О стратегически важной компетентности для обучающихся

Л.В.Степанова

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области

«Омский монтажный техникум»

город Омск, Россия

«Люди перестают мыслить, когда перестают читать»

Дидро

Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержа- ние текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию и истолковать явления природы. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Владение навыками смыслового чтения способствует развитию устной речи и, как следствие – письменной речи.

В новых образовательных стандартах выделены планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, среди которых особое внимание уделяется стратегии смыслового чтения и работе с текстом.

Выпускник основной школы должен научиться: - ориентироваться в со- держании текста и понимать его целостный смысл; - находить в тексте тре- буемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синоними -ческими, находить необходимую единицу информации в тексте); - решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста; - структурировать текст, используя нуме- рацию страниц, списки, ссылки, оглавления; - проводить проверку правопи- сания; - использовать в тексте таблицы, изображения; - преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графи- ки, диаграммы, таблицы; - переходить от одного представления данных к другому; - интерпретировать текст; - откликаться на содержание и форму текста; - на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации; находить путь восполнения этих пробелов; - в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию; - использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

К сожалению современные обучающиеся читают недостаточно и поверх- ностно, испытывают трудности в понимании и запоминании прочитанного текста. Владение приемами понимания прочитанного определяется как важ- нейший компонент читательской компетентности.

Формирование перечисленных умений связано с организацией в процессе обучения физике работы по текстам физического содержания. Для работы на занятиях я подбираю тематику естественнонаучных текстов таким образом, чтобы их содержание соответствовало возрастным осо -бенностям и по возможности находилось в сфере их познавательных инте -ресов. Отдаю предпочтение текстам, ориентированным на реальные жизнен- ные ситуации, текстам с профессиональной направленностью. Подобные тексты используются и при проведении устных экзаменов по физике.

1. Тексты с описанием различных физических явлений или процессов, наблюдаемых в природе или в повседневной жизни.

Задания к ним могут проверять: понимание информации, имеющейся в тексте; понимание смысла физических терминов, использующихся в тексте;

умение выделить описанное в тексте явление или его признаки; умение объяснить описанное явление при помощи имеющихся знаний. Например: Тексты «Ледяная магия», «Приливы и отливы»

2. Тексты с описанием наблюдения или опыта по одному из разделов курса физики. Задания к ним могут проверять: понимание информации, имеющейся в тексте; умение выделить (или сформулировать) гипотезу описанного наблюде -ния или опыта, понимание условий проведения, назначения отдельных частей экспериментальной установки и измерительных приборов; умение определить (или сформулировать) выводы. Например: «Ау, вы меня слышите?»(об ультразвуке, инфразвуке, эхолокации), «Открытие животного электричества»

3. Тексты с описанием технических устройств, принцип работы которых основан на использовании каких-либо законов физики.

Задания к текстам могут проверять: понимание информации, имеющейся в тексте; понимание смысла физических терминов, использующихся в тексте;

умение определить основные физические законы (явления, принципы), лежащие в основе работы описанного устройства; умение оценивать возможности безопасного использования описанных технических устройств.

Например: «Как работает пьезоэлектрическая зажигалка?», « Измерение влажности воздуха», «Гидравлический удар на службе человека», «Ультразвуковые стиральные устройства».

4. Тексты, содержащие информацию о физических факторах загрязнения окру -жающей среды или их воздействии на живые организмы и человека.

Задания могут проверять: понимание информации, имеющейся в тексте; пони -мание смысла физических терминов, использующихся в тексте; умение оцени- вать степень влияния описанных в тексте физических факторов на загрязнение окружающей среды; умение выделять возможности обеспечения безопасности жизнедеятельности в условиях воздействия на человека неблагоприятных факторов. Например: «Спасите наши уши!», «Влияние тепловых двигателей на окружающую среду».

Для работы с текстами использую рациональное чтение, которое состоит из трех видов: - ориентировочное (ознакомительное) чтение, подвидами ко - торого являются поисковое (выборочное) и реферативное чтение (со сжатием информации); - просмотровое (поисковое) чтение; аналитическое  (изучающее) чтение - если требуется полное и точное пони -мание содержащейся в тексте информации.

