Образовательный маршрут выходного дня

 как эффективный способ взаимодействия

семьи и ДОУ в условиях ФГОС.










Семья?– это базовая ячейка, которая дает ребенку ощущение психологической защищенности, социальную поддержку. Именно в этом и есть значение?семьи для человека, а для ребёнка особенно.
Семья — это место, где ребёнок получает свой первый социальный опыт, опыт общественного поведения. На примере близких, формируются нравственные и духовные качества ребёнка. Чтобы воспитать духовно - нравственное поколение нам необходимо действовать сообща, совместными?усилиями: детский сад,?семья, общественность. В современном обществе наблюдается снижение внимания к воспитанию детей со стороны родителей, их самоустранение от решения вопросов воспитания и личностного развития детей. Именно поэтому появилась и начала внедряться новая теория совместной работы?семьи и ДОУ, в основе которой лежит идея о том, что воспитание детей - это обязанность и ответственность родителей, а все социальные институты должны помогать и дополнять их воспитательную работу.
Одним из приоритетных направлений моей работы   является?взаимодействие с семьями воспитанников. Детский сад — это не только учреждение, осуществляющее?образовательные услуги, процессы воспитания, развития детей, но и культурно – развивающий досуговый центр для дошкольников. 
Поэтому наряду с традиционными формами работы ДОУ и?семьи?(конференции, тематические выставки,??круглый стол?, консультации, общие и групповые?собрания родителей, дни открытых дверей, клубы по интересам) я использую нетрадиционные формы и методы работы с?семьями для создания и укрепления позитивного?взаимодействия?и сотрудничества в рамках?образования дошкольников. Современный детский сад должен быть таким, чтобы каждая?семья?нашла помощь и поддержку в воспитании детей.
Одной из нетрадиционных форм работы по?взаимодействию с семьями?воспитанников организация воскресного досуга для детей и родителей. В?выходные?дни родители могут больше времени посвятить занятиям со своими детьми. 
В каждой?семье?существуют свои формы проведения?выходных дней.
В рамках годового плана и работы с родителями мною был предложен совместный проект??Образовательный маршрут выходного дня?. Организация совместных мероприятий – достойная замена проведению времени у компьютеров и телевизоров. Это одна из лучших форм организации, как досуга дошкольников, так и их?образования.
Через прохождение ?образовательных маршрутов??эффективно приобретаются и усваиваются новые знания об истории, культуре, географии родного края, города. Прогулка принесет только пользу – и смена впечатлений, и свежий воздух, и развитие общего кругозора.
Важно, чтобы ребёнок извлёк из походов как можно больше. Именно поэтому требуется специальная подготовка и участие со стороны родителей.
Дети должны получать знания о своем городе, активно участвовать в добывании этих знаний вместе с родителями, педагогами. ?Цель разработки ?маршрута выходного дня?:?
Воспитание у дошкольников уважения и интереса к родному краю, духовной культуры человека через взаимодействие и сотрудничество педагогов с родителями.
Цель предусматривает решение некоторых?задач:
Создать?условия?для физического и эмоционального развития ребёнка в ДОУ и?семье.
Формировать активную деятельность родителей в воспитании детей, повышать их степень участия в педагогическом процессе.
Гармонизировать отношения родителей и детей с помощью организации совместных мероприятий.
Обобщать и систематизировать знания о родном крае.
Расширять детский кругозор.
Формировать представления о достопримечательностях города.
Знакомить детей с географическим расположением города.
Воспитывать любовь и чувство гордости за город, в котором живем.
Алгоритм разработки маршрута: ?
- Сбор сведений о месте посещения, предстоящем культурном событии в жизни города через Интернет, телефонную связь, личное посещение. ?
- Сбор информации о необходимом снаряжении, условиях посещения.
- Разработка маршрута следования с указанием основных достопримечательностей, на которых стоит акцентировать внимание ребенка.    
Результат:?
