«О важности развития навыков самообслуживания детей с нарушением зрения»

Воспитывая детей с нарушениями зрения, важно помнить о том, что дети нуждаются в целенаправленном формировании специальных навыков и действий. Для ребенка с нарушением зрения необычайно важно эмоциональное общение с Вами, Ваше доброжелательное, ласковое отношение, поощрение и поддержка. Это позволяет ему быть уверенным в себе, чувствовать себя защищенным. В то же время не должно быть чрезмерной опеки, выражающейся в предупреждении любого желания ребенка. Недооценивая возможности Вашего ребенка, Вы подавляете проявления активности и самостоятельности. Это может привести к тому, что ребенок вырастет эгоцентричным, неприспособленным к жизни, полностью зависимым от окружающих. Отрицательно сказывается на развитии ребенка и проявление другой крайности: когда Вы переоцениваете его возможности, предъявляете к нему завышенные требования. Это может сформировать у ребенка чувство неуверенности, он становится беспомощным даже в самых несложных жизненных ситуациях.

Родители должны понимать, что ребенок с нарушением зрения не может овладеть многими навыками спонтанно, т. е. самостоятельно, без участия взрослых. Одна из трудных задач сформировать ребенка навыки самообслуживаниядевание и раздевание).

У ребёнка не получается одеваться самостоятельно, не легче ли всё сделать родителям?

Да, нелегко смотреть, как ребёнок мучается, натягивая на себя футболку или брюки. Ваша задача, уважаемые родители, помочь ему научиться справляться с этими непослушными предметами одежды, тем самым преодолевая свою беспомощность. Обучение происходит достаточно медленно, поэтапно и требует от родителей максимум терпения и постоянства. При появлении в гардеробе ребёнка ещё незнакомого вида одежды или предмета одежды с новыми деталями, родителям рекомендуется использовать приём «рука в руке» с озвучиванием всех своих действий. Например, «Найдём у свитера переднюю сторону, разложим его на диване так, чтобы передняя сторона оказалась внизу, найдём самое большое отверстие и просунем в него голову, найдём отверстие для головы – это горловина свитера, затем найдём руками два небольших отверстия с правой и левой сторон – это рукава, просунем в них руки, расправим надетый свитер». Степень самостоятельности ребёнка изменяется постепенно, а помощь взрослого строго дозируется в зависимости от возможностей малыша. Со временем она должна быть сведена к простому наблюдению за действиями ребёнка. Не забудьте и том, что ребёнок должен учиться ухаживать за своими вещами: не бросать их на пол, а сначала просто расправлять и складывать их на стульчик, диван, постепенно учиться развешивать на плечики, складывать в шкаф. Важным моментом в обучении малыша чему-либо является поддержка со стороны взрослого. Не оставляйте без внимания любые проявления самостоятельности ребёнка, выражайте свою искреннюю радость даже от самого незначительного прогресса в обучении Вашего малыша.

Как научить ребёнка одевать вещи правильно, не на изнанку и в нужном порядке?

Учите ребёнка быть внимательным при одевании. Сначала рассмотрите одежду, аккуратно разложенную на диване или висящую перед ребёнком на «плечиках». Обратите внимание ребёнка на то, где у платья передняя сторона (какие детали платья расположены спереди, а где задняя; научите малыша определять лицевую и изнаночную сторону одежды по отдельным деталям (карман, пуговицы, вышивка и пр., по фактуре ткани, по рубчику, образуемому швами с изнаночной стороны. В верхней части одежды всегда находится горловина (воротник) – у платьев, футболок, рубашек; пояс или резинка и застёжки – у юбок, брюк, шортов. К особенностям той или иной вещи можно отнести нюансы кроя – наличие в определённом месте выреза или разреза, рисунка, кармана, вышивки т. д. Например, к часто встречающимся характеристикам относятся: вертикальный шов на шапках с изнаночной стороны сзади, нашивки (лейбочки) на кофтах, рубашках и платьях с изнаночной стороны сзади в области воротничка, застёжки (пуговицы, молнии, кнопки) на брюках и шортах находятся спереди. На изнаночной стороне одежды помимо уже перечисленных швов, нашивок также можно найти ярлыки и подгиб ткани. Для безошибочного определения лицевой и изнаночной сторон, верха и переда вещей хорошо помогают метки. Такими меткам могут быть хорошо различимые наощупь, часто встречающиеся характеристики одежды или какие-либо особенности конкретной вещи. В случае, если изнанку определить трудно (а это бывает, например, с колготками, рейтузами, опытные родители советуют пришивать метку: пуговку или маленький лоскуток ткани. Так пуговка, пришитая к колготкам спереди, может быть для ребёнка ориентиром, помогающим определить переднюю-заднюю и лицевую-изнаночную стороны колготок. Такая метка должна быть хорошо усвоена ребёнком и зрительно, и с помощью осязания. Хорошо, если на всей одежде будут одинаковые метки. Необходимо сделать метки и на обуви, чтобы ребёнок не путал левый и правый башмачки. Чтобы научить ребёнка надевать туфли правильно, обратите его внимание на застёжку. Она всегда должна быть с внешней стороны. Сначала он, естественно, будет путать и надевать, как получится. Но постепенно это запомнится. Обычно, детям показывают, поставив туфли рядом, как расположены относительно друг друга мысы. Постепенно ребёнок, хоть и позже, но научится определять правый и левый башмачки без использования меток.

