ОБРАЗ ПОВЕСТВОВАТЕЛЯ В СБОРНИКЕ НОВЕЛЛ И. БУНИНА «ТЕМНЫЕ АЛЛЕИ»

Долинская О.А.

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Школа № 67 г. Донецка»

Аннотация: в данной работе рассматривается манера повествования И. Бунина. Раскрывается образ повествователя в цикле новел И. Бунина «Тёмные аллеи». Анализируется речь бунинских персонажей. Определяется отражение монологов и «диалогов» на роль повествователя.

Ключевые слова: И. А. Бунин, «Тёмные аллеи», повествователь, монолог, диалог, внутренний монолог.

М. Горький говорил о таланте И. Бунина в построении сюжетов, в создании ярких образов, в его языковом чутье. Об этом свидетельствуют строки из письма И. Бунину: «Вы для меня – первейший мастер в литературе русской, это не пустое слово, не лесть Двадцатипятилетняя работа Ваша, полная ревностной любви к родному языку, – красота его всегда тонко чувствуется Вами, – эта еще не оцененная работа дает нам радостное право сказать, что Вы являетесь достойным преемником тех поэтов, которые породнили русскую литературу с европейской, сделали ее одним из замечательных явлений XIX века» [1, с. 50]. И. А. Бунин занимает место в истории мировой литературы величайшего стилиста, мастера слова, способного на небольшом отрезке текста, создать индивидуальные образы, пейзажи, передать настроение.

Проблемы художественной и народной речи И.А. Бунин исследовал на протяжении всего творческого пути.  В вопросах языка И.А. Бунина отличался консервативностью. Он был последователем того литературного языка, начало которому положил А. С. Пушкин, отточенному благодаря мастерству последующих классиков: М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, И.С. Тургенева и других. Его мысли о языке современной литературы отражают отношение писателя к вопросам чистоты художественного языка и особенностей его взаимодействия с языком народным.

Идиостиль И.А. Бунина исследуется в разных аспектах. Г.Н. Абреимова, А. П. Аверьянов изучают фразеологические средства произведений, В. С. Сидорец изучает морфологические языковые средства, семантику синтаксических структур рассматривает Т. С. Монина, образными средствами занимаются Н.А. Николина, М. Н. Новикова, внимание языковым средствам и способам выражения эмоций в лирике уделяет И. А. Морозов, тип авторства исследуют И. П. Карпов, Н. М. Кучеровский, композиционные уровни текста и повествовательная манера отражается в работах О.В. Сливицкой.

Мы рассматриваем манеру особенности цикла «Темные аллеи», так как составляющей стиля произведения является художественная речь. Это одна из стилевых доминант, поскольку понятие «стиль» в литературоведении связано, в первую очередь, с языком. Как отмечает А.Б. Есин, «литературный образ может существовать не иначе, как в словесной оболочке», ведь литература искусство именно слова. Слово, язык – «первоэлемент» литературы, благодаря которому «все детали изображенного мира получают художественное бытие» [3, с. 125]. Также, речь является одним из средств характеристики персонажей, ведь они «неизменно проявляют себя в словах» [3, с. 126]. Авторский взгляд на мир содержится именно в мыслях и чувствах героя, выраженными словесно. Способ, манера, характер «говорения» персонажа выдвигаются в центр произведения, становятся главными.

А. Б. Кременцов утверждает, что в эпических произведениях, куда мы относим и цикл «Темные аллеи» выделяются две речевые стихии: речь героев и собственно повествование (текст эпического произведения минус прямая речь героев) [4, с. 97]. В любом эпическом произведении «запечатлевается манера воспринимать действительность, присущая тому, кто повествует, свойственные ему видение мира и способ мышления»128. В связи с этим возникает образ повествователя, понятие, которое вошло в литературоведческий обиход благодаря трудам Б.М. Эйхенбаума, В.В. Виноградова, М.М. Бахтина, Г.А. Гуковского. Правомерность этого образа как самостоятельного оспаривалась, повествователь нередко отождествлялся с автором. В Литературной энциклопедии терминов и понятий утверждается, что повествователь - это «носитель авторской речи в прозаическом произведении» [6, с. 582]. Но это не совсем точное утверждение. Повествователь - еще один герой произведения, с помощью которого раскрывается сюжет. Если автор - реальный человек, то повествователь - созданный им образ. Бесспорно, они близки, но не являются единым целым. Образ повествователя - особый. Это специфическая форма художественного воспроизведения человека. Повествователь, как отмечает В.Е. Хализев, «является посредником между изображенным и читателем, нередко выступая в роли свидетеля и истолкователя показанных лиц и событий» [3, с. 249]. Обычно, в художественном произведении не говорится о судьбе повествующего, о его взаимоотношениях с действующими лицами. Но чуткий к словесному искусству читатель видит в рассказе, повести или романе не только сообщение о жизни персонажей с ее подробностями, но и выразительно значимый монолог повествователя. Основное, а зачастую единственное средство его создания - речь, за которой просматривается определенный характер, способ мышления, мировоззрения. Именно речь, манера говорить дает читателю представление об образе повествователя, о складе его ума и чувств, о его характере, который обнаруживается «не в его действиях и не в прямых излияниях души, а в своеобразном повествовательно-описательном монологе».