Ориентировочное чтение я использую для того, чтобы обучающие сделали предварительные выводы о тексте на основе выборочного извлечения инфор- мации, анализа заголовка, отдельных элементов структуры текста. Прос- мотровое чтение включаю на уроке для выделения ключевых слов и понятий, поиска конкретных данных. Аналитическое чтение использую для отбора важных и второстепенных фактов, ответов на вопросы и постановку вопро- сов, а также для всех видов свертывания информации (аннотации, рефераты, планы, конспекты), «присвоения» новых знаний как собственных (статья, доклад, рецензия). Смысловое чтение отличается от любого другого чтения тем, что при смысловом виде чтения происходят процессы постижения чита- телем ценностно-смыслового момента текста, т. е. осуществляется процесс его интерпретации, наделения смыслом.

Мною составлены методические рекомендации для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы по физике. Они содержат указания по составлению конспектов, докладов, подготовке сообщений, рефератов, презентаций, рекомендации по выполнению проектов, а также критерии оценки данного вида деятельности. Важной составляющей самостоятельной внеаудиторной подготовки является работа с литературой при подготовке ко всем занятий: семинарским, практическим, при подготовке к зачетам, экзаменам, тестированию, участию в научных конференциях.

Умение работать с литературой означает научиться осмысленно пользо -ваться источниками, в разработанных мною методических рекомендациях даны указания по работе с текстами. Владение навыками смыслового чтения способствует развитию устной речи, письменной речи, продуктивному обучению. Главным источником развития является способность читать информацию, предоставленную нам окружающим миром. Обучающиеся могут работать с текстом как индивидуально, так и в парах или группах.

По мнению учёных, смысловое чтение может стать основой развития ценностно-смысловых личностных качеств обучающегося, надежным обес- печением успешной познавательной деятельности на протяжении всей его жизни, поскольку в новых социокультурных и экономических условиях чтение понимается как базовая интеллектуальная технология, как важней- ший ресурс развития личности, как источник приобретения знаний, прео- доления ограниченности индивидуального социального опыта.

При работе с текстовой информацией выделяют следующие этапы:

– поиск и получение информации; – понимание и преобразование информа- ции для её дальнейшего использования; – применение и представление информации.

Для каждого из этих этапов выделяются отдельные умения, обеспечива -ющие выполнение данного этапа:

1. Выделять оптимальный алгоритм поиска информации; 2. Выделять глав -ную мысль текста или его частей; 3. Понимать информацию, содержащуюся в тексте; 4. Преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальней- шего использования; 5. Применять информацию из текста в изменённой си- туации; 6. Критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации.

 Процесс чтения состоит из трех фаз: 1. восприятие текста, раскрытие его содержания и смысла, своеобразная расшифровка. 2. извлечение смысла, объяснение найденных фактов с помощью  привлечения имеющихся знаний, интерпретация текста. 3. создание собственного нового смысла, т.е. «присво- ение» добытых новых знаний как собственных в результате размышления.

В ответ на прочитанное у читателя возникают собственные чувства, мысли, образы.

Формирование перечисленных умений связано с организацией в процессе обучения физике работы по текстам физического содержания.

Виды переработки текста: 1.Составление плана (простого и/или сложного) - простой план предполагает деление текста на три части: вступление, основную часть, заключение. Сложный план делит каждую из трёх частей на подпункты. 2. Составление тезисов – краткое изложение содержания цитата- ми из текста или своими словами. 3. Составление конспекта – краткое, но более подробное, чем тезисы, изложение содержания текста. 4. Составление реферата – изложение близкое к тексту, но не расчленённое, как это допуска- ется в конспекте, а связное. От текста отличается меньшими размерами и на- личием собственных выводов. 5. Составление аннотации – краткая характе- ристика в виде перечисления главных вопросов, помещается на оборотной стороне титульного листа, состоит из трёх-четырёх предложений. 6. Состав- ление рецензии – анализ текста с указанием его лексических, синтак- сических, стилистических и других особенностей. 7. Составление отзыва - изложение впечатления от знакомства с текстом (с возможным указанием его особенностей).

