Неотъемлемой составляющей образования является «воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [1, сайт]. Такое его понимание закреплено в Федеральном законе от 29.10.2012 № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” и находит свое отражение в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, утвержденном приказом Минобрнауки от 17.10.2013 № 1155. Ученые-педагоги дошкольного образования выделяют в воспитании несколько направлений: умственное, нравственное, трудовое, физическое, художественно-эстетическое, а также экологическое и правовое. Нравственное воспитание - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества, общества; формирование моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения, нравственных чувств и отношений [2, с. 144]. Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты» [3, с. 416]. Из определений понятий следует, что в ходе эстетического воспитания формируется наглядный конкретный «идеал», а входе нравственного воспитания этот «идеал» базируется категориально выраженной нравственной норме. И сочетание эмоционального и рационального в воспитательном процессе является успешным развитием личности в целом.
Проблема гармоничного развития ребенка с дошкольного возраста, развитие всесторонне развитой личности всегда являлась актуальной. Сегодня об актуальности этого аспекта воспитания в ДОУ говорится чаще, поскольку современная действительность диктует ученым и педагогам-практикам трансформировать, видоизменять некоторые важные элементы воспитательного процесса. Доступность многочисленных гаджетов в жизни дошкольника является его неотъемлемой частью, ставя его в рамки ограниченности в достижении главных целей нравственно-эстетического направления развития. Многие семьи, по результатам мониторинга, проводившегося авторами данного материала среди родителей группы «Ромашка» ГБОУ СО средней общеобразовательной школы №8 п.г.т. Алексеевка г.о. Кинель Самарской области имени Воина-интернационалиста С.А. Кафидова, не готовы отслеживать время нахождения гаджетов в руках ребенка, отдавая предпочтение собственным делам или отдыху без взаимодействия с ребенком. Дошкольник предоставлен самому себе и «общению» с контентом сети интернет, которая не предполагает формированию у ребенка выражений эмоций, высказываний собственных мнений, формирования устойчивых правил поведения в обществе. Авторы данного материала рассмотрели эту проблему и решили, что наиболее успешным в достижении целей формирования и развития всесторонне развитой личности станет использование художественного слова. Именно книга дает возможность ребёнку окунуться в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей и поступков. «Прочитанная в детстве, она оставляет более сильный след, чем прочитанная в зрелом возрасте. Всем известно, что у ребёнка - память сердца. Если он не научится сопереживать в детстве, то, став старше, он может остаться равнодушным ко всем проблемам - нравственного, эстетического, экологического и социального характера. Нет ничего хуже, чем холодное равнодушие человека» [4, сайт].
Говоря о нравственно-эстетическом воспитании посредством художественного слова, авторы материала используют чтение сказок и способ их театрализации. Известно, что сказка используется в педагогике и смежных науках для формирования и развития ряда положительных черт личности, решения проблем, возможностью коммуницировать. Русские народные сказки «Кот, петух и лиса», «Журавль и цапля» помогают воспитанникам группы отвечать на вопросы «Зачем герой так сделал?», «Почему он попался в руки злодею?». Ответы на эти вопросы дают маленькому человеку понимание правил поведения в обществе, уважения друг друга. Надо отметить, что русские народные сказки дают ребенку понимание основополагающих устоев, манер, поступков в жизни людей, конечно, не без помощи и пояснений педагогов. А театрализация сказок еще раз обращает внимание дошкольников на повторение и запоминание на практике поступков, описанных в сказке и воспроизведенных ими самими при постановке спектакля. Белорусские сказки «Легкий хлеб», «Глупый волк», ненецкая сказка «Кукушка», немецкая сказка «Белый голубок», британцская сказка «Домовой из Хилтона» с успехом используется авторами данного материала и только подтверждают вышеописанное, говоря, что основные истины жизни есть и у других народов. Произведение П. Бажова «Серебряное копытце» дает детям понятие доброты, ответственности, вызывает чувство отзывчивости, формирует желание дружбы. Сказки вызывают у детей практически весь спектр известных детских эмоции. Аленушка - «красивая, милая, добрая, хорошая», ведьма - «страшная, некрасивая, уродливая, злая (злюка, злючка), коварная, хитрая, жестокая», Дарёнка из «Серебряного копытца» - «милая, хорошая, добрая, ласковая такая, смелая». Василиса Прекрасная нравится детям потому, что «она красивая и умная», Кощей Бессмертный и Баба-Яга кажутся им «противными и злыми», совсем не нравятся их поступки.