«Темные аллеи» – знаковая книга в творчестве И.А. Бунина. Своеобразный итог жизни мастера, сборник его мыслей, взглядов и чувств. В определенной степени - это автобиографическая книга, поскольку многие события из жизни писателя нашли здесь свое отражение (первая любовь к Варваре Пащенко, женитьба на Анне Цакни, позднее увлечение Галиной Кузнецовой). Наверное, поэтому книга имеет монологический характер. Однако диалоги в «Темных аллеях» также играют важную роль. Бунин многие истины вкладывает в уста своих персонажей, которые и озвучивают их в беседах.

И. Бунин в цикле новел «Темные аллеи» делает основными типами речевой активности своих героев монологи и диалоги. Диалогическая речь имеет неофициальность и не публичность контакта. Зачастую, это непринужденный разговор, во время которого решаются важные вопросы, это мы можем увидеть в новеллах «Качели», «Кума».

В бунинских произведениях иногда монолог имеет диалогический характер, это происходит, когда герой вступает во внутренний спор с самим собой, либо же когда диалог в силу определенных обстоятельств превращается в монолог одного участника процесса, например, в новеллах «Галя Ганская», «Баллада».

Часто все произведение превращается в большой, развернутый монолог, так как повествователь у Бунина одновременно является участником рассказываемых событий, что мы наблюдаем в новеллах «Начало», «Кавказ», «Холодная осень», «Поздний час».

Нередко встречаем у Бунина монолог внутреннего характера, когда герой наедине с собой вспоминает о событии, анализирует его. Такой монолог зачастую имеет характер исповеди, герои возвращаются к событиям давно минувших дней. Так, герой «Руси» вспоминает о своих отношениях с молодой художницей, увидев в окно поезда знакомую станцию, а герою «Позднего часа» подобным поводом служит приезд в город, в котором он не был очень давно. 

В новелле «Холодная осень» уединенный монолог героя занимает все пространство произведения. Но диалоги, которые присутствуют в тексте, делают его эмоционально насыщенным. Именно диалог героини и ее жениха, относительно небольшой, но емкий по смысловой нагрузке, открывает нам момент наивысшего счастья и величайшей трагедии в ее жизни.

По мнению В.А. Кухаренко, внутренний монолог в произведениях тормозит развитие сюжета. В новелле «Руся» монолог выпадает из сюжетного движения. 

Отличительной особенностью монологов в цикле «Темные аллеи» является то, что нередко они начинаются как диалоги, постепенно превращаясь в монолог («Галя Ганская», «Баллада»).

В новелле «Галя Ганская» важное значение имеет диалог. Новелла начинается как диалог двух героев – художника и бывшего моряка. Правда, постепенно он превращается в произнесенный монолог, так как более активен один герой. Но в этот монолог включаются диалоги, важные для понимания смысла произведения.

Бунинские монологи и диалоги раскрывают образ повествователя, имеют ряд особенностей, отличающих от монологов и диалогов любого другого писателя. В «Темных аллеях» превалирует внутренний монолог, поскольку основным мотивом цикла является мотив памяти. Особенностью бунинского внутреннего монолога является его уединенно-обращенный характер. Одна из особенностей диалога, прежде всего, – постепенное превращение его в произнесенный монолог. В связи с этим один из участников (как правило, главный герой) становится более активным, тогда как другой (и этот персонаж с данной целью и вводится в произведение) выполняет роль пассивного слушателя. Кроме того, бунинские диалоги можно назвать драмой в миниатюре, потому что зачастую в них, помимо собственно речи героев, важное значение имеют ремарки. Они не только обрамляют сами фразы, но и как бы мотивируют сказанное. В целом же монолог и диалог в «Темных аллеях» несмотря на монологический характер всего цикла все-таки равноправны, тесно переплетены между собой.

Список литературы:

1. Бунин И.А. Великий дурман. Окаянные дни / И. А. Бунин; Письма к читателю; Несвоевременные мысли / М. Горький. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 402 с

2. Бунин И. А. Собрание сочинений в 9 томах / под общ. ред.: А. С. Мясникова, Б. С.

3. Есин А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие / А. Б. Есин. - 3-е изд. – М.: Флинта, Наука, 2000. – 248 с.

4. Кременцов Л.П. Русская литература XX века: учеб пособие для студентов вузов: в 2 т. / Л. П. Кременцов. - Москва: Академия, 2002 - 494 с.

5. Кухаренко В.А. Интерпретация текста/ В. А. Кухаренко. – М.: Просвещение, 1988. 192 с.

6.Литературная энциклопедия терминов и понятий под редакцией А.Н. Николюкина. – М.: Интелвак, 2001. 1600 с.

7.Хализев В.Е. Теория литературы / Е. В. Хализев. М.: Высшая школа, 2002. – 438 с.

THE IMAGE OF THE NARRATOR IN THE COLLECTION OF SHORT STORIES BY

I. BUNIN “DARK ALLEYS”

Annotation: This article discusses the style of narration by I. Bunin. The narrator’s image in the cycle of short stories by I. Bunin “Dark Alleys” is revealed. The speech of Bunin characters is analyzed. The reflection of monologues and "dialogues" on the role of the narrator is determined.

Key words: I. A. Bunin, “Dark Alleys”, narrator, monologue, dialogue, internal monologue.

Skilevaya A. S.

Scientific adviser: Pershina K.V. Senior Lecturer

Department of the History of Russian Literature and Theory of Literature

Donetsk National University