В своей работе я использую методы, которые обеспечивают деятельност- ный подход: - активное участие самого ученика в поисковой учебно-познава- тельной деятельности, организованной на основе внутренней мотивации;

- организацию совместной деятельности, партнёрских отношений обучаю -щих и обучаемых; - обеспечение диалогического общения между учителем и учениками, между учащимися в процессе добывания знаний.

Приемы стратегий смыслового чтения применяемых на уроках физики.

Эффективный прием - начинать урок с эпиграфа. Эпиграф служит как бы ключом к теме, стержнем занятия. К некоторым темам прошу ребят самим подобрать эпиграф, затем обсуждаем и выписываем наиболее удачные.

Изучать новый материал можно и с помощью кроссворда. Необходимо заполнить пустые клетки, изучив текст, прочитать текст и составить по нему кроссворд. Использую ребусы, а также логические задачи, где зашифрована тема занятия. Хороший эффект дают литературные тексты, иллюстрирующие то или иное физическое явление. Пословицей можно подкрепить свою речь, сделав меткое, образное замечание, проиллюстрировать физическое явление, закон, выявить самую суть сказанного. Ее можно применять как средство релаксации во время занятия, использовать в качестве эпиграфа и даже условия задачи, для организации дискуссии.

Для создания и поддержания эмоционального настроя, устойчивого поз -навательного интереса обучающихся на базе ситуативной заинтересованнос- ти, применяю приём «несерьезные» задачи. Метод «несерьезных» задач нап- равлен на формирование компетентности в разрешении проблем, развитие способности анализировать нестандартные ситуации, разработку алгоритма решения, планирование результата, а также развитие умения взаимодейство- вать с окружающими.

Приём «Ключевые слова». Это слова, по которым можно составить рассказ или определения некоторого понятия. Студенты читают текст, находят главные мысли и связи между ними, составляют план ответа, и несколько обучающихся по этому плану рассказывают.

Обучение смысловому чтению и работы с текстом требует от детей понимания, различения и умения работать с различными типами текста: - Сплошные тексты (без визуальных изображений); - описание (худо- жественное и техническое); - повествование (рассказ, отчет, репортаж);

- объяснение (рассуждение, резюме, интерпретация); - аргументация (науч- ный комментарий, обоснование); - инструкция (указание к выполнению работы, правила, уставы, законы). - Несплошные тексты (с визуальными изображениями); - информационные листы (расписания, каталоги и др.);

- расписки (билеты, накладные, квитанции); - призывы и объявления (приг- лашения, телеграммы и др.); - таблицы и графики; - списки; - карты.

Приём «Уголки» Цель: сформировать умение вдумчиво читать, обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера.

Этот прием можно использовать на уроках физики при составлении характеристики процессов, явлений, приборов.

Описание приема: Обучающиеся делятся на две группы. Одна группа готовит доказательства (используя текст и свой жизненный опыт) положительных сторон, рассматриваемого объекта, другая - об отрицательных (подкрепляя свой ответ выдержками из текста). В конце занятия делается совместный вывод.

Приём «Восстанови текст». Цель: сформировать умения целенаправленно читать текст, сравнивать заключённую в тексте информацию.

Описание приема: Каждый обучающийся получает предложения, которые надо расположить в правильном порядке. Затем все участники занятия общаются, рассказывая содержание своего отрывка, и восстанавливают логическую последовательность всего текста.

Приём «Лови ошибку» Цель: сформировать умение читать вдумчиво, связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, на основе имеющихся знаний подвергать сомнению достоверность имеющейся информации.

Описание приема: Преподаватель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает обучающимся выявить допущенные ошибки. Они анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Преподаватель предлагает изучить новый материал, после чего вернуться к тексту задания и исправить те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока Такой материал можно предложить и для анализа, и для творческой переработки текста, и для синтеза собственного мнения.

Приём «Сравнение определений». Цель: сформировать умение читать вдумчиво, анализировать информацию, сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме, проявлять творческие способности.

Описание приема: Обучающимся предлагается сравнить определения и решить, какое из них, по их мнению, наиболее точное. Аргументировать свое мнение и попробовать сформулировать наиболее точное.

Прием составления сводной таблицы - позволяет обобщить и система -тизировать учебную информацию.

