Важным условием для развития речи является богатство впечатлений, получаемых ребенком. Чем больше впечатлений, тем больше поводов к речевому общению, со взрослыми и со сверстниками.
Необходимыми условиями для развития у детей речи является установление с каждым ребенком эмоциональных и «деловых» контактов. Малыши охотнее разговаривают с теми взрослыми, которые проявляют к ним доброжелательное внимание, играют с детьми. Именно этим взрослым ребенку хочется что-то сказать, предложить какое-то действие, задать вопрос, именно их словам хочется подражать.
Для этого мы должны создать для детей жизнерадостную теплую атмосферу, обеспечивающую детям хорошее настроение. Состояние подавленности, страха, в первую очередь, подавляют речевую инициативу детей.
Речь взрослого, обращенная к детям должна включаться во все виды их совместной жизнедеятельности: кормление, одевание, умывание, игра и т.п. Педагог должен обращаться не только к группе детей, но и лично к каждому ребенку.
Чтобы пользоваться речью, ребенку необходима уверенность в том, что взрослые его слушают и понимают. Поэтому так важно, чтобы взрослые откликались на все обращения ребенка, поощряли его и поддерживали их.
Моя работа совместной деятельности с детьми по теме «Общение как средство развития речи детей раннего возраста», направленная на развитие у детей речи, предполагает, с одной стороны, включенность речи взрослого во взаимодействие с ребенком в повседневной жизни, а с другой – организацию специальных игр и занятий.