правую.
4. Повторяют движения 2-3.
Вариант No3.
1.Дети стоят в 2 шеренги лицом друг к
другу парами. Один из игроков держит
мячик в правой руке. Стоящий напротив,
держит мячик в левой руке.
2.Одновременно передают мячик друг
другу крест- накрест.
3.Перекладываю мяч из одной руки в
другую.
4. Повторяют движения 2-3.
Вариант No4.
Дети сидят на полу.
Упражнение выполняется под музыку.

1. Руки вытянуты вперед. Мяч в
правой руке.
2. Передают мяч соседу справа в
левую руку.
3. Перекладывают мяч из левой руки
в правую, затем в левую и снова в
правую.
4. Повторяют движения 2-3.
5. Игра продолжается до окончания
музыкального произведения.
Можно использовать разные формы
работы, чтобы добиться нужного
результата. Главное, чтобы это
проходило в игровой форме, ненавязчиво
и интересно. Одной из таких форм
работы является игра с клавесами.
Клавесы или ритмические палочки -
простейшие шумовые инструменты.
Были изобретены немецким
композитором и, педагогом Карлом
Орфом.
Игры с клавесами – это увлекательное и
полезное занятие с детьми, развивающее
внимание, память, мелкую моторику,
речь, чувство ритма, координацию
движений, ориентацию в пространстве,
образное мышление, навык согласования
движений с текстом стихотворения или
песни, воображение, навык
конструирования.
В такие игры можно играть как
индивидуально с каждым ребенком, так и
небольшими группами.
Сначала разучиваются движения по
показу педагога, затем текст, потом все
вместе. Сначала игру проводит педагог,
затем ведущим выбирают ребенка.
Ребята с удовольствием принимают
участие в таких играх.
Варианты игры: - шагать палочками по
полу «топ-топ»;
- стучать палочками «тук-тук»;
- стучать «шляпками» палочек;
- стучать основаниями палочек;
- перекатывать в
ладошках, «греть» палочки;
- катать «колбаски» по полу;
-стучать палочками над головой;
- прятать палочки за спиной.
Педагог не меняет движение, пока все
дети не включатся в игру. Важен не темп
игры, а внимание и активность детей.
Игра может сопровождаться
звучанием ритмичной маршевой или
танцевальной музыки.
Еще одна замечательная форма работы
над ритмом - это классики.
Классики – детская подвижная игра,
пик популярности которой, приходился
на советское детство нынешних
родителей, бабушек и дедушек. У
современных детей другие приоритеты –
они заняты телевизором, компьютером и
прочими благами техники и сегодня
почти позабыты веселые и подвижные
игры для девочек – классики, резиночки,
скакалки.
Это довольно печальная тенденция, ведь
никакие электронные развлечения не
способны заменить активных игр на
свежем воздухе, которые
непосредственно полезны для детского
здоровья, а также помогают развивать
коммуникативные навыки. Надо
возвращать замечательные игры нашего
детства из небытия.
«Классики» - не просто
занимательная игра. Это еще и
превосходный способ развития глазомера
и чувства равновесия, тренировка
хорошей координации движений и
прекрасная нагрузка на ноги. А еще, как
и любая другая игра с правилами,
естественно и непринужденно учит
ребенка управлять своими поведением в
соответствии с правилами. И здесь у
ребенка нет протеста, т.к. правила
диктуются не взрослым, а самой игрой.
Именно умение управлять своим
поведением в соответствии с правилами,
умение не только побеждать, но и
проигрывать является очень важным для
подготовки ребенка к школьному
обучению.

На первом этапе мы знакомим детей с
перемещением на игровом поле.
После того, как дети усвоили движение,
предлагаем разные варианты.
Есть несколько игровых полей.
1 – это поле 6*4 игровых клеток;
2 – это одна игровая дорожка;
3 – дорожка «Ножки-ладошки».
Также в нашем музыкальном зале с
помощью цветного скотча мы сделали
игровые поля, что позволяет нашим
детям и в непогоду и в зимнее время года
играть в эту увлекательную и очень
полюбившуюся им игру.
Для игры в классики подбирается
музыкальный материал с ритмичной
музыки. Это могут быть и песни
зарубежных исполнителей, и
полюбившиеся детям современные
песни, и детские песни. Главное, чтобы
музыка была ритмичной.
Посмотрите видеофрагменты игры в
классики
Совместно с педагогами и несколькими специалистами,
нами разработаны карты-схемы для игр в
классики. Также нами составлена
картотека игр с ритмическими
палочками, с мячиками, со стаканчиками.
Сегодня мы рассмотрели лишь несколько
видов работы над ритмом с помощью
нейроигры.
Я надеюсь, что кому то этот материал
окажется полезным и поможет в работе.
С использованием в работе
нейропсихологических игр и
упражнений, мы увидели, как решаются
следующие задачи:
1. Ребенок учится чувствовать
свое тело.
2. Развивается зрительно-
моторная координация (глаз-рука,
способность точно направлять
движение)
3. Формируется правильное
взаимодействие ног и рук.
4. Развивается слуховое и
зрительное внимание.
5. Ребенок учится
последовательно выполнять действия.