Также можно использовать приём «Тонкие» и « толстые» вопросы. Вопросы такого плана возникают на протяжении всего урока. А можно учащимся предложить задание: составьте вопросы по теме, по тексту параграфа и т.д. «Тонкие» вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа; «толстые» вопросы – вопросы, требующие подроб- ного, развёрнутого ответа. Стратегия позволяет формировать умение формулировать вопросы и умение соотносить понятия.

«тонкие» вопросы

«толстые вопросы»

Кто..? что…? Когда…? Может…? Будет…? Мог ли…? Как звали…? Было ли…? Согласны ли вы…? Верно ли…?

Объясните, почему…? Почему вы думаете…? Почему вы считаете…? В чём различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…? Дайте три объяснения, почему…?

Приём «Кластер» использую для структуризации и систематизации материала. Кластер – способ графической организации учебного материала, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируются идеи (слова, рисунки), с ним связанные. Предлагаю ребятам прочитать изучаемый материал и вокруг основного слова (тема урока) выписать ключевые, по их мнению понятия, выражения, формулы. А затем вместе в ходе беседы или ребята работая в парах, группах наполняют эти ключевые понятия, выражения, формулы необходимой информацией.

Приём «Синквейн» Развивает умение учащихся выделять ключевые поня- тия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания и про- являть творческие способности. Структура синквейна: Существительное (тема). Два прилагательных (описание). Три глагола (действие). Фраза из четырех слов (описание). Существительное (перефразировка темы). Пример: 1) Молекула. Маленькая, подвижная. Движется, притягивается, отталкива -ется. Молекула – это то, из чего состоит вещество. Частица. 2) Закон сохра- нения и превращения энергии. Нужный, полезный. Превращается, сохраня- ется, не изменяется. Энергия превращается из одного вида в другой. Один из основных законов природы. 3) (Двигатель внутреннего сгорания). Распространенный, тепловой. Впускает, сжимает, работает, выпускает. Превращает внутреннюю энергию в механическую. Машина.

Приём Инсерт (на полях текста пометки): Знаю + Узнал новое -Есть вопросы?

Определение уровня сформированности самостоятельного изучения текстов: - Рассматриваю три уровня со следующими качествами-критериями: осознанность, полнота, оперативность, логичная устная и письменная речь.

1-й уровень (низший) – учащийся умеет находить ответы в тексте на отдель- ные пункты планов при отсутствии полного логичного ответа.

2-й уровень – учащийся умеет находить все ответы, но путаясь или не соблю- дая логичности и последовательности.

3-й уровень – после просмотра темы, заголовков, рисунков, схем, выделенно- го текста учащийся понимает, структуру какого учебного текста он должен изучить, самостоятельно определяет и выбирает соответствующий план. Его речь последовательная, логичная.

При выставлении оценочной шкалы выбраны три уровня сформирован -ности: - 0 балл – умение не сформировано; - 1 балла – умение сформировано частично; - 2 балла – умение сформировано.

Необходимо прививать студентам привычку к упорному, самостоятель -ному, творческому труду, выработать умение преодолевать трудности при решении задач, а также при любой работе. Умение применять ранее усвоен- ные способы решения проблем в новой учебной или жизненной ситуации и находить новые способы решения учебных проблем, характеризует уровень интеллектуального развития обучающихся. Студенты должны уметь анали- зировать учебный материал, выделять в нем главное, сравнивать и сопостав- лять, синтезировать и обобщать, делать выводы. Развитие способностей смыслового чтения помогает овладеть искусством аналитического, интерп- ретирующего и критического мышления. Владение навыками смыслового чтения способствует продуктивному обучению.

Список литературы:

1. Куропятник И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей// Педагогическая мастерская. Все для учителя. – 2012. – № 6

2. Лизинский В. М. Приемы и формы в учебной деятельности. М. Центр «Педагогический поиск», 2002.

3. Лях В.П. Использование литературных материалов при обучении физике (http://vpl54.narod.ru/index.html).

4. «Первое сентября» Физика. №3, 2008 год, стр.15. Зверев А.В. «Формирование навыков самостоятельного учебного труда на уроках».

5. «Первое сентября» Физика. №13, 2009, стр. 3 – 29. Эмоциональная физика.