О личностно-ориентированном обучении в учебном процессе

На современном этапе развития общества в условиях  глобализации остро встает проблема изменения пути развития образования, поиска и применения новых  эффективных технологий образования. С другой стороны, очевидно несоответствие уровня подготовки специалистов среднего профессионального образования требованиям, предъявляемым к ним в процессе их практической деятельности. Эти факты требуют внедрения в учебный процесс современных технологий обучения, развивающих творческие способности обучаемых и повышающих их заинтересованность в обучении. 
Потребностью современного общества является подготовка не просто исполнителя, а творца, и профессиональное образование, как никакое другое, отвечает этим требованиям. Среди требований к современному выпускнику профессионального образовательного учреждения присутствуют такие, как овладение общими и профессиональными компетенциями - освоение ролевых функций специалиста, усвоение социальных знаний и умений, овладение навыками продуктивной, творческой  деятельности. 
Происходящий процесс всеобщей глобализации затрагивает и систему образования. При этом экспертами подчеркивается слабость современной системы образования, выявляется необходимость появления и использования новых образовательных технологий, направленных на формирование и развитие творческой личности, способной самостоятельно принимать решения, намечаются основные парадигмы образования в будущем. 
Образование в традиционном понимании также изменяет свою сущность. Преподаватель констатирует, что  следует не только загружать обучаемого суммой знаний, а вырабатывать у него умение самостоятельно решать  задачи, то есть,  обучать не только правильному поведению, а эффективному информационному поиску. В частности, речь идет об изменении роли обучаемого, изменении направленности процесса образования, при котором взаимодействие преподавателя и студента приобретают форму сотворчества,  модель ?личность-потребитель? должна уступить место ?личности-созидателю?.
Личность в условиях глобализации должна приобретать черты гуманного и высоконравственного гражданина, ответственного за свои поступки, что становится возможным благодаря личностно-ориентированному обучению, при котором основным результатом выступает развитие познавательных способностей и качеств личности учащихся. 
Основная цель личностно-ориентированного подхода в образовании – способствовать личностному росту студента при сохранении всей значимости  профессиональной подготовки. Определяющей ценностью данной технологии являются личность и достоинство каждого, побуждение к творчеству, ориентированность на индивидуальность процессов самовыражения и самопознания, на нравственные аспекты образования. Стратегия  личностно-ориентированного обучения – это стратегия сотрудничества, помощи, основанной на понимании трудностей вхождения студентов в новые и неизвестные знания и дела, на поддержке их собственных устремлений и инициатив.
Характерный для личностно-ориентированного подхода стиль общения и взаимодействия между преподавателем и обучаемым основывается на таких  принципах, как: безусловное принятие партнера по общению, отказ от негативных оценок продвижения и развития учащегося, равноправие и искренность при взаимодействии, открытость общения и возможность взаимооценок всех участников учебного процесса, взаимопонимание и эмпатия, сотворчество и сотрудничество.
Известная с давних пор практика диалога находит оформление в качестве современной гуманитарной педагогики, диалога субъектов учебно-воспитательного процесса. Субъекты, как обучающий, так и учащийся, являются носителями личностной модели мира, при этом процесс образования и воспитания может быть описан как система, в основе которой лежит взаимодействие – диалог личностных моделей равноправных субъектов этого процесса. 
Субъект должен иметь возможность проявлять личное отношение ко всему, что ему предлагается, сообразуя это с собственными запросами, со своим опытом и выражая собственные мысли. Человек может быть понят только в диалоге и через диалог. Важнейшей бытийной характеристикой, порождающей диалог, является не желание передавать, получать некие сведения, а потребность человека соотноситься с человеком. Личность проявляет себя и живет только в диалогическом общении, в своей соотнесенности с другой личностью. Другая личность доступна ее пониманию только через диалогическое проникновение. Диалог предполагает, что каждый из партнеров является его субъектом и равен в правах высказывать свое мнение, обращаться к другому. 
Это касается и такого аспекта будущей профессиональной деятельности медицинского работника, как общение с пациентом. По выражению нобелевского лауреата, доктора Бернарда Лоуна, ?исцеление невозможно без равноправия, это – ключевой момент взаимоотношений врача и пациента. Не менее важно и взаимное уважение, основа доверия. Пациент хочет, чтобы в нем видели человека, а не воспринимали его как оболочку, под которой скрывается болезнь?. 
В центре внимания личностно-ориентированного обучения стоит целостная уникальная личность, которая стремится к самоактуализации, открыта для нового опыта, умеет делать выбор в различных жизненных ситуациях и несет за этот выбор полную, осознанную ответственность.
Таким образом, суть личностно-ориентированного обучения заключается: в признании самоценности ученика, как носителя субъектного опыта; в понимании взаимодействия между субъектами и объектами с точки зрения их ориентации на освоение общечеловеческих ценностей; в обязательном обращении к эмоционально-ценностной сфере обучающегося; в ориентации преподавателя на выбор определенных форм и методов обучения. Содержание обучения и воспитания в этом случае рассматривается как средство развития личности, а не как цель.
В настоящее время личностно-ориентированный подход в сочетании с операционально-деятельностными моделями  широко используется для улучшения качества подготовки будущих медицинских специалистов на разных этапах образования. Актуальность этого подчеркивают изменения социальных и профессиональных требований, связанных с включением специалистов в непрерывное профессиональное образование.
В системе среднего медицинского образования, в том числе и в нашем колледже, используются различные варианты моделей обучения и их сочетания. На то, как складывается практика преподавания и ведения занятий в конкретном ССУЗе влияет обычно множество условий. Но, несмотря на это, отмечается одна важная характерная особенность последних десятилетий – это наличие инновационного движения, под влиянием которого постепенно меняются не только методы преподавания, но и системы обучения будущих профессионалов.
Перемены и инновации в системе образования сводятся к тому, что оно должно не только давать знания, накопленные в прошлом, и осмысливать современность, но и включать необходимость понимания проблем будущего и их разрешение с позиций гуманизма.