* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {text-align: justify; margin-bottom: 6pt;}

Как показывает практика, воспроизведение объема в рисунке и живописи путем изображения света и тени в работах детей — это результат целенаправленных действий со стороны художника-педагога. В основном же в изображениях детей очень редко появляются объемные построения. Передача эффекта света и тени долгое время остается недоступной в изобразительной деятельности детей. Ребенка вполне устраивает та узнаваемость предмета, которую он в нее вкладывает, а отсутствие потребности в более точном воспроизведении предметов, во всем многообразии светотеневых отношений, в основном учителями не стимулируется.

Одним из простейших признаков объемности предмета является наличие блика. В программных установках учащимся 1-го класса предлагается выполнить изображение круглой елочной игрушки. Хорошо изве стна ее яркая блестящая поверхность. Отмеченный маленький белый квадратик блика придает иллюзию объема этого предмета. В дальнейшем произведенное впечатление надолго закрепляется в сознании ребенка, и он при любом удобном случае при воспроизведении блестящих поверхностей изображает блик.

Известно, что в переходный период из младшего школьного возраста в средний, по словам Сеченова, появляется эффект так называемого «детального» видения. Возрастает поток информации, которую ребенок в состоянии обнаружить и переработать и за которой часто не поспевают действия со стороны.

Внимательный взгляд на объекты окружающей действительности приводит к тому, что ребенок начинает обнаруживать очень незначительные, а подчас случайные детали. Таким образом, от «целостного» взгляда, проявлявшегося в силу ограниченных возможностей ребенка, он переходит к взгляду детальному.

В этот период учителя замечают, что дети при рисовании с натуры воспроизводят едва заметные трещинки и сколы на керамической вазе, пытаются воспроизвести многообразные оттенки цвета и т. д.

Дети способны очень тонко обнаруживать цветовое состояние рефлекса, особенно после соответствующего показа учителя. В дальнейшем изображение рефлексов постоянно присутствует в живописных работах детей, в заданиях на рисование с натуры. Они с удовольствием воспроизводят отражения на теневой поверхности предмета, особенно это эффектно выглядит на светлых (белых) глянцевых поверхностях. Но что характерно, этим поверхностям почти никогда не придается соответствующее контрастное светотеневое построение.

Тоновой контраст, под которым подразумеваются соответствующие отношения светлого и темного, контрасты света и тени, представляет особую сложность в изобразительной деятельности не только детей, но и взрослых. О способностях воспроизведения тона мало говорится в методической литературе, особенно когда это касается живописи. Мы знаем исследования художника-педагога Крымова, который придавал особое значение тональным (цветотональным) отношениям, и правильное их воспроизведение придавало удивительную целостность колористическим построениям.

Этому уделяли внимание великие художники эпохи Возрождения, а Ченнино Ченнини в своем трактате рекомендует выполние изображений на тонированной бумаге углем и мелом как переходную технику от рисунка к живописи. Здесь три градации тона задают необходимость их выразительного использования.

Стимуляция действий детей в направлении воспроизведения тонового контраста касается прежде всего светотеневых отношений. Практика работы с детьми показывает, что они еще плохо отмечают тени собственные и падающие. Они могут нарисовать падающую тень в отсутствие собственной или наоборот. Могут обозначить в рисунке тень и не придать ей соответствующего тонального состояния (Свет и тень.