МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЗАПОРОЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
«КОНСТАНТИНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»
МЕЛИТОПОЛЬСКОГО РАЙОНА
Нормативно-правовые основы и психолого-педагогические предпосылки создания психолого-педагогических классов
Подготовила : Заместитель директора по УВР Боярских Е.Н.
Константиновка, 2023
Нормативно-правовые основы и психолого-педагогические предпосылки создания психолого-педагогических классов
В настоящее время существует достаточная нормативно-правовая база для создания профильных психолого-педагогических классов.
К числу основных документов, которыми в этом вопросе может руководствоваться образовательная организация, относятся:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273);
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413;
Приказ Минобразования РФ от 18 июля 2002 № 2783 «Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования»;
«Примерная основная образовательная программа среднего общего образования» (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 28 июня 2016 № 2/16-з);
Приказ
Минпросвещения
России от 20 мая 2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»;
Приказ Минобрнауки России от 09 июня 2016 № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержден приказом
Минпросвещения
России от 22 марта 2021 г. №115;
Письмо Минобрнауки РФ от 04 марта 2010 № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов»;
Письмо Минобрнауки РФ от 04 марта 2010 № 03-412 «О методических рекомендациях по вопросам организации профильного обучения»;
Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи СП 2.4.3648-20, утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28.
В приложении 1.1 содержится развернутый анализ нормативных документов, регламентирующих организацию учебного процесса в контексте создания и функционирования профильных педагогических классов.
В приложении 1.2 изложены основные требования к разработке учебного плана в условиях реализации ФГОС среднего общего образования.
Перечень законов и подзаконных актов дает возможность образовательным организациям выбирать формы и организационные модели профильного обучения. Реализация учебного плана или плана внеурочной деятельности может осуществляться в том числе с помощью дистанционного образования (ст. 16 ФЗ № 273).
В приложении 1.3 изложены основные требования к разработке учебного плана для сетевой формы реализации основной образовательной программы среднего общего образования.
Психолого-педагогическими предпосылками для создания профильных психолого-педагогических классов являются вариативность возможностей для удовлетворения самых разных запросов стейкхолдеров в области индивидуализации образования, наличие психологически безопасной образовательной среды, в которой обучаются современные школьники, а также широта инструментов, с помощью которых можно конструировать профессиональные пробы школьников.
В настоящее время в российской системе образования накоплен большой опыт реализации разных моделей профильного обучения.
В зависимости от условий, образовательная организация может выбрать традиционную модель (деятельность организуется за счет кооперации всех внутренних ресурсов образовательной организации) или сетевые формы реализации образовательных программ (на основе моделей: базовая школа; ресурсный центр; кластер из образовательных организаций одного или разных типов и видов; кластер из организаций системы образования с организациями/учреждениями/предприятиями других сфер деятельности; кластер интеграции общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования и т.п.).
В приложении 1.4 содержится описание примеров организации профильного обучения в разных регионах Российской Федерации и проблем, связанных с реализацией такого обучения.
Психолого-педагогические классы в школах создают, чтобы преодолеть дефицит педагогических кадров и поднять престиж педагогической профессии. Кроме того, это способ профориентации и повышения психолого-педагогической культуры.
Правительство утвердило Концепцию подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года (распоряжение от от 24.06.2022 № 1688-р). Поставили задачу активизировать профориентацию школьников, ориентированных на педагогические профессии, и создавать в школах профильные психолого-педагогические классы.
В Год педагога и наставника Минпросвещения утвердило дорожную карту, как развивать профильные психолого-педагогические классы на 2023–2024 годы (план от 12.04.2023 № б/н). Документ поможет разработать меры поддержки учеников этих классов. Согласно дорожной карте в 2023 году в субъектах создадут не менее 3500 классов, в 2024 году – не менее 5000 классов.
Чтобы открыть психолого-педагогический класс в школе, опираясь на методические рекомендации Минпросвещения. В них – алгоритм действий школы по созданию психолого-педагогических классов и на варианты учебных планов для формирования таких классов в рамках различных профилей на уровне СОО.
Чтобы привести программу психолого-педагогического класса в соответствие с ФОП, мы ориентировались на методические рекомендации о внедрении ФОП (письмо Минпросвещения от 03.03.2023 № 03-327). В них предложили в классах психолого-педагогической направленности брать за основу один из вариантов учебного плана гуманитарного профиля из ФОП СОО. При этом рекомендовали учитывать положения Концепции профильных психолого-педагогических классов.
