«НЮРНБЕРГСКИЙ ПРОЦЕСС» КАК УТВЕРЖДЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПРАВДЫ. ЗАПРЕТ ПЕРЕСМОТРА ИТОГОВ МЕЖДУНАРОДНОГО ВОЕННОГО ТРИБУНАЛА 1945-1949 ГГ. С ЦЕЛЬЮ ОПРАВДАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ НАЦИЗМА
Великая Отечественная война оставила неисцелимый след в истории нашей страны. Миллионы советских граждан, как на фронтах, так и в тылу, ощутили на себе звериную суть фашизма. Террор оккупационных властей против местного населения Советского союза носил характер геноцида. В концлагерях и на оккупированных территориях фашисты творили преступления, не имеющие аналогов в истории человечества. Все они были доказаны и осуждены Международным военным трибуналом в ходе беспрецедентного по своим масштабам судебного процесса в Нюрнберге. Однако, в некоторых странах оценка преступлений фашизма еще с конца ХХ века начинает носить «нейтральный окрас», в других же оспариваются, отрицаются, а сами фашисты и фашизм как явление - героизируются, что обусловливает актуальность данной темы.
Изучение зарубежных тенденций касательно пересмотра решений Международного военного трибунала 1945-1949 гг., а также методов борьбы с героизацией нацизма и неонацизма в России и других странах Европейского континента являются целью исследования.
С 20 ноября 1945 по 1 октября 1946 года во Дворце юстиций города Нюрнберг шел первый и ключевой из серии судебный процесс против 24-х бывших фашистских лидеров, а также против шести организаций поверженной фашистской Германии. Команды прокуроров СССР, США, Великобритании и Франции подготовили против подсудимых обвинительное заключение состоящие из четырех пунктов: преступление против мира; преступление против человечности; нарушение законов войны; заговор с целью совершить данные преступления.
В период с 1939 по 1945 год в странах Европы, оккупированных Германией и её союзниками, проводились массовые «чистки» и гонения среди гражданского населения по национальному, политическому и религиозному признакам. Так, например, 16 октября 1940 года было создано Варшавское гетто, где в нечеловеческих условиях жили около 500 000 евреев, население которого к моменту освобождения уменьшилось до 37 000 [3]. Однако особого размаха фашистские зверства обрели на оккупированных Германией территориях Советского союза.
Так согласно плану Герберта Бакке, представленного 14 февраля 1940 года, при ведении военных действий против СССР планировалось полное изымание продуктов питания у гражданского населения оккупированных районов Советского союза в пользу вермахта, что в перспективе должно было привести к голоду и смерти 20-30 миллионов советских граждан. Фактически при реализации данного плана погибло от голода около 4,2 миллиона советских граждан [2]. Другим же, не менее бесчеловечным планом, был «Генеральный план Ост», подразумевавший принудительное выселение 75-85% населения Европейской части СССР в Сибирь и за Кавказ, колонизацию этой территории немцами и порабощение около 14 миллионов славян [2].
Итогом военных преступлений гитлеровской армии и немецких оккупационных администраций стали потери в размере 13 684 692 советских гражданина, из которых целенаправленно уничтожено 7 420 379, умерло от голода и болезней 4,1 млн., погибло на принудительных работах в Германии 2 164 313 - и это всё еще не окончательные цифры [4].
По окончанию Великой Отечественной войны, в ходе Нюрнбергского процесса, фашисты, стоявшие за этими зверствами, были осуждены и понесли справедливое наказание. Историческая правда была закреплена не только на культурном, моральном, общественном и политических уровнях, но и на юридическом. В ряде стран юридически запрещены и уголовно наказуемы фашизм и профашистские организации, а также публичная героизация, отрицание и оправдание политики Германии 1933 – 1945 гг.
Так в 1994 году Германское правительство приняло «Закон о преодолении последствий преступлений» времен национал-социализма, максимальное наказание по которому до 5 лет лишение свободы. В Австрии действует Конституционный закон 40-х годов XX в. о запрете НСДАП с дополнениями 1992 г, за нарушение которого предусмотрена санкция в виде лишения свободы от 1 до 10 лет. В Российской Федерации отрицание преступлений фашистских режимов предусмотрено статьей 354.1. уголовного кодекса с максимальным сроком лишения свободы до 3-х лет [1].
