Образовательное этнокультурное пространство детского сада как основа формирования у детей духовно-нравственных ценностей

Охотина Екатерина Константиновна, старший воспитатель

МБДОУ ЦРР “Сулусчаан”, с. Ытык-Кюель, Таттинского улуса РС (Я);

okhotinaek@gmail.com

Аннотация: в статье описывается опыт работы по формированию у детей духовно-нравственных ценностей посредством образовательного этнокультурного пространства.

Ключевые слова: духовно-нравственные ценности, традиции, обычаи, образовательное этнокультурное пространство.

С давних времен у народа саха воспитание в семье шло во имя передачи духовно-нравственных ценностей и традиционных приемов трудовой деятельности с целью обеспечения жизнедеятельности нового поколения.

Мудрость народного воспитания целенаправленно воздействует на духовно-ценностную ориентацию ребенка; способствует обеспечению трансляции основ традиционного уклада жизни, морально-этических воззрений на исконные ценности семьи, народа.

Наш детский сад расположен в сельской местности, посещают 150 детей, всего 6 групп. Воспитательно-образовательную работу осуществляют 19 педагогов.

Для формирования у детей духовно-нравственных ценностей, таких как жизнь, семья, труд, патриотизм, ответственность, честность, любовь, дружба, справедливость, здоровье, и т.д. в нашем детском саду создано образовательное этнокультурное пространство.

Основными составляющими компонентами пространства являются:

- организация повседневного быта, уклада жизни с учетом этнокультурной особенности;

- развитие родной речи; общение со взрослыми и между собой;

- приобщение к традициям предков, национальной культуре.

Развивающую предметно-пространственную среду составляют:

-режим функционирования детей: возрастные особенности, природно-климатические условия окружающей среды;

-национальные игрушки и игры: подвижные, познавательные, настольные;

- ценностные ориентации;

- художественно-образная система народной культуры;

-специально разработанные комплексные занятия по физической культуре по мотивам эпоса олонхо, по национальным играм;

- адаптированные традиционные народные праздники.

Предметная среда привлекает ребенка, вызывает интерес к языку. Языковая развивающая среда включает в себя как языковую среду, так и предметную. Ребенок знает, что он может подойти, посмотреть, взять в руки то , что ему нужно, вызывает интерес.

В группах детского сада в рамках знакомства с Россией, родным краем созданы уголки, посвященные национальной культуре.

В среду все работники и дети детского сада надевают национальные костюмы, подаются национальные блюда. Проводятся развлекательные досуги, включающие национальные игры, чтение литературы, песни, танцы, изобразительная деятельность, театрализованные представления по национальным мотивам.

Якутский героический эпос олонхо, являющийся шедевром устного нематериального наследия человечества, имеет общечеловеческое значение, таит в себе истоки огромного воспитательного и образовательного педагогического потенциала. Богатейший жизненный опыт народа, его мораль и взгляды, социальные отношения, быт, обычаи, сосредоточены в эпосе олонхо. В настоящее время в Республике Саха (Якутия) внедряется педагогика олонхо как этнокультурная составляющая непрерывного образования.

Морально-этическая, философско-эстетическая составляющая олонхо, как ресурс сохранения духовно-нравственной самобытности народа саха, способствует формированию этнокультурной идентичности через универсальные действия образовательного и воспитательного процесса.

В целях приобщения детей к традициям и обычаям народа саха в нашем детском саду создана комната олонхо в виде якутского балагана. Здесь в качестве учебного материала представлен макет “Якутская усадьба”. Макет доступен, прост в использовании. На основе этого макета разработаны игры, дидактические материалы по развитию речи, стихи, загадки. Также в этой комнате периодически проходят выставки, мероприятия о предметах быта, о национальных культурных традиций, уклада жизни народа, системы традиционных духовных ценностей.

В сообществе «Уран тыл» дети знакомятся с якутским фольклором (народные песни, тойук, осуохай, чабырҕах), с эпическим произведением олонхо. Знакомство дошкольников с традициями народа саха через обрядовые праздники вызывает интерес к прошлому своих предков, расширяет знания и представления о культурном наследии, способствует воспитанию у детей национальных черт характера. В результате непрерывной плановой работы дети приобщаются к культуре своего народа, традициям и обычаям. У детей формируются духовно-нравственные ценности, обогащается словарный запас.