Существует две модели формирования профильных психолого-педагогических классов – на уровне ООО и на уровне СОО. На уровне ООО психолого-педагогические классы в школе можно создавать с 7-го класса. Это поможет выявить педагогически одаренных школьников и раньше интегрировать их в профессиональное сообщество. Вторая модель – создать профильный психолого-педагогический класс на уровне СОО.
Модель 1. Если вводить школьников в профессию педагога на уровне ООО с 7-го класса, нужно учитывать требования ФГОС ООО-2021 и ФОП ООО. Будет сложно включить в учебный план предметы психолого-педагогической направленности на углубленном уровне, так как ФГОС ООО-2021 предусматривает изучение на углубленном уровне только математики, физики, химии, биологии и информатики.
Кроме того, планируемые результаты для углубленных предметов, которые не предусмотрены ФГОС, придется прописать самостоятельно. А еще нужно будет использовать учебники для углубленного изучения предмета.
Такую модель профильных психолого-педагогических классов трудно реализовать, чтобы не вызвать нареканий со стороны контролирующих органов. Лучше в 7–9-х классах реализовать модель через часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений или через внеурочную деятельность. Включить в формируемую часть учебные курсы психолого-педагогической направленности. Например, учебный курс «Искусство общения».
Модель 2. Чаще всего психолого-педагогические классы создают на уровне СОО. Ученики 10–11-х классов осознанно подходят к выбору профессии, у них формируется устойчивая мотивация. Кроме того, старшеклассникам уже близка и понятна атмосфера студенчества. Поэтому проще включить школьников в сетевое взаимодействие с педагогическими вузами или колледжами.
Кроме того, в содержание рабочих программ по русскому языку, литературе, истории и обществознанию рекомендовали включать модули, связанные с педагогической направленностью. Например, в курсе литературы изучать произведения, в которых поднимаются вопросы образования, личностных качеств педагога. На уроках русского языка предлагать ученикам для анализа тексты с педагогической и психолого-педагогической тематикой. На уроках истории – знакомить старшеклассников с личностями выдающихся отечественных и зарубежных педагогов.
Несмотря на то что в методрекомендациях по открытию классов «психолого-педагогической направленности» ведомство предложило варианты учебных планов для всех профилей, ориентироваться на эти варианты уже нельзя. Они не соответствуют обновленному ФГОС СОО и ФОП СОО.
Более того, теперь Минпросвещения советует открывать психолого-педагогические классы на базе гуманитарного профиля (письмо от 03.03.2023 № 03-327). Так проще реализовать Концепцию профильных психолого-педагогических классов.
Проанализируйте потребности и условия
Изучите потребности и интересы учеников 7–9-х классов. Поручите педагогу-психологу провести диагностику, чтобы выявить у школьников склонности к педагогическому типу профессиональной деятельности. При этом помните, что все психологические методики должны быть валидными, то есть пригодными для исследования психологических особенностей подростков.
Чтобы выявить, по каким профилям хотят учиться будущие десятиклассники, проведите анкетирование. Обычно привлекают классных руководителей 9-х классов и педагога-психолога. Классным руководителям можно поручить подготовить списки выпускников, которые планируют пойти в 10-й класс. А педагог-психолог разработает анкеты для учеников и их родителей и проведет анкетирование. Также вы можете предложить провести анкетирование по готовым анкетам.
По итогам диагностики и анкетирования оформите аналитическую справку. В справке укажите, сколько учеников имеют склонности и способности, чтобы учиться в психолого-педагогическом классе.
Чтобы разработать учебный план в соответствии с ФОП, ориентируйтесь на методические рекомендации о внедрении ФОП (письмо Минпросвещения от 03.03.2023 № 03-327). В них предложили в классах психолого-педагогической направленности брать за основу один из вариантов учебного плана гуманитарного профиля. А для углубленного изучения выбирать предметы из предметных областей «Русский язык и литература», «Общественно-научные предметы» и «Иностранные языки» (п. 131.20.3 ФОП СОО).
С учётом условий формирования 10 -11 класса учебный план ГКУ ЗО «Константиновская СОШ №3» МР предусматривает организацию гуманитарного профиля обучения старшеклассников.
