Образовательный маршрут выходного дня как эффективный способ взаимодействия семьи и ДОУ в условиях ФГОС. Семья?– это базовая ячейка, которая дает ребенку ощущение психологической защищенности, социальную поддержку. Именно в этом и есть значение?семьи для человека, а для ребёнка особенно. Семья — это место, где ребёнок получает свой первый социальный опыт, опыт общественного поведения. На примере близких, формируются нравственные и духовные качества ребёнка. Чтобы воспитать духовно - нравственное поколение нам необходимо действовать сообща, совместными?усилиями: детский сад,?семья, общественность. В современном обществе наблюдается снижение внимания к воспитанию детей со стороны родителей, их самоустранение от решения вопросов воспитания и личностного развития детей. Именно поэтому появилась и начала внедряться новая теория совместной работы?семьи и ДОУ, в основе которой лежит идея о том, что воспитание детей - это обязанность и ответственность родителей, а все социальные институты должны помогать и дополнять их воспитательную работу. Одним из приоритетных направлений моей работы является?взаимодействие с семьями воспитанников. Детский сад — это не только учреждение, осуществляющее?образовательные услуги, процессы воспитания, развития детей, но и культурно – развивающий досуговый центр для дошкольников. Поэтому наряду с традиционными формами работы ДОУ и?семьи?(конференции, тематические выставки,??круглый стол?, консультации, общие и групповые?собрания родителей, дни открытых дверей, клубы по интересам) я использую нетрадиционные формы и методы работы с?семьями для создания и укрепления позитивного?взаимодействия?и сотрудничества в рамках?образования дошкольников. Современный детский сад должен быть таким, чтобы каждая?семья?нашла помощь и поддержку в воспитании детей. Одной из нетрадиционных форм работы по?взаимодействию с семьями?воспитанников организация воскресного досуга для детей и родителей. В?выходные?дни родители могут больше времени посвятить занятиям со своими детьми. В каждой?семье?существуют свои формы проведения?выходных дней. В рамках годового плана и работы с родителями мною был предложен совместный проект??Образовательный маршрут выходного дня?. Организация совместных мероприятий – достойная замена проведению времени у компьютеров и телевизоров. Это одна из лучших форм организации, как досуга дошкольников, так и их?образования. Через прохождение ?образовательных маршрутов??эффективно приобретаются и усваиваются новые знания об истории, культуре, географии родного края, города. Прогулка принесет только пользу – и смена впечатлений, и свежий воздух, и развитие общего кругозора. Важно, чтобы ребёнок извлёк из походов как можно больше. Именно поэтому требуется специальная подготовка и участие со стороны родителей. Дети должны получать знания о своем городе, активно участвовать в добывании этих знаний вместе с родителями, педагогами. ?Цель разработки ?маршрута выходного дня?:? Воспитание у дошкольников уважения и интереса к родному краю, духовной культуры человека через взаимодействие и сотрудничество педагогов с родителями. Цель предусматривает решение некоторых?задач: Создать?условия?для физического и эмоционального развития ребёнка в ДОУ и?семье. Формировать активную деятельность родителей в воспитании детей, повышать их степень участия в педагогическом процессе. Гармонизировать отношения родителей и детей с помощью организации совместных мероприятий. Обобщать и систематизировать знания о родном крае. Расширять детский кругозор. Формировать представления о достопримечательностях города. Знакомить детей с географическим расположением города. Воспитывать любовь и чувство гордости за город, в котором живем. Алгоритм разработки маршрута: ? - Сбор сведений о месте посещения, предстоящем культурном событии в жизни города через Интернет, телефонную связь, личное посещение. ? - Сбор информации о необходимом снаряжении, условиях посещения. - Разработка маршрута следования с указанием основных достопримечательностей, на которых стоит акцентировать внимание ребенка. Результат:? Мотивация родителей на предстоящую совместную деятельность, дальнейшее сотрудничество с детским садом. ?Расширение представлений детей о родном городе и крае,?его культуры, истории, людей; воспитание любви, уважения, чувства гордости и ответственности за свою малую Родину; укрепление здоровья детей через сотрудничество педагогов с?