Научная статья

Original article

Объемно-планировочная структура вузов

Костина А.О.

Студентка кафедры Архитектуры Кубанского государственного университета, г. Краснодар, Россия

Аннотация: Высшие учебные заведения представляют собой оптимальную среду для многогранных и сложных учебных процессов, которые способствуют развитию всесторонне образованных специалистов. Развитие университета характеризуется: - производственным спросом на высококвалифицированных специалистов, расширением научных исследований в университетской системе и переподготовкой в целях повышения квалификации инженерно-технических работников, повышением взаимосвязи образовательного процесса с университетом.

Ключевые слова: архитектура, планировка, структура, строительство, здание.

Volumetric planning structure of universities

Kostina A.O.

Student of the Department of Architecture, Kuban State University, Krasnodar, Russia

Abstract: Higher education institutions represent an optimal environment for multifaceted and complex learning processes that contribute to the development of well-rounded educated professionals. University development is characterized by: - industrial demand for highly qualified specialists, expansion of scientific research in the university system and retraining to improve the qualification of engineering and technical workers, increasing interconnection of the educational process with the university.

Keywords: architecture, layout, structure, construction, building

На протяжении всего хода исторического развития высшего образования в России можно выделить пять периодов строительства университета, каждый из которых меняет свой подход к проектированию в зависимости от требований правительства к высшему образованию. Первый — это период становления, конец XVIII - начало XIX века. Истоки высшего образования, первые университеты в России. Понедельник — это дореволюционный период, вторая половина XIX века - 1917 год. Стремительный рост промышленного производства, а также стремительное развитие естественных наук и технологий в России. Вторник был посвящен довоенному периоду, с 1917 по 1941 год. Этот период характеризуется развитием общего и высшего образования, индустриализацией страны и приобщением населения к науке и культуре. Четвертым был послевоенный период, с 1945 по 1980 год - период реконструкции, а также развития производства, науки и высшего образования. Пятый — это современный период, начиная с середины 80-х годов - период политических и экономических перекосов, который приводит к устареванию материально-технической базы практически во всех университетах страны. В начале XXI века разрабатывались различные программы и концепции модернизации образования [8].

Анализ отечественного и зарубежного опыта проектирования и строительства университетских комплексов позволил выявить два градостроительных плана университета. Первый план университета - пригородный, второй - городской. Первая схема обладает качественными преимуществами, основными из которых являются сложность разработки и возможность территориального развития университетских комплексов. Схема Monday делится на два типа - рассеянную и локальную. Тип рассредоточения — это совокупность рассредоточенных университетских объектов в городской среде. Местный тип — это университетские комплексы с высокой плотностью застройки в городских районах.

Изучение отечественного и зарубежного опыта проектирования, строительства и развития университетов выявило основные методы модернизации архитектуры и планирования современного университета: наличие стратегии развития университета; трансформация и гибкость планировочных решений; наличие многофункциональных пространств; размещение университета в пригороде с большой запас заповедных территорий и порядок их застройки; наличие внутренних и внешних ландшафтов и пространств размещения населенных пунктов; хорошая транспортная доступность; привлекательность архитектурно-пространственной среды кампуса с функциональными зонами развития и сервисной инфраструктурой создают комфортные условия для обучения и проживания.

Кампус представляет собой кластерный комплекс, состоящий из образовательных, научных и лабораторных учреждений, экспериментального производства, общественных, рекреационных и жилых зданий и сооружений на изолированной территории, принадлежащей университету, с преимущественно пешеходной доступностью между объектами

Сегодня Правительство нашей страны приняло несколько законопроектов, в которых сформулированы задачи, необходимые для достижения основных целей модернизации российского образования. Анализируя поставленные задачи, продиктованные нашими мировыми и государственными тенденциями, становится ясно, что текущая ситуация в организации образовательного процесса и его оснащении требует существенного улучшения за счет архитектурной модернизации и планировки.

Основными направлениями развития высшего образования являются: организация новой структуры федеральных университетов; совершенствование системы высшего образования. Средства и технологии; информатизация образования; интеграция университетов в мировое образовательное пространство; приоритет устойчивого развития университет.