Учебный план гуманитарного профиля строится с ориентацией на будущую сферу профессиональной деятельности, с учетом предполагаемого продолжения образования обучающихся, для чего изучались намерения и предпочтения обучающихся и их родителей (законных представителей).
Гуманитарный профиль ориентирует на такие сферы деятельности, как
педагогика, психология, общественные отношения и др. В данном профиле для изучения на углубленном уровне выбраны учебные предметы преимущественно из предметных областей «Русский язык и литература», «Общественно-научные предметы»
Обязательная часть учебного плана гуманитарного профиля состоит из перечня
предметных областей. В каждой предметной области указывается набор учебных
предметов и учебное время, отводимое на их изучение.
Предмет «Русский язык» изучается на профильном уровне - 3 ч. в неделю, предмет «Литература» изучается на базовом уровне - 3 ч. в неделю.
Предметная область «Родной язык и родная литература» включает в себя учебный предмет «Родной язык » и учебный предмет «Родная литература ».
Предмет «Родной язык» изучается на базовом уровне – 1 ч. в неделю, предмет «Родная литература» изучается на базовом уровне – 1ч. в неделю. Предметная область «Общественно-научные предметы» включает в себя предмет «История» и «Обществознание» . Предметы изучаются на профильном уровне в количестве 4 часов в неделю.
В учебном плане предусмотрена реализацию индивидуальных проектов.
В формируемую часть включены учебные предметы и курсы психолого-педагогической направленности. Предусмотрены в учебном плане предметы «Основы психологии» и «Основы педагогики», « Школа лидерства» – их должны изучать все ученики психолого-педагогических классов.
В план внеурочной деятельности включены два обязательных курса. Первый – обязательное внеурочное занятие «Разговоры о важном». На «Разговоры о важном» выделено по 1 часу в неделю. А еще с 1 сентября 2023 года школы будут реализовывать профориентационный минимум и проводить занятия по профориентации «Россия – мои горизонты».
Перспективные пути развития допрофессиональной
психолого-педагогической подготовки
Для успешной реализации профильной психолого-педагогической подготовки школьников необходимо решить ряд стратегически важных задач:
апробация нормативной базы, в том числе примерных типовых положений, по организации психолого-педагогических классов (групп) на всех уровнях, от федерального до уровня образовательной организации; в разных формах организации взаимодействия между образовательными организациями общего, дополнительного, высшего и среднего профессионального образования; в сетевой форме; на основе цифровых образовательных платформ и др.;
развитие форм межрегионального сотрудничества и взаимодействия образовательных организаций, осуществляющих
допрофессиональную
психолого-педагогическую подготовку обучающихся общеобразовательных организаций
и взаимодействия самих обучающихся: тематические смены, конкурсы, олимпиады, конференции, совместные проекты, стажировки и др.;
использование потенциала дополнительного образования детей как вида образования, не обремененного государственными требованиями к образовательным результатам и доступного образовательным организациям разных уровней, в качестве пространства интеграции усилий субъектов деятельности психолого-педагогических классов;
разработка и реализация программ повышения квалификации педагогов и специалистов, участвующих в деятельности психолого-педагогических классов;
формирование профессионального сообщества, заинтересованного в реализации профильной психолого-педагогической подготовки школьников, в том числе наставничества и социального партнерства;
организация научного и информационно-методического сопровождения работы педагогических и психолого-педагогических классов на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и в самих образовательных организациях.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.1
Документы, регулирующие деятельность общеобразовательных
организаций в контексте профильного обучения
К основным документам, регулирующим деятельность образовательной организации, реализующей программы среднего общего образования, относятся Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115 и Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (далее – СП 2.4.3648-20), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28.
Новый порядок введен с 1 сентября 2021 г. на 6 лет и регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности для учащихся, воспитанников (далее – обучающиеся) по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее – общеобразовательные программы), в том числе особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Организация индивидуального отбора при приеме либо переводе в образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством субъекта Российской Федерации (ФЗ № 273, п. 5 ст. 67). Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению правовых гарантий продолжения обучения по общеобразовательным программам среднего общего образования для лиц, не прошедших индивидуальный отбор для обучения по профильной образовательной программе, в том числе в других территориально доступных общеобразовательных организациях соответствующего субъекта Российской Федерации (муниципального образования), а также необходимость заблаговременного информирования обучающихся и их родителей (законных представителей) о предстоящем индивидуальном отборе.