Несмотря на то, что преступления фашизма были полностью доказаны в рамках «Нюрнбергского процесса», в ряде стран как Европы, так и постсоветского пространства идеи фашизма находят отклики, их преступления отрицаются или преуменьшаются, а сами фашисты – героизируются. Так, например, в Эстонской Республике, коллаборационисты, воевавшие на стороне немецких войск, преподносятся как борцы за свободу, 20 дивизия «Ваффен-СС» (Эстонский легион) – борцами с «советской оккупацией», а факты массовых убийств украинцев, белорусов и русских, к которым причастны эстонские «борцов за свободу», умалчиваются или отрицаются. Стоит добавить, что подобное восприятие истории, мероприятия и чествования пособников фашизма напрямую поддерживается высшими эшелонами эстонской власти, а также соседними странами (Латвия, Литва) [5].
В Польше на государственном уровне культивируется память о Второй мировой войне, но подача событий тех лет представляет собой «польскую» версию истории, где поляки выступают как «жертвы двух тоталитаризмов», а роль Красной армии в спасении Польши от фашизма, а поляков от физического уничтожения – отрицается [5].
На Украине зафиксирован весь спектр проявлений принятой на государственном уровне линии на обеление и героизацию нацизма, нацистских пособников времен Второй мировой войны, признанных преступными решением Нюрнбергского трибунала. К тому же, Украина и США остаются единственными государствами-членами ООН, выступающими против ежегодной резолюции Генеральной Ассамблеи ООН касательно борьбы с героизацией нацизма и неонацизмом [5].
Таким образом, в период Второй мировой и Великой Отечественной войны, политика фашисткой Германии и её союзников на оккупированных территориях Европы и СССР характеризовалась рядом целенаправленных военных преступлений против гражданского населения и человечества в общем, признанным на Нюрнбергском трибунале геноцидом. После разгрома фашистской Германии, Нюрнбергским военным трибуналом фашизм и фашистские организации были признать вне закона и были законодательно запрещены. Несмотря на это, в ряде стран как на уровне рядовых граждан, так и в высших эшелонах власти происходит явное обеление фашизма, героизация отдельных формирований времен Второй мировой и Великой Отечественной войны. Выражается это как в открытом способствованию подобным явлениям и взглядам (Эстония, Латвия, Литва), так и в перекручивании истории (Польша), или вовсе всём спектре методов обеления и героизации фашизма (Украина), что ставит вопрос о запрете пересмотра итогов Международного военного трибунала 1945-1949 гг. особенно остро и ка к никогда актуальным.
Список использованных источников и литературы
1. Варченко И.А. УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ, АНАЛОГИЧНЫЕ ст. 354.1 УК РФ «РЕАБИЛИТАЦИЯ НАЦИЗМА» (ЧАСТЬ 2) // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. №11-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ugolovnoe-zakonodatelstvo-zarubezhnyh-stran-ob-otvetstvennosti-za-prestupleniya-analogichnye-st-354-1-uk-rf-reabilitatsiya-natsizma (дата обращения: 16.04.2024).
2. Замечания и предложения «Восточного министерства» по генеральному плану «Ост» // Научно просветительский журнал "Скепсис" URL: https://scepsis.net/library/id_703.html (дата обращения: 17.04.2024).
3. Катастрофа. Нацистская политика уничтожения еврейского народа и этапы Катастрофы // Электронная еврейская энциклопедия URL: https://eleven.co.il/jewish-history/holocaust/15341/#0202 (дата обращения: 16.04.2024).
4. Кропачев С. А, Кринко Е. Ф. Потери населения СССР в 1937–1945 гг.: масштабы и формы. Отечественная историография. — ООО ДиректМедиа, 2019-07-30. — 393 с.
5. О ситуации с героизацией нацизма, распространении неонацизма и других видов практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости // Министерство иностранных дел Российской Федерации URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/humanitarian_cooperation/1827824/ (дата обращения: 16.04.2024).