Большое значение для нравственного и эстетического воспитания детей имеет чтение рассказов. Авторы используют в своей работе полную палитру тем. Однако, нужно отметить, что рассказы В. Драгунского «Тайное становится явным», «Что любит Мишка», «Друг детства» особенно нравятся воспитанникам старшего дошкольного возраста. Также дети нашей группы с интересом слушают рассказы С. Вангели о жизни маленького молдавского мальчика Гугуце. Они воспитывают у ребят желание учиться, формируют положительное отношение к будущей учёбе в школе. А в рассказах о животных через взаимодействия героев воспитанники ДОУ узнают поступки людей, учатся сочувствовать и людям, и животным. Особенно интересными для детей авторы материала отмечают рассказы К. Паустовского «Растрепанный воробей», «Теплый хлеб» и М. Пришвина «Берестяная палочка», «Ребята и утята», «Кладовая солнца».
Особняком в раскрытии темы материала выступает поэзия. Певучие и лиричные стихотворения классиков русской литературы, воспевающие красоту природы - И. Бунина «Листопад», Ф. Тютчева « В небе тают облака», «Зима недаром злится», А. Фета «Я пришёл к тебе с приветом», А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало», « Вот север, тучи нагоняя», «Зимнее утро», учат детей любить природу, понимать её красоту и доброту, быть неравнодушным к природе; воспитывают наблюдательность, глубокую и искреннюю любовь к Родине, своей отчизне. В целях погашения отрицательных эмоций и возрождения положительных, авторы данного материала отметили, что веселые стихи, с элементами юмора и шуток побуждают детей к проявлениям искренности и доброжелательности. В своей практике авторы используют весёлые стихотворения А. Усачева «Баллада о конфете», «Как ёжик нашел дорогу домой», «Папавоз». Особенно любимыми среди детей считаются весёлые истории М. Зощенко в цикле рассказов «Лёля и Минька», которые воспитывают в детях уважение к родителям, находчивость в трудных жизненных ситуациях, настойчивость, доброту, отзывчивость и сочувствие к обиженным. А стихи и сказки Э. Успенского, С. Михалкова развивают воображение.
Словотворчество детей – неотъемлемая и необходимая составная для нравственно-эстетического развития детей. Вот почему авторами данного материала используются авторские дидактические игры на тему прочитанных художественных произведений «Наизнанку», где напутали сюжет сказки или переплели две, «Что было дальше», где дети сами додумывают окончание.
Рисование героев сказок, изготовление книжек-малышек, составление альбомов типа «Герои русских народных сказок» также помогают педагогам при нравственно-эстетическом воспитании посредством художественного слова.
Кроме работы непосредственно с детьми по направлению нравственно-эстетического воспитания авторы данного материала активно работают с родителями своих воспитанников, объясняя необходимость их частого и полноценного коммуницирования со своими детьми в домашних условиях и вне детского образовательного учреждения. Совместные с родителями просмотры кино, видео материалов и презентаций, мультипликации дают ребенку дополнительную «нагрузку» на получение положительных эмоций, чувств, осознания своего места в жизни общества. Также авторами данного материала разработаны мультимедийные авторские игры и образовательные маршруты для совместной деятельности воспитанников с родителями по темам, касающимся литературы, словотворчества, театрализованной деятельности.
Авторы данного материала активно пользуются творческим запалом родителей воспитанников группы и с удовольствием привлекают их к театрализованной деятельности детей. Совместные постановки спектаклей по мотивам прочитанных художественных произведений, инсценировки эпизодов сказок и рассказов, капустники и викторины помогают формировать и эстетическую и нравственную составляющую в каждом ребенке, который берет пример «здесь и сейчас» со своей мамы или папы.
Резюмируя работу, следует отметить, что литературное произведение в разнообразие форм его подачи ребенку в стенах дошкольного образовательного учреждения дает богатую пищу для мыслительной деятельности ребенка. В ходе размышлений и эмоционирования у каждого из наших воспитанников формируется способность правильного оценивания ситуации, поступков героев произведений, всего того, о чем было прочитано. Так, через художественное слово мы осуществляем нравственное воспитание детей, которое находится в неотъемлемой связи с эстетическим воспитанием. И именно этот результат способен научить ребёнка чувствовать и понимать красоту жизни.