Лидирующие позиции в разработке теоретических основ университетского проектирования на основе научных исследований принадлежат главным институтам страны - Гипровузу, ЦНИИЭП учебных корпусов, Гипропросу и другим учреждениям, которые аккумулируют свои основные усилия в решении смежных задач. Теоретические разработки исследователей также ведутся полным ходом, задавая новые направления для дальнейшего развития. разработка и углубление научных идей в рассматриваемой области. Первой важной работой, посвященной архитектуре советских университетов, была диссертация Н. Я. Матвеевой. Выполнено несколько дипломных работ по актуальным вопросам архитектурного проектирования высших учебных заведений следующих авторов: Р. Г. Людмирская; Б. М. Капустина; П. Х. Зайченко; П. А. Моргуна; П. П. Марьева; О. И. Путинцева; В. Н. Королев; В. И. Заборовский; Г. И. Милинис; А. Б. Клименко и другие. Ряд вопросов, затрагивающих различные аспекты архитектурной структуры и планировки университета, рассматриваются в «руководстве по проектированию высших учебных заведений» и работе Г. Н. Цытович «Университеты с развивающейся планировочной структурой» (1982).

Однако до сих пор не проводилось исследований по архитектуре и планированию модернизации университетских комплексов с использованием современных информационных технологий.

Многосторонняя деятельность университетов определяет набор функциональных элементов, составляющих соответствующую базу, здания учебных заведений, основную группу и их интерактивные взаимоотношения [11].

Функциональные элементы университетских зданий разделены на три основные группы. Группа 1 включает в себя основные немедицинские подразделения, общие для всего университета, которые в равной степени относятся ко всем факультетам. Это основа кабинета директора, административного персонала, общественной организации, редакции крупной тиражной газеты, медицинских служб, столовых, базовых библиотек, компьютерных центров общежития или студенческих клубов, технического персонала, технических и хозяйственных служб.

Группа 2 включает в себя учреждения, предлагающие лекции, практические занятия, семинары, лабораторные занятия и курсы по дисциплинам всех учебных циклов. На основе этой группы данная группа делится на 2 подгруппы:

а) для студентов, обучающихся, в основном, на бакалавриате, на всех факультетах - учебные классы, помещения для сотрудников общей кафедры и для студентов, обучающихся по дисциплинам социально-политического и общенаучного цикла (включая факультет физической и военной подготовки, иностранных языков), залы для занятий дизайном, буфетные залы и т.д.;

б) для обучения студенты старших курсов, сгруппированные по факультетам, время от времени используют учебное заведение студенческой базы факультета, а также используют студентов других факультетов - деканат, помещения деканатского кабинета, общественную организацию факультета, факультативные занятия. библиотека, буфет, а также факультативные занятия и записи (в частности) на факультеты с персоналом кафедр и для практических занятий и лабораторий студентов по дисциплинам специального цикла подготовки, учебный зал и оборудование для дипломного проектирования.

Фонды группы 3 составляют учебные, практические и экспериментально-научные фонды факультетов и производств университета и включают в себя:

а) Учебно-производственные семинары, образовательные клиники и т. д. для прохождения учебной практики студентами;

б) лаборатории и научно-исследовательские институты [3].

Список литературы

Аронов В. Р. Художник и предметное творчество. - М.: Советский художник, 2020.

Визуальная культура - визуальное мышление в дизайне. - М.: ВНИИТЭ, 2019.

Давидич

Т.Ф. Стиль как язык архитектуры. — Харьков: Изд-во Гуманитарного центра, 2020. — 336 с. — ISBN 978-966-8324-70-3

Дженкс

Ч. Язык архитектуры постмодернизма //

Стройиздат

. Москва. 2019, 435 с. Онлайн-источники

Дуцев

, М.В. Концепция архитектурно-художественного единства города (на примере Еревана) / М.В.

Дуцев

// Поволжский научный журнал. - 2019. - № 1. - с. 94-99.

К.

Зитте

- Художественные основы градостроительства, 1993.

Стройиздат

, 255 стр. - 2021 г.

Михайлов С., История дизайна. т. 1, 2. Министерство архитектуры России, Москва, 2020

Основные термины в области проектирования. Краткий словарь. - М.: ВНИИТЭ, 2019.

Стиль в изобразительном искусстве // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 т. (82 т. и 4 доп.). - Санкт-Петербург.: 2021.

Шаронов М. Типовое проектирование - магистральная линия развития советской архитектуры // Архитектура СССР. - 2019. - №1. - с. 1-3.

Шимко

В. Т. Архитектура и проектирование. Основы теории. М.: НПЦ-принт, 2018.

Эстетические ценности предметно-пространственной среды

: Под

ред. А. В. Иконникова. - М.:

Стройиздат

, 2019.