Современный мир сегодня гораздо более сложен, чем двадцать лет назад. Эти сложности требуют особого подхода к образованию. С появлением новых технологий, профессий, изменений в экономике и социально-психологическом состоянии людей, формирование функциональной грамотности учащихся становится одной из главных задач современной педагогики. Уровень функциональной грамотности является показателем качества образования на всех уровнях, начиная от школьного и заканчивая государственным.
Современность, меняющаяся с быстротой молнии, требует от людей гораздо больше, чем просто умение читать и писать, решать математические задачи и знать физические законы. Современный человек должен обладать критическим и креативным мышлением, уметь работать в команде, эффективно общаться, быть любознательным, настойчивым, инициативным, способным адаптироваться и обладать лидерскими качествами. Функциональная грамотность в учебном процессе способствует эффективному развитию этих качеств. Достижение заданных предметных, метапредметных и личностных результатов в различных направлениях, таких как финансовая грамотность, креативное мышление и глобальные компетенции, способствует повышению уровня функциональной грамотности учащихся в России. Для этого важно успешно реализовать Федеральный государственный образовательный стандарт.
В настоящее время мы сталкиваемся с серьезной экологической проблемой в мире. Развитие цивилизации привело к ухудшению состояния окружающей среды, и каждый год ситуация становится все хуже. Основной проблемой современного общества является безразличное отношение людей к природе и отсутствие элементарного экологического воспитания, которое должно быть заложено с детства. Взрослые и дети становятся все более склонны извлекать выгоду, не задумываясь о последствиях для природы и общества. Это отражает низкий уровень общей экологической культуры и взаимоотношений с окружающей средой. Национальная доктрина образования в Российской Федерации и Федеральная программа развития образования признают экологическое воспитание одной из основных задач общества. В детстве и юности люди не проводят резкой границы между собой и природой, и именно в этих периодах они искренне беспокоятся о вреде, который они могут причинить окружающей среде. Именно поэтому школьники активно участвуют в экологических акциях и мероприятиях. Я стремлюсь реализовать экологическую грамотность через исследовательскую деятельность. В 2012 году мы начали работу над первым крупным экологическим проектом "Экологический мониторинг реки в станице Егорлыкской". В проекте принимали участие волонтеры из школы, члены экологического кружка и все заинтересованные и заботливые учащиеся. Наше исследование включало просветительскую деятельность, экологические акции, субботники и презентацию результатов на различных конкурсах, таких как "Зеленая планета", "Юный ученый", "Мой зеленый дом" и областная конференция "Устойчивое развитие сельских территорий".