«Обогащаем словарь дошкольника»
Особенности словаря у детей с речевыми нарушениями.
Словарь детей с нарушениями речи имеет ряд особенностей. Во-первых, словарь ограничен в количестве. Во-вторых, имеющийся запас слов в пассивном словаре (те слова и выражения, которые ребенок понимает) медленно переходит в активный (слова и выражения, которые ребенок активно использует в речи). Дети затрудняются назвать по картинкам целый ряд слов, не знают названия многих частей предмета, дети заменяют их названием самого предмета (стена – «дом») или действия (кузов – «песок возят»), зачастую части предметов заменяют названиями частей тела (воротник – «горлышко»; кабина – «кузов»). Также дети заменяют слова, близкие по ситуации и внешним признакам (пишет – «раскрашивает»).
В словаре мало обобщающих понятий (машина, трамвай, поезд, самолет – это… - транспорт). В речи детей практически нет антонимов (слова противоположные по значению: холод - жара), очень мало синонимов (слова различные по звучанию, но близкие по значению: холод – стужа). Так, характеризуя величину предмета, дети используют только два понятия: большой и маленький, которыми заменяют слова длинный, короткий, высокий, низкий, толстый, тонкий, широкий, узкий.
Как развивать словарь ребенка?
Работа над развитием словаря должна проходить по нескольким направлениям:
1.Обогащение словаря новыми словами (названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.);
2.Уточнение словаря (наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира);
3.Активизация словаря (дети должны не просто запомнить новые слова, но и уметь свободно ими пользоваться);
4.Устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные).
Развитие ребенка происходит через общение и совместную деятельность со взрослыми, только так малыш познает мир. С обогащением знаний детей об окружающем расширяется и словарный запас.
Стимулируйте развитие словаря посредством:
1.Наблюдения (наблюдайте за каким-нибудь процессом, например, за сезонными изменениями, происходящими в природе, рассматривайте различные предметы и т.д.);
2.Рассматривания и описания картин, картинок, игрушек и различных предметов;
3.Показа фильмов и последующего обсуждения;
4.Чтения художественных произведений;
5.Дидактических игр, словесно-логических упражнений.
Следует отметить, что данные приемы должны сопровождаться комментариями или рассказом взрослого. Постоянно рассказывайте, поясняйте ребенку: «Что это?», «Для чего это?», «Как это устроено?», «Почему происходит так, а не иначе?» и т.д.
Игры и упражнения для развития словаря.
В игровом материале, посвященном словарной работе, основное место занимают игры и упражнения, направленные на формирование понимания значения слова и употребление слова в соответствии с его смыслом.
Упражнения с существительными.
Покажите ребенку игрушечного медведя и попросите его назвать эту игрушку по-разному. Например, мишка, мишенька, мишутка и т.д.
Можно усложнить задание: «Скажи об игрушках словами, в которых слышится звук [ш] (мишутка, мишка, сынишка, малыш, игрушечка и т.д.). Назови одним словом этих двух мишек (братья, друзья, Топтыгины)»
Упражнение с глаголами.
Попросите ребенка ответить на вопросы:
Что умеет делать кошка? (Лакать (молоко), царапаться, мяукать, мурлыкать, играть, лежать, смотреть, стоять и т.д.).
Что любит делать щенок? (Бегать, грызть (кость), гоняться (за кошкой), играть и т.д.).
Как ведёт себя щенок, когда ему дают кость? (грызёт, наслаждается, рычит, радуется, торопится).
Что делает щенок, когда его берут на руки? (Прижимается, радуется, смотрит, зажмуривается, сопит) и т. д. с другими частями речи
( прилагательными, наречиями…)
Заключение.
Дорогие родители, помните, что важно использовать каждую минуту общения с ребенком для развития его речи: нужно беседовать, разговаривать по дороге домой из детского сада, больше и чаще читать с ребенком книг и обсуждать с ребенком прочитанное, побуждать ребенка высказывать свое мнение и переживания. Тогда речь вашего малыша будет грамотной и красивой.