В детском саду, проводится кружок «Кырачаан боотурдар, оонньуулара» с целью развития у мальчиков физических качеств посредством якутских национальных игр. Кружок проводится по трем направлениям. Это дом, детский сад и детская спортивная школа. Занятия, мастер-классы по хапсагаю и мас-рестлингу проводят тренеры Детско-юношеской спортивной школы.

Народные игры являются неотъемлемой частью духовно- нравственного воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, соответствуют детской природе, удовлетворяют потребности ребенка в познании окружающего мира, в умственной активности, развивает воображение и творческие наклонности. И в образовательный процесс включаются младшие воспитатели, которые проводят национальные настольные игры: хабылык, тырыынка, иэрэгэй, тыксаан.

Мы считаем, что детский сад – это социально-педагогическая система, взаимодействующая с другими организациями, учреждениями с целью всестороннего развития детей.

Целью знакомства с культурой проживающих на территории России этносов (народов), развитие познавательного интереса к родной культуре, коммуникативных умений, навыков взаимодействия и сотрудничества, для обогащений знаний о культуре разных национальностей Республики Саха (Якутия) педагоги из Дома детского творчества “Сатабыл” проводят совместные праздники и развлечения с включением в них народных игр (музыкальных и подвижных), песен, танцев. Знакомят детей с народными традициями, воспитывают интерес и толерантность по отношению к представителям разных этнических культур. Все дети, сотрудники и родители принимают активное участие в подготовке праздников.

По договору, педагог из станции юных натуралистов проводит кружок “Юный эколог”, где дети знакомятся с окружающей природой, с миром животных родного края.

Наш детский сад поддерживает тесную связь со своими ветеранами, приглашает их на тематические развлечения, утренники, праздники. Ветераны проводят беседы, рассказывают народные сказки, пословицы, загадки.

Также установлена тесная связь с родителями, с бабушками и дедушками. Они стали равноправными участниками образовательного процесса. Родная культура войдет в сознание ребёнка прежде всего как культура семьи, для осознания этого с родителями проводятся беседы, консультации, круглые столы, родительские собрания. В семье ребенок получает первый опыт приобщения к народной культуре через семейные традиции, праздники, историю семьи. Помимо этого родители сами смогли пополнить свой багаж знаний о народной культуре.

Члены фольклорных коллективов, ассоциации Олонхо, групп коллекционеров, клуба бабушек проводят различные мероприятия для детей.

Особое значение для формирования у детей духовно-нравственных ценностей
имеет трудовая деятельность.

В целях приобщения детей к труду организовываются экскурсии, целевые прогулки, где дети смогут понаблюдать за профессиональной деятельностью взрослых.

Каждый год летом проводится национальный праздник ысыах для детей. Традиционно он начинается с обряда алгыс. Алгыс – это якутский обряд благословения. круговой танец осуохай. Это связано с чувством единения человека с окружающим миром.

Для воспитания чувства патриотизма, любви к родному краю в этом году открыли мини-музей «Дойдуга таптал, ытыктабыл түмэлэ». Здесь дети знакомятся с произведениями искусства, иллюстрирующими быт, природу, историю этноса несомненно являются катализаторами усвоения детьми традиционных ценностей родного края.

Формирование духовно-нравственных ценностейэто повседневная работа родителей и педагогов, и будет успешным, если будут созданы условия, способствующие формированию культурного поведения, личности ребенка, его сознания, самосознания, нравственных и других его характеристик.

Список использованной литературы:

1. Метенова Н.М. Педсовет. Нравственное воспитание. Новые подходы к проведению педагогических советов в ДОУ//ООО ИПК «Индиго», 2017. – 61 с.

2. Коваль А.Н., Малыгина А.Н., Жесткова Е.А. Формирование духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 8-4. – С. 748-750;

3. Коломийченко Л.В., Воронова О.А. Семейные ценности в воспитании детей 3-7 лет //ООО ТЦ «Сфера»,2013. – 125 с.

4. Иванова Т.В. Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Старшая группа//ИТД «Корифей», 2008. – 96 с.