Для усвоения ребёнком правильного порядка надевания вещей важно, чтобы все люди, одевающие малыша (мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка, тётя и пр., сами всегда чётко соблюдали его и озвучивали все свои действия в процессе одевания. Когда ребёнка раздевают или он раздевается сам, нужно чтобы вещи складывались или развешивались в той последовательности, в какой ребёнок будет их надевать, тогда сами вещи станут для малыша подсказкой последовательности их надевания. Прививайте ребёнку привычку складывать свою одежду аккуратно, каждый раз в одно и то же место (полка, плечики).

Раздеваться легче, чем одеваться, поэтому начать лучше именно с этого. Покажите ребёнку, как снять носки, оттянув его рукой резинку и стянув её вниз с пятки. Затем трусики, колготки, рубашку или футболку. Когда он всё это освоит, научите выворачивать снятые вещи на лицевую сторону и аккуратно складывать в определённое место: на стул, диван, или кресло (в шкаф, на полку). Одеваться лучше начинать учить с трусов и колготок, потому что обе руки свободны и ребёнок может легко ими совершать нужные манипуляции. Обращайте внимание ребёнка на то, что для пятки существует специальное углубление, в которое она должна попасть. Учите его определять по характерным признакам, где у одежды перед, а где спинка. Футболку или свитер легче надевать, начиная с головы. Найти самое большое отверстие, горловину, проще, а главное, потом ребёнку будет легче просунуть руки в рукава. Справиться с пуговицами и шнурками можно лишь при условии, если хорошо развиты пальцы рук. Если ребёнку трудно просунуть пуговицу в петлю, пальцы его не слушаются, необходима тренировка. Помимо общих упражнений для развития и укрепления пальцев рук необходимы специальные игры-упражнения с пуговицами и другими застёжками. Чтобы превратить эти занятия в интересную игру, можно изготовить или купить специальный коврик-тренажёр. К полотну с помощью пуговиц прикрепляют вырезанные из обрезков ярких тканей различные детали, используя единый сюжет. Можно изготовить из обрезков ярких тканей весёлых зверюшек: зайчиков, котят, мишек. Прежде чем поиграть с такой игрушкой, ребёнку предстоит её собрать, так как детали – голова, лапки, ушки, хвостик – пристёгиваются к туловищу игрушки пуговками. Постепенно задания можно усложнять, например, дополняя коврик-тренажёр новыми деталями: ленточками для завязывания узелков и бантиков, кнопками, крючкам, пряжками и пр.

Как приучить ребёнка к порядку в одежде, к опрятности?

С самого раннего возраста ребёнок должен иметь своё место для вещей и хорошо знать, где оно находится. Это может быть тумбочка, полка в шкафу, ящик комода, главное, чтобы оно было доступным для ребёнка. Приучайте ребёнка аккуратно складывать одежду и обувь в определённом месте (на стуле, на полке шкафа). Старайтесь быть твёрдыми и последовательными в своих требованиях. Ведь от привычки с детства к порядку в вещах и от умения сохранять этот порядок будет зависеть очень многое для Вашего ребёнка в детском саду и позднее в школе. Важно научить ребёнка с нарушенным зрением контролировать свой внешний вид. Объясните, что, если он появится небрежно одетым, грязным среди людей, над ним будут смеяться, с ним будет неприятно общаться. Обучите ребёнка приёмам контроля за своим внешним видом. Например: «Застегнувшись, проведи рукой по пуговкам: все ли они застёгнуты, каждая ли пуговица нашла именно свою петельку; одёрни платье спереди и сзади (нагнувшись, одёрни брюки); если есть поясок, посмотри, не болтается ли он» т. д. Добивайтесь, чтобы такой контроль стал привычкой для Вашего ребёнка, непременным действием, сопровождающим и заканчивающим процедуру одевания.

Не забывайте, что ребёнок не всегда может научиться этим, казалось бы, «мелочам» самостоятельно. Ваш малыш так и останется в неведении, если Вы не будете учить его этим «мелочам» целенаправленно.