* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;}

Общее недоразвитие речи у детей 6-7 лет

При общем недоразвитие речи у детей оказываются несформированными все компоненты языковой системы: фонетика, лексика и грамматика.

Большинство таких детей к началу последнего года обучения в детском саду достигают 3-го уровня речевого развития.

Состояние речи у каждого из детей в подготовительной группе, естественно, имеют индивидуальные особенности. Однако можно отметить и общие закономерности.

Произношение звуков. У детей, ранее получавших логопедическую помощь, как правило, остаются несформированными самые сложные в коррекционном плане звуки: шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ) и звуки Р и РЬ. У детей первого года обучения нарушения произношения серьезнее и охватывает не 2, а 4—5 групп звуков (свистящие, сонорные, шипящие, нередко мягкие и звонкие). Но у всех детей отмечается смешение (при восприятии на слух и произношении) близких в акустическом и артикуляторном планах звуков: С-Ш, 3-Ж, Р-Л, Ч-ТЬ, Ч-Щ, Ч-Ц, СЬ-Щ.

В отличие от начальных этапов обучения, к подготовительной группе слоговая структура и произношение звуков в речи ребенка искажаются только в словах, содержащих 4-—5 слогов, с одним или двумя стечениями согласных звуков (велосипедист, строительство, железнодорожный и т.п.).

Словарный запас дошкольников с общим недоразвитием речи к шести годам значительно наполнен, однако по-прежнему отстает от возрастной нормы как количественно, так и качественно. Затруднения касаются подбора синонимов и антонимов, родственных слов, относительных прилагательных, слов, имеющих абстрактное значение, некоторых обобщений.

Употребление приставочных глаголов, существительных, обозначающих профессии (дирижер, балерина и пр.), обнаруживает значительное количество ошибок. В словаре детей зачастую отсутствуют сложные существительные (ледоход, соковыжималка и т.п.), сложные прилагательные (тонконогий, длиннохвостый, красногрудый и др.), притяжательные прилагательные (лисий, кошачи        й и пр.).

Дети не всегда точно и полно могут объяснить значение знакомого слова, подобрать более двух-трех прилагательных или глаголов к заданному существительному (Что может делать лошадь? Какая осень? И т. п.).

Грамматическое оформление речи. Большинство воспитанников с ОНР в подготовительной группе способны строить простые нераспространенные и распространенные предложения, включая фразы с несколькими определениями. Однако и в таких предложениях у большей части детей продолжают отмечаться нарушения (много деревов, о красивыми домах, дотронулся лобаи пр.), пропуски или замены сложных предлогов (из-за, из-под, с/со, над), изменение порядка слов. Наиболее характерны эти ошибки для дошкольников, которые ранее не получали логопедическую помощь. Большинство детей группы затрудняются в правильном построении и грамматическом оформлении сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Данные нарушения речи  отражаются на связной речи дошкольников, которая продолжает оставаться несовершенной. Рассказы детей недостаточно полны, развернуты, последовательны, состоят в основном из простых предложений, содержат фонетические и грамматические ошибки.

В подготовительной к школе группе учитель-логопед проводит подготовку к овладению элементами грамоты. В начале учебного года готовность к чтению и письму у детей различна. Некоторые дети совсем не владеют навыкам звукового анализа (затрудняются выделять первый, последний звук в слове), другие дети хорошо слышат последовательность звуков в коротких словах (кот, мак, суп и т.п.) и нуждаются в дальнейшем развитии навыков.

Основные направления коррекционно-развивающей работы в подготовительной к школе группе

Основными направлениями коррекционно-развивающего обучения данного речевого уровня детей является продолжение работы по развитию:

1) лексико-грамматического строя речи

уточнение и расширение значений слов, формирование обобщающих понятий, введение в речь антонимов, синонимов;

дальнейшее развитие навыков словообразования (не только существительные со значением уменьшительным, но и увеличительным значением (сапог-сапожок-сапожище и т.п.), относительные прилагательные (деревянные, соломенная и т.п.), притяжательные прилагательные (собачий, медвежий и т.п.), приставочные глаголы (зашивает, подшивает и т.п.), образование сложных слов (пчеловод, кофеварка и т.п.), образование сравнительной степени прилагательных (большой – больше, мелкий – мельче и т.п.);

дальнейшее развитие и закрепление употребления в речи уже усвоенных грамматических форм (навыки грамматического изменений различных частей речи,

согласование  прилагательных

и существительных, прилагательных и числительных в роде, числе, падеже, употреблению в речи простых и сложных предлогов).

2) связной речи:

пересказ рассказов, сказок;

составление рассказов по сюжетной картине, серии картинок;

составление творческих рассказов, рассказывание из личного опыта.

3) произносительной стороны речи:

дальнейшее формирование навыков правильного звукопроизношения;

формирование произношения слов различной слоговой сложности;

закрепление навыков правильного произношения в самостоятельной речи.

4) подготовка к овладению элементарными навыками грамоты:

развитие навыков звукового анализа – умение определять последовательность звуков, навыков звукового синтеза – умение соединять звуки в слог, слово;

различение звуков по признакам звонкости-глухости, твердости-мягкости; формирование навыков деления на слоги;

усвоение понятий звук, слог, слово, предложение;

ознакомление детей с буквами;

обучение чтению, печатанию слогов, слов, коротких предложений.

Занятия по развитию речи в подготовительной группе, как и в старшей, проводятся в соответствии с лексическими темами, в рамках которых осуществляется ознакомление детей с окружающим, уточнение и активизация словарного запаса, а также совершенствование связной речи.