При организации деятельности в профильных классах обязательными для исполнения являются санитарные правила СП 2.4.3648-20. В соответствии с действующими санитарными правилами суммарный объем обязательной части учебного плана и части, формируемой участниками образовательных отношений, реализуется в рамках максимального объема недельной нагрузки обучающегося. Недельная нагрузка распределяется равномерно в течение недели и составляет не более 7 часов в день. Для учащихся 10–11 классов аудиторная недельная нагрузка составляет:
при пятидневной учебной неделе – 34 часа;
при шестидневной учебной неделе – 37 часов (п. 10.5 СанПиН
2.4.2.2821-10).
Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (ООП СОО) не содержит вариантов учебных планов на 34 недели, поэтому администрация общеобразовательной организации делает расчет на 34 недели самостоятельно. Выполнение учебного плана может отслеживаться как классным руководителем 10/11 класса, так и тьютором. Введение должности «тьютор» зависит от потребности общеобразовательной организации (ст. 28 ФЗ № 273).
Законодательство, регулирующее отношения в сфере образования, дает возможность образовательным организациям выбирать формы и организационные модели профильного обучения. Реализация ООП (через учебный план, или план внеурочной деятельности, или рабочую программу воспитания) может осуществляться в том числе с помощью дистанционного образования (ст. 16 ФЗ № 273).
Концепция профильного обучения на старшей ступени образования, утвержденная приказом Минобразования России от 18 июля 2002 г. № 2783, рекомендует различные варианты моделей организации профильного обучения на уровне среднего общего образования и ориентирует этот процесс на обязательный учет условий общеобразовательной организации.
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 марта 2010 г. № 03-412 «О методических рекомендациях по вопросам организации профильного обучения» позволяет образовательной организации организовать процесс профильного обучения на основе элективных курсов.
Для реализации ООП СОО на основе внутришкольной (оптимизационной) модели общеобразовательная организация должна разработать локальные акты о профильном психолого-педагогическом классе.
Для реализации сетевой ООП СОО список локальных актов существенно расширен и содержит:
Положение о профильном психолого-педагогическом классе;
Положение о сетевой форме реализации образовательной программы ППК (для образовательной организации);
Положение об индивидуальном отборе в профильные психолого-педагогические классы (для образовательной организации) (для региональных органов управления в сфере общего образования субъекта Российской Федерации);
Положение о порядке зачета результатов освоения обучающимися сетевой образовательной программы внеурочной деятельности в профильном ППК (для образовательной организации).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.2
Требования к разработке учебного плана в условиях реализации ФГОС
среднего общего образования
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяет основы взаимодействия различных участников образовательных отношений. Вся деятельность профильного класса/группы определяется направленностью, которая осознанно выбирается как ориентир дальнейшего профессионального образования. Часть 25 ст. 2 ФЗ № 273 поясняет, что направленность (профиль) образования – это ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющие ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы. Организация образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования может быть основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (профильное обучение, ч. 4 ст. 66 ФЗ № 273). Это означает, что закон предусматривает, что профильное обучение может быть организовано в рамках реализации основной общеобразовательной программы, причем на любом уровне образования.
Учебный план профиля строится с ориентацией на будущую сферу профессиональной деятельности с учетом предполагаемого продолжения образования обучающихся, для чего необходимо изучить намерения и предпочтения обучающихся и (или) их родителей. Право выбора между предметами, в соответствии с ч. 2 ст. 87 ФЗ № 273 остается за обучающимися после окончания основного уровня общеобразовательной школы. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность (п. 1 ч. 3 ст. 44 ФЗ № 273). Задача образовательной организации – обеспечить разнопрофильный выбор, предложив будущим десятиклассникам варианты планов ООП. Образовательная деятельность может быть организована на основе индивидуального учебного плана (ст. 2 ФЗ № 273).
ФЗ № 273 предоставляет возможность реализовать профильное обучение за счет части, формируемой участниками образовательных отношений, в том числе в рамках универсального профиля, за счет трех элективных курсов – «Основы психологии», «Основы педагогики» и «Педагогическая практика» (ч. 1 ст. 34 ФЗ № 273). Этот тезис подтверждает также письмо Министерства образования и науки РФ от 4 марта 2010 г. № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов».