семьями. Расширение активного и пассивного словаря детей, развитие связной речи. ?Насыщение предметно-пространственной среды материалами краеведения: альбомами, фотовыставками, вернисажами рисунков, созданными детьми совместно с родителями, презентациями о городе и крае.? ?Образовательный маршрут выходного дня??может использоваться для детей всех возрастов. Возраст ребенка определяет направленность?маршрута. Младшие дети еще с трудом представляют себе город. Поэтому?целесообразнее?начинать с экскурсий по ближним улицам. У старших дошкольников знаний о родном городе намного больше. Значит, начинаем знакомить их с историей города и его достопримечательностями, рассказываем об известных людях, имеющих отношение к нашему городу, внесших вклад в его развитие или культуру. Разработка??Образовательного маршрута выходного дня??проходит несколько?этапов: 1. Организуется родительское?собрание, на котором родителям рассказывается о мероприятиях, проводимых в ДОУ для ознакомления детей с родным городом, краем. Этим мы мотивируем родителей на совместную работу. 2. Собираются сведения о месте посещения, предстоящем культурном событии в жизни?города: подбор книг, иллюстраций, брошюр, видеоматериалов. Результатом может стать оформление фотоальбомов. 3. Разрабатывается?маршрут, где указываются основные достопримечательности, на которые стоит?обратить?особое внимание ребенка. 4. Непосредственно экскурсия по?маршруту, результатом которой могут?стать: фотовыставки, доклады, рисунки, презентации, стенгазеты. 5. Презентация.?(Заслушивание докладов, просмотр презентаций, альбомов, стенгазет.) 6. Выставка рисунков??Мой?выходной день?. При реализации??Образовательного маршрута выходного дня??можно отметить следующие?результаты: Повысилась активность родителей в сотрудничестве с детским садом, педагогом. Происходит осознанность родителями важности совместных семейных мероприятий. Расширяются представления детей о родном городе, его истории и культуре. У детей наблюдается обогащение словарного запаса, развитие связной речи. Пополнение и обогащение предметно-пространственной среды материалами?краеведения: альбомами, фотовыставками, рисунками, оформленными детьми совместно с родителями, презентациями о городе и крае. Приобретаются знания детей о?разнообразии?семейного отдыха в родном городе. Увеличивается познавательный интерес к изучению истории, культуры, наследия родного города. В процессе реализации??Образовательного маршрута выходного дня??созданы: Папки с фотографиями с экскурсий. Публикация статей в журнале ?Здоровье и экология? Оформлена выставка экспонатов. Разработка??Образовательных маршрутов выходного дня??- является?эффективным способом взаимодействия и сотрудничества с семьями воспитанников, вовлечения?семьи в единый образовательный процесс. Он оказал позитивное влияние на совместную работу педагогов и родителей. Общение в непринуждённой эмоционально - насыщенной обстановке?способствует?сближению педагогов и родителей, родителей и детей. Совместная деятельность обогащает отношения родителей и детей, учит?взаимопониманию, делает их настоящими партнёрами. На основе предложенного алгоритма разработки??Образовательных маршрутов выходного дня??педагоги смогут создать свои?маршруты?и применять их в работе с родителями. Мною были разработаны такие маршруты: План работы образовательных маршрутов выходного дня в старшей группе №6 на 2023-2024 учебный год № п/п Мероприятие, содержание мероприятия Дата проведения Ответственные 1 Волгоградский Планетарий сентябрь Воспитатель, родители. 2 Поход в казачий театр на представление ?Заколдованная царевна? Экскурсия по парку ?Саши Филлипова? октябрь Воспитатель, родители. 3 Музей заповедник ?Старая Сарепта? ноябрь Воспитатель, родители. 4 Волгоградский областной краеведческий музей Театрализованная интермедия ?Празднование Рождества в Царицыне? декабрь Воспитатель, родители. 5 Памятник собакам-истребителям танков февраль Воспитатель, родители. 6 Музей ?Дети военного Сталинграда? март Воспитатель, родители. 7 Памятник землячки Александры Николаевны Пахмутовой. апрель Воспитатель, родители. 8 Итоговое Родительское собрание май Дети, воспитатель, родители. В результате взаимодействия педагогов и семей, родители стали надежным партнёрами для собственных детей.
Образовательный маршрут выходного дня как эффективный способ взаимодействия семьи и ДОУ в условиях ФГОС