Мотивация родителей на предстоящую совместную деятельность, дальнейшее сотрудничество с детским садом. ?Расширение представлений детей о родном городе и крае,?его культуры, истории, людей; воспитание любви, уважения, чувства гордости и ответственности за свою малую Родину; укрепление здоровья детей через сотрудничество педагогов с?семьями. Расширение активного и пассивного словаря детей, развитие связной речи. ?Насыщение предметно-пространственной среды материалами краеведения: альбомами, фотовыставками, вернисажами рисунков, созданными детьми совместно с родителями, презентациями о городе и крае.?   
?Образовательный маршрут выходного дня??может использоваться для детей всех возрастов. Возраст ребенка определяет направленность?маршрута. Младшие дети еще с трудом представляют себе город. Поэтому?целесообразнее?начинать с экскурсий по ближним улицам. У старших дошкольников знаний о родном городе намного больше. Значит, начинаем знакомить их с историей города и его достопримечательностями, рассказываем об известных людях, имеющих отношение к нашему городу, внесших вклад в его развитие или культуру.
Разработка??Образовательного маршрута выходного дня??проходит несколько?этапов:
1. Организуется родительское?собрание, на котором родителям рассказывается о мероприятиях, проводимых в ДОУ для ознакомления детей с родным городом, краем. Этим мы мотивируем родителей на совместную работу.
2. Собираются сведения о месте посещения, предстоящем культурном событии в жизни?города: подбор книг, иллюстраций, брошюр, видеоматериалов. Результатом может стать оформление фотоальбомов.
3. Разрабатывается?маршрут, где указываются основные достопримечательности, на которые стоит?обратить?особое внимание ребенка.
4. Непосредственно экскурсия по?маршруту, результатом которой могут?стать: фотовыставки, доклады, рисунки, презентации, стенгазеты.
5. Презентация.?(Заслушивание докладов, просмотр презентаций, альбомов, стенгазет.)
6. Выставка рисунков??Мой?выходной день?.
При реализации??Образовательного маршрута выходного дня??можно отметить следующие?результаты:
Повысилась активность родителей в сотрудничестве с детским садом, педагогом.
Происходит осознанность родителями важности совместных семейных мероприятий.
Расширяются представления детей о родном городе, его истории и культуре.
У детей наблюдается обогащение словарного запаса, развитие связной речи.
Пополнение и обогащение предметно-пространственной среды материалами?краеведения: альбомами, фотовыставками, рисунками, оформленными детьми совместно с родителями, презентациями о городе и крае.
Приобретаются знания детей о?разнообразии?семейного отдыха в родном городе.
Увеличивается познавательный интерес к изучению истории, культуры, наследия родного города.
В процессе реализации??Образовательного маршрута выходного дня??созданы:
Папки с фотографиями с экскурсий.
Публикация статей в журнале ?Здоровье и экология?
Оформлена выставка экспонатов.
Разработка??Образовательных маршрутов выходного дня??- является?эффективным способом взаимодействия и сотрудничества с семьями воспитанников, вовлечения?семьи в единый образовательный процесс. Он оказал позитивное влияние на совместную работу педагогов и родителей. Общение в непринуждённой эмоционально - насыщенной обстановке?способствует?сближению педагогов и родителей, родителей и детей. Совместная деятельность обогащает отношения родителей и детей, учит?взаимопониманию, делает их настоящими партнёрами.
На основе предложенного алгоритма разработки??Образовательных маршрутов выходного дня??педагоги смогут создать свои?маршруты?и применять их в работе с родителями.
Мною были разработаны такие маршруты:
План работы
образовательных маршрутов выходного дня
в старшей группе №6 на 2023-2024 учебный год
 
№
п/п
Мероприятие, содержание мероприятия
Дата проведения
Ответственные

1
Волгоградский Планетарий
сентябрь
 Воспитатель, родители.

2
Поход в казачий театр на представление ?Заколдованная царевна?
Экскурсия по парку ?Саши Филлипова?
октябрь
Воспитатель, родители.

3
Музей заповедник ?Старая Сарепта?
ноябрь
Воспитатель, родители.

4
Волгоградский областной краеведческий музей 
Театрализованная интермедия ?Празднование Рождества в Царицыне?
декабрь
Воспитатель, родители.

5
Памятник собакам-истребителям танков
февраль
Воспитатель, родители.

6
Музей ?Дети военного Сталинграда?
март
Воспитатель, родители.

7
Памятник землячки Александры Николаевны Пахмутовой.
апрель
Воспитатель, родители.

8
Итоговое Родительское собрание 
 
май
Дети, воспитатель, родители.

  В результате взаимодействия педагогов и семей, родители стали надежным партнёрами для собственных детей.