Основным механизмом реализации ООП СОО является учебный план, поэтому общеобразовательные организации несут ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за реализацию не в полном объеме основных образовательных программ в соответствии с учебным планом, разработанным образовательной организацией самостоятельно (п. 7 ст. 28 ФЗ № 273). Согласно п. 9 ст. 2 ФЗ № 273, «образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационнопедагогических условий и… форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов». Учебный план является частью основной образовательной программы среднего общего образования общеобразовательного учреждения, которая разрабатывается и утверждается образовательной организацией самостоятельно (п. 5 ст. 12 ФЗ № 273).
При этом согласно п. 22 ст. 2 ФЗ № 273 учебный план является документом, определяющим «перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено Федеральным законом “Об образовании в Российской Федерации”, формы промежуточной аттестации». Конкретизация данных требований содержится в приказе Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (ФГОС СОО). Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования определяет нормы для проектирования ООП, а примерная основная образовательная программа показывает возможные варианты распределения этой нормы. Так, ФГОС СОО (введен приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования») и примерная основная образовательная программа среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з)) устанавливают следующие нормы:
образовательная организация принимает за основу учебные планы из примерной основной образовательной программы среднего общего образования;
примерная образовательная программа является только ориентиром для проектирования собственной ООП;
учебные планы профилей отражают перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, практик и иных видов учебной деятельности, а также фиксируют формы промежуточной аттестации учащихся (п. 22 ст. 2 ФЗ № 273);
учебный план входит в основную образовательную программу, его нельзя утверждать отдельным приказом;
изменения в организационном и содержательном разделе ООП оформляются приказом «О внесении изменений в основную образовательную программу»;
учебный план может быть разработан как на класс, так и на профильную группу обучающихся;
содержание зависит от планируемых результатов деятельности, которые могут существенно различаться не только в разных организациях, но и в разных классах одной образовательной организации и даже у обучающихся одного класса;
обязательный объем перспективного, т.е. разработанного на уровень обучения, учебного плана составляет не менее 2170 часов и не более 2590 часов (п. 18.3.1 ФГОС СОО) за 2 года обучения; если в 10 классе учебный год длится 35 недель, а в 11–34 недели, то общее количество часов на одного обучающегося составляет: для пятидневной недели – 2346 часов; для шестидневной недели – 2553 часа;
в зависимости от условий образовательной организации возможно проектирование профильного обучения из разных составляющих ООП: вариант 1 – углубленное изучение предметов инвариантной части учебного плана; вариант 2 – профильное содержание вариативной части (формируемой участниками образовательных отношений), т.е. элективных/ факультативных/внеурочных курсов; вариант 3 –
профилизация
за счет часов рабочей программы воспитания; вариант
4 – комбинирование возможностей разных частей ООП;
возможно варьирование часов учебного плана и плана внеурочной деятельности внутри перспективного плана, разрабатываемого общеобразовательной организацией на уровень образования;
учебный план универсального профиля может создавать психолого-педагогическую направленность только за счет элективных курсов, при этом в учебном плане представлены предметы только на базовом уровне
(п. 18.3.1 ФГОС СОО); примерная ООП СОО предлагает четыре варианта учебных планов универсального профиля и комбинации учебных предметов для углубленного изучения;
в учебных планах других профилей возможен выбор профильных предметов (предметов, изучаемых на углубленном уровне) из смежных предметных областей;
набор предметов и курсов учебного плана и плана внеурочной деятельности определяется направленностью профессионального образования после окончания школы;
из каждой предметной области в учебном плане должно быть представлено не менее одного учебного предмета (всего в плане может быть 11 (12) учебных предметов);
количество часов учебного плана должно совпадать с объемом рабочих программ предметов и курсов, которые заявлены в учебном плане;
используя учебник из Федерального перечня учебников, педагог вправе изменять состав тем и их последовательность;
формы промежуточной аттестации не могут противоречить локальным нормативным актам;
на часть, формируемую участниками образовательных отношений (совокупность часов курсов по выбору и часов, отведенных на внеурочную деятельность), должно быть отведено не более 40% учебного плана;
включение в план индивидуального проекта является обязательным (возможно изучение этого курса в двух вариантах: за один год по 2 часа в неделю или за 2 года по 1 часу в неделю); индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного года или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного» (п. 23, разд. IV. Требования к условиям реализации основной образовательной программы); защита проектной работы может быть проведена и оценена в 10 классе.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.3
Требования к разработке учебного плана для сетевой формы реализации основной образовательной программы
среднего общего образования
Возможность реализации образовательных программ в сетевой форме установлена ч. 1 ст. 13 и ст. 15 ФЗ № 273.
