НАУЧНАЯ СТАТЬЯ

Образовательный web-квест – современная технология обучения 

на уроках географии

А. В. Чернышова

Национальный исследовательский Нижегородский государственный

университет им. Н.И. Лобачевского, Арзамасский филиал ННГУ,

факультет естественных и математических наук,

кафедра биологии, географии и химии, студент

Россия, 607220, Нижегородская обл., г. Арзамас, ул. К. Маркса, д. 36

E-mail: shernucova2206@mail.ru

Научный руководитель: В.А. Шеманаев, к.п.н., доцентом

Аннотация: Данная статья посвящена образовательным web-квестам на уроках географии. В статье рассмотрены особенности web-квестов и его основные характеристики.

Ключевые слова: сайт, web-квест, web-технологии, веб-поиск.

Сегодня, чтобы пробудить у детей интерес к учебным предметам, необходимы новые технологии. Детям хочется чего-то необычного; для них стандартный учебник остался в прошлом. Одной из новых технологий обучения современных школьников является веб-поиск или «поход» в Интернет.

В современном мире родители приобретают своим детям огромное количество устройств, помогающих им учиться. Учителя думают, как их правильно применить, кроме поиска информации по теме или прохождения тестов в Интернете. На самом деле, учащиеся очень часто пользуются Интернетом во время учебы. Они смотрят научные фильмы, скачивают справочники, рефераты для учебы и т. д. Как улучшить работу ребенка с Интернетом и компьютером, как правильно научить его работать с огромными потоками информации, чтобы ребенок ее правильно усвоил. Именно этому его и нужно научить, и в этом поможет квест-технология [2].

Что такое образовательный web-квест, как новая технология обучения и как её использовать на уроках географии? 

Web-квест – единственный из современных методов обучения, позволяющий в форме интересной игры – это поможет заинтересовать учеников к получению новых знаний и умений. Web-квест – проблемное задание с элементами ролевой, а также дидактической игры, при выполнении которого используются ресурсы Интернета и дополнительные источники информации, требующие самостоятельного исследования [3].

При обилии различных источников в Интернете учащиеся не умеют грамотно использовать информацию или правильно ее подбирать для решения учебной задачи. Следовательно, образовательный web-квест – это интернет-сайт, с помощью которого ученики работают над выполнением того или иного задания. При этом web-квест охватывает отдельную задачу урока или тему учебного предмета, а возможно и несколько предметов, т.е. может стать межпредметным.

Использование web -технологий на уроках географии повышает мотивацию учащихся к самообучению, развивает новые компетенции, реализует творческое мышление и потенциал, развивает самостоятельность и повышает самооценку, учит работать в группе, в процессе ребенок приобретает мастерство публичных выступлений.

Таким образом, проанализируем использование web-квеста на примере изучения одной из тем предмета географии. Тема «Природа Нижегородской области» в курсе географии 8 – 9 классов считается одной из занимательных тем для учащихся. Данная заинтересованность определена необычностью, свежестью исследуемых явлений, учащиеся впервые встречаются с определением «Мой край».

При изучении данного вопроса обучающиеся приобретают яркие понятия об истории собственной местности, географическом положении, флоре и фауне, достопримечательностях Нижегородской области.

Учитель должен стремиться более широко использовать возможности, которые заложены в содержании темы, чтобы поддерживать и развивать познавательные интересы учеников.

Основная цель работы с учащимися – систематическое развитие и укрепление их познавательных интересов, является также важный мотив обучения, развитие особенности личности, и мощное средство воспитывающего обучения, на уроках географии идет повышение его качества.

Для достижения этой цели нужно использовать технологию web-квеста.

Цель темы «Природа Нижегородской области» является: расширение знаний учеников по данной теме, а также формирование познавательной деятельности при изучении географии.

Задачи темы:

1. Расширить географический кругозор учеников с применением разных источников информации.

2. Улучшить знания по географии, применяя компьютерные технологии.

Тема направлена на реализацию образовательных стандартов среднего (полного) общего образования по географии и способствует решению единого комплекса воспитательных, образовательных и развивающих задач в области социокультурной/межкультурной компетенций.

Улучшаются следующие универсальные учебные действия:

-критическое мышление;

-технологическая и информационная компетентность;

-навыки сотрудничества.

Информационная и учебно-познавательная компетенции выражаются в следующем:

-овладение умениями применять, исследовать, преобразовывать информацию, применяя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) при изучении географии;

-приобретение навыка применения информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности;

-овладение простыми методами исторического познания, умениями и навыками работы с разными источниками информации.

Уже после завершения работы по теме «Природа Нижегородской области», обучающиеся смогут (личностные результаты):

-использовать программные ресурсы по созданию презентаций, публикаций;

-выражать собственное мнение по проблеме;

-аргументировать собственную точку зрения;

-применять творчески свои идеи.

Метапредметные результаты:

-способность корректировать свою работу, нацеленную на изучение окружающей среды;

-способность реализовывать информативный отбор, производить оценку уровня важности источника;

-проводить исследование обнаруженных данных, делать заключения.

Предметные результаты:

-усвоение начальных сведений;

-использование базовых понятий, которые доступны ученикам;

-умение характеризовать новые знания полученные на уроках географии.

Таким образом, web-квест как образовательная технология основывается на определенный подход в обучении, в процессе которого происходит конструирование нового. Согласно технологиям web-квеста учитель становится организатором исследовательской и учебно-познавательной работы учащихся, а не просто руководителем. Учитель формирует условия для самостоятельной умственной и творческой работы учеников, в результате этого изучение новой темы предмета географии становится более интересным и увлекательным. А обучающиеся становятся равноправными участниками процесса обучения, разделяя ответственность со своим учителем за весь процесс и результаты на уроках географии [4].

Именно поэтому, web-квест дает возможность учителю применять современные технологии на своих уроках, а ученикам разумно использовать интернет, самостоятельно осуществлять учебную деятельность, контролировать и оценивать ее.

Литература

1. Быховский Я. С. Что такое образовательный веб-квест? URL: http://www.iteach.ru/met/metodika/a_2wn4.php (дата обращения 17.02.2024).

2. Морева Н.Ю. «Использование технологии веб- квест на уроках как способ активизации учебной деятельности учащихся». URL: https://multiurok.ru/files/priedstavlieniie-innovatsionnogho-opyta-po-tiemie.html (дата обращения 01.02.2024).

3. Николаева Н.В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся. URL: http://rcio.pnzgu.ru/vio/07/cd_site/Articles/art_1_12.htm (дата обращения 27.02.2024).

4. Таратухина Т.А. Использование технологии веб-квеста в учебном процессе. URL: https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/2012/05/16/ispolzovanie-tekhnologii-veb-kvest-v-uchebnom-protsesse (дата обращения 27.02.2024).

5. Романцова Ю.В. Веб-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся/ Ю.В. Романцова. – М.: Академия, 2013. – 141 с.