Сетевая форма не является обязательной и применяется образовательной организацией только в тех случаях, когда это требуется для обеспечения необходимого уровня освоения обучающимися основной образовательной программы, при этом сетевая форма в психолого-педагогическом классе:
направлена на повышение качества образования и позволяет использовать в образовательном процессе опыт разных образовательных организаций;
расширяет границы знаний обучающихся 10–11 классов о современных подходах в педагогике и психологии;
повышает уровень компетенций за счет использования наиболее развитых ресурсов других организаций;
позволяет сделать осознанный выбор собственной профессиональной образовательной траектории.
При разработке учебного плана для сетевой формы реализации основной образовательной программы среднего общего образования обязательно учитывается мнение обучающихся и (или) их родителей (законных представителей) (ст. 28, 30 ФЗ № 273). Основным документом является договор: образовательная деятельность по образовательной программе, реализуемой с использованием сетевой формы (далее – сетевая образовательная программа), осуществляется посредством взаимодействия между организациями в соответствии с договором о сетевой форме реализации образовательной программы (далее – договор о сетевой форме). Ни ФЗ № 273, ни приказом 882/391 не предусмотрено издание локального акта общеобразовательной организации о реализации образовательных программ в сетевой форме, тем более для профильных классов. Однако целесообразно для организации деятельности разработать локальный акт, устанавливающий общие правила, например Положение о сетевой форме реализации образовательной программы психолого-педагогического класса, которое определяет особенности реализации образовательных программ в сетевой форме, в том числе статус, содержание и организацию образовательной деятельности в профильных психолого-педагогических классах в общеобразовательных организациях, а также порядок и принципы взаимодействия образовательной организации с другими организациями при реализации образовательных программ в сетевой форме. Разработка учебного плана для сетевой формы реализации основной образовательной программы среднего общего образования осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими разработку учебных планов среднего общего образования, указанными в п. 1.2.3 настоящей Концепции.
Основой для разработки локальных актов при реализации ООП СОО в сетевой форме являются:
Приказ Минобрнауки России № 882,
Минпросвещения
России № 391 от 05 августа 2020 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»;
«Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме», утвержденные
Минпросвещения
России 28 июня 2019 № МР-81/02вн;
Приказ Минобрнауки России № 845,
Минпросвещения
России № 369 от 30 июля 2020 «Об утверждении Порядка зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность»;
иные федеральные законы и подзаконные акты, регулирующие отношения участников образовательных отношений в системе общего образования (см. Перечень законов и подзаконных актов для организации профильного обучения по ФГОС СОО).
ФЗ № 273 не ограничил перечень организаций, привлекаемых к реализации образовательных программ в сетевой форме: в соответствии со ст. 15 ФЗ № 273 в реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.
Общеобразовательная организация на этапе проектирования ООП СОО самостоятельно оценивает степень достаточности собственного ресурса, целесообразность и возможность его создания или необходимость привлечения ресурса организации-участника и т.п. При этом в соответствии с ч. 7 ст. 28 ФЗ № 273 ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, за качество образования выпускников, а значит, и ответственность за качество образовательной программы и должный уровень ее реализации, включая ту часть (части) образовательной программы, которую реализует организация-участник, несет общеобразовательная организация.
Реализация ООП СОО в сетевой форме осуществляется на основании договора (п. 2 ст. 15 ФЗ № 273), который заключается между организациями, указанными в ч. 1 упомянутой статьи, и в котором указываются основные характеристики образовательной программы, реализуемой с использованием такой формы (в том числе вид, уровень и (или) направленность) (при реализации части образовательной программы определенных уровня, вида и (или) направленности указываются также характеристики отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов, предусмотренных образовательными программами), выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также объем ресурсов, используемых каждой из указанных организаций, и распределение обязанностей между ними, срок действия этого договора. Форма договора должна соответствовать приложению 1 к приказу Министерства науки и высшего образования РФ, Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ».
Порядок зачета результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, разрабатывается общеобразовательной организацией в соответствии с приказом Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 30 июня 2020 г. № 845/369 «Об утверждении Порядка зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность» и устанавливает правила зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность.