Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
?Хорулинская средняя общеобразовательная школа им. Е.К.Федорова? 
Нюрбинский район
Республика Саха (Якутия)









ОБУЧЕНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ



Выполнила Чочанова Н.Н.,
учитель начальных классов
МБОУ ?Хорулинская СОШ им.Е.К.Федорова?
















Актуальность: Значение выразительного чтения в жизни человека очень важно, потому что выразительное чтение есть художественное чтение в условиях школы. Художественное чтение является исполнительским искусством, задача которого – превратить слово написанное в слово звучащее, а звучащее слово гораздо лучше воспринимается, чем прочитанное.
В отличие от рассказывания, выразительное чтение точно сохраняет текст произведения, что и подчеркивается словом ?чтение?.
Ясная и правильная передача мыслей автора – первая задача выразительного чтения. Логическая выразительность обеспечивает четкую передачу фактов, сообщаемых словами текста и их взаимосвязь. Оно всегда включает в себя отношение автора к изображаемым им явлениям жизни, его оценку явлений, эмоциональное их осмысление.
Выразительным должно быть не только чтение, но и речь. ?Сказать о чем—то выразительно – это значит в какой-то мере усилить впечатление от своей речи, воздействовать на чувства слушателей, заставить обратить внимание на ту или иную деталь в разговоре или повествовании?.
Что делает речь учителя выразительной? Почему мы стремимся построить свою речь так, чтобы не только точно передать свои мысли, но и постараться, чтобы она звучала красиво? Очевидно, выразительная речь достигает цели все же быстрее, чем речь просто правильная. Особенно важно это для учителя начальных классов, ведь младшие школьники, как известно, более эмоциональны. 
Таким образом, выразительность чтения – это неотъемлемая часть навыка чтения и устной речи учащихся.
Исходя из сказанного, можно утверждать, что тема данного исследования является актуальной, так как в настоящее время мало внимания отводится этой теме, и она важна для развития детей. Выразительное чтение произведений способствует точному пониманию замысла писателя, чувств, которые вложены в произведение.
Основная цель работы – определение условий, приемов обучения выразительному чтению.
Объест исследования – процесс развития и совершенствования навыка звучащей речи на основе подготовки к выразительному чтению художественных произведений.
Предмет исследования – методические приемы и способы подготовки выразительного чтения художественных произведений учащимися.
Исходя из цели, объекта, предмета выдвинули следующую гипотезу: если систематически использовать приемы обучения, нацеленные на выразительно чтение текстов художественных произведений, то можно способствовать выразительному чтению художественных текстов и глубокому из пониманию.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические и методические основы выразительного чтения;
2) раскрыть сущностную характеристику процесса обучения выразительному чтению;
3) проанализировать методическую литературу по проблеме;
4) описать процесс организационной работы, а так же использование приемов обучения выразительному чтению художественных произведений в начальных классах

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовать следующие методы исследования:
•изучение психолого-педагогической, учебно-методической литературы по проблеме;
•педагогический эксперимент;
•наблюдение, описание, сравнительный, количественный и качественных анализ полученных результатов

1. Понятие выразительного чтения и техники речи
Умение читать не приходит само собой. Его надо развивать умело и последовательно. Наиболее доступной для детей формой восприятия художественного произведения является слушание выразительного чтения.
Ученый-педагог Львов М.Р.   считал, что ?выразительно чтение – это… первая и основная форма конкретного, наглядного обучения литературе?.[5]
Выразительное чтение – возможность проникнуть в самую суть произведения, учиться понимать внутренний мир героев. Оно углубляет понимание детьми выразительных средств устной речи, ее красоты и музыкальности, служит образцом для учащихся
Основной принцип выразительного чтения – проникновение в идейный и художественный смысл читаемого.
Выразительное чтение – одна из сторон навыка чтения. Чтение, которое правильно передает идейное содержание произведения, его образы. Признаки выразительного чтения:
2)умение соблюдать паузы и логические ударения, передающие замысел автора;
3)умение соблюдать интонации вопроса, утверждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски;
4)хорошая дикция, ясное, четкое произношение звуков, достаточная громкость, темп. 
Выразительность – важное требование, предъявляемое к чтению учащихся начальных классов. Мы называем выразительным такое громкое чтение, в процессе которого читающий с достаточной ясностью выражает мысли и чувства, вложенные автором в произведение. Прочитать текст выразительно, значит:
1)раскрыть характерные особенности образов, картин, изображенных в нем
2)показать отношение автора к событиям, к поступкам героев;
3)передать основную эмоциональную тональность, присущую произведению.
Программа начальных классов требует от учащихся элементарных средств выразительности: соблюдение пауз, логического ударения, верной интонационной окраски. К этому надо добавить, что основой выразительного чтения детей является стремление наиболее ясно выразить свое понимание к прочитанному.
Большое влияние на учащихся оказывает выразительное чтение учителя. Чем выразительнее прочитал учитель, тем глубже и устойчивее впечатление, оставшееся в сознании юных слушателей, и сознательнее дальнейшая работа по анализу прочитанного. Чтение учителя доставляет детям эстетическую радость, раскрывая благородство нравственного облика героя, вызывая глубокие эмоциональные переживания – ?упражнения в нравственном чувствовании?, как называл их К.Д.Ушинский. Наблюдая образцовое чтение учителя, учащиеся стремятся и сами при чтении раскрывать сове отношение к прочитанному всеми доступными им средствами.
Главным условием, обеспечивающим выразительность чтения, является сознательное восприятие текста учащимися. Естественной, правильной выразительности можно достигнуть лишь на основе вдумчивого чтения и достаточно глубокого анализа образов произведения. Это не значит, что до обобщающей беседы мы де уделяем внимания этой стороне чтения.
Наоборот, в процессе повторного громкого чтения мы используем всякую возможность для постепенной подготовки к выразительному чтению: предлагаем правильно прочитать уже осмысленные детьми отрывки или эпизоды; обращаем их внимание на отдельные изобразительные средства, отыскивая в них логически и эмоционально важно слово, требуем соблюдения интонации, соответствующей знакам препинания, - словом, на протяжении урока помогаем учащимся овладеть необходимыми средствами выразительности.
В работе над выразительностью речи большое внимание надо уделять средствам речевой выразительности: интонации, логическому ударению, паузе, темпу, силе и высоте голоса. Все средства речевой выразительности находятся в тесной взаимосвязи и дополняют друг друга.
К чтению учителя и школьника нельзя предъявлять те же требования, что к художественному чтению артиста, владеющего, кроме специально оставленного голоса, и другими средствами выразительности, имеющего возможность длительности организованной подготовки к чтению. Для школьного выразительного чтения обязательно выполнение следующих требований, предложенных Л.А.Горбушиной [3]:
1. Соблюдение знаков препинания. Этот элементарный навык особенно важен для учащихся 1-2 классов.
Дети, еще читая букварь, приучаются к естественному понижению голоса на точке, к передаче вопросительной или восклицательной интонации при соответствующих знаках в конце предложения. При этом надо воспитать в них навык связать определенный знак интонации с содержанием предложения. Недостаточно только указать, что в конце предложения стоит тот или иной знак: ученик должен осознать необходимость выразить радость, удивление или страх в зависимости от мысли предложения.
2. Паузы логические и психологические.
Они не зависят от знаков препинания, а определяются значением отдельных слов и частей предложения. Логические паузы делаются для выделения наиболее важного слова в предложении, перед словом или после его. Пауза после слова привлекает внимание слушателя к этому слову. Психологическая пауза нужна для перехода от одной части произведения к другой, резко отличающейся по эмоциональному содержанию. 
3. Ударение.
В предложении или в сложном словосочетании одно из слов выделяется большей силой выдыхания, а иногда изменением тона голоса. Обычно это бывает наиболее важное по смыслу слово. Поэтому такое выделение слова из предложения называется логическим ударением. Неправильно считать, что ударение всегда выражается относительно большей громкостью и повышением тона. Часто ударность достигается, наоборот, понижением голоса, причем усилением выдыхания проявляется в замедленном произношении слова.
4. Темп и ритм чтения.
Темп чтения (степень быстроты произношения текста) также влияет на выразительность. Общее требование к темпу выразительного чтения - соответствие его тему устной речи: слишком быстрое, как и чересчур замедленное, и излишними паузами, трудно воспринимается. Однако в зависимости от картины, рисуемой в тексте, темп меняется, ускоряясь или замедляясь соответственно содержанию.
Изменение темпа является хорошим приемом характерной окраски речи при чтении диалога.
5. Интонация.
Определение интонации дано О.В. Кубасовой, которая в это широкое понятие включает использование всех средств выразительности: ударений, пауз, темпа и ритма, которые объединяются в нераздельную совокупность с помощью эмоционально-смысловой окраски, определяемой содержанием текста или предложения. Эта окраска чаще всего передает авторское отношение к описываемым фактам: одобрение, презрение и другие эмоции и оценки. Ярче всего эта окраска проявляется в мелодике речи, то ест в понижении и в повышении голоса. Также изменения высоты голоса называются интонацией (более узкое значение). Интонация понижается в конце повествовательного предложения, повышается на смысловом центре вопроса, поднимается вверх и затем резко падает на месте знака тире, ровно повышается при перечислении определений или сказуемых, стоящих перед существительными, а также ровно снижается при обратном их соотношении.  
       Обучение выразительному чтению – одна из главных задач начального обучения младших школьников. Умение выразительно говорить и читать формируется на протяжении всех четырех лет начального обучения. исходным моментом обучения выразительности речи и чтения является живая, разговорная речь. 
       Выразительная речь – устная произносимая речь, соответствующая содержанию высказывания или читаемого текста. Средство выразительности звучащей речи – интонация. При поступлении в школу дети уже владеют родным языком, имеют определенный запас слов, употребляют их в разговоре, в понятных для окружающих сочетаниях, умеют ответить на вопросы и так далее. Вместе с усвоением языка дети усваивают обычные в обиходе интонации, хотя пока все эти элементы не вычленяются ими и не осознаются, так как усвоены по подражанию, имитационным путем.
        Рассмотрим составляющие техники речи:
1. Дыхание.
Правильное дыхание заключается в экономном, равномерном расходовании воздуха. Это достигается при условии использования всего мышечного аппарата грудной клетки. Пополнение легких воздухом происходит в перерывах между словами или фразами, там, где это требуется по смыслу речи.
2. Голос.
Произнося слова, мы выдыхаем из легких воздух, который через дыхательные пути проходит в гортань, где в результате смыкания и размыкания голосовых связок он образует звук, которые называется голосом.
Голос должен быть достаточной силы (звучности) и чистоты (благозвучности. 
3. Дикция.
Каждое слово учителя должно быть произнесено ясно, отчетливо. Ясность произношения зависит от устройства речевого аппарата и его правильной работы. К органам произношения относятся: губы, язык, челюсти, зубы, твердое и мягкое небо, маленький язычок, гортань, глотка, голосовые связки. 

2.1. Условия организации работы над выразительностью чтения
Для эффективной работы над выразительностью чтения учащихся учителю следует знать условия работы над выразительностью чтения. К ним относятся следующие, изложенные М.Р.Львовым.[5]
1. Работе над выразительным чтением должен предшествовать тщательный анализ художественного произведения. Следовательно, упражнения в выразительном чтении должны проводиться на заключительных этапах урока, когда завершена работа над формой и содержанием произведения. однако нельзя думать, что работа над выразительностью чтения состоит только в использовании тренировочных упражнений. 
2. Обязательно должен демонстрироваться образец выразительного чтения произведения. Это может быть или образцовое чтение учителем или чтение мастером художественного слова в записи. Если образец демонстрируется при первичном знакомстве с произведением, лучше прибегнуть к чтению учителем. Если образцовое чтение привлекается на этапе упражнений в выразительном чтении, то могут быть использованы технические средства для воспроизведения чтения мастером.
3. Работа над языком произведения – тоже одно из условий отработки выразительности чтения. Невозможно добиваться от учеников выразительного чтения, если или не понята форма произведения, поэтому наблюдение над выразительно-изобразительными средствами становится органической частью работы по уяснению идейной направленности произведения.
4. Работа над выразительностью чтения должна опираться на воссоздающее воображение школьников, то есть на их умение представить картину жизни по авторскому словесному описанию, увидеть внутренним взором то, что изобразил автор. 
5. Обязательным условием работы над выразительным чтением является также обсуждение в классе вариантов прочтения проанализированного произведения. 

2.2. Методы, приемы и виды работ по развитию выразительности чтения
Работа по выразительному чтению в школе не требует специальных часов, она сочетается с разнообразными видами работа на уроках русского языка и чтения. При этом особе значение приобретают организации и методы работы по выразительному чтению.
Приемы работы учащихся над авторским текстом почти ничем не отличаются от приемов, применяемых учителем. 
Разнообразные методы и приемы обучении выразительному чтению реализуются в специальных упражнениях, используемых на уроке чтения. Цель их – овладение интонационно правильной речью; творческая подача связного текста; работа над восприятием целого текста: его образов, сюжета, идеи; понимание логического содержания художественного произведения.
В 1 классе важную роль играют упражнения в технике чтения: чтение вслух и про себя, предупреждение ошибок в технике чтения и т.д. Выразительность чтение достигается на этом этапе различными приемами работы с текстом: повторно чтение с различными заданиями; деление текста на смысловые части и выяснение связей между ними; определение цели чтения вслух; оценка событий или действующих лиц и определение отношения к ним (что здесь хорошо, а что плохо, с кем согласны, а с кем – нет). На последующих этапах обучения (2-4 класс) упражнения усложняются большей самостоятельностью их выполнения и привнесением творческих элементов. 
Остановимся на основных методах и приемах обучения выразительному чтению и рассмотрим их более подробно.
Показ.
На первоначальной стадии обучения показ – наиболее эффективный метод работы
Метод показа осуществляется в разных формах. Б.А. Буяльский выделил следующие.[1]
1.Образцовое чтение учителя.
2.Повторное декламирование учителем отдельных звеньев в процессе обучения.
3.Слушание грамзаписи с образцовым исполнением артиста.
4.Показательные чтения лучших учеников.
Прием сопоставления.
Данный прием побуждает к обсуждения, оценке, предупреждает от формального копирования, подражательства. Б.А.Буяльский выделяет следующие его разновидности:
1. Сопоставление исполнения учащегося с исполнение учителя, когда после показа учителя читает ученик.
2. Сопоставление особенностей исполнения двух и более учащихся.
3. Сопоставление контрастно звучащих вариантов в исполнении учителя[1]
Устное рисование (словесное рисование).
Эффективным средством, стимулирующим развитие творческого воображения, обогащающим внутренними видениями, является устное описание картин, которые возникают или должны возникать в воображении читателя, воспринимающего художественное произведение. К сожалению, в процессе обучения выразительному чтению к этому приему прибегают редко.
Работу следует начинать не с создания детьми собственных словесных рисунков, а с анализа книжных иллюстраций, картин. Часть учитель организует сопоставление иллюстраций и текста. В этом случае О. Кубасова предлагает следующие задания:
•подобрать рисунок (картину) к тексту;
•найти в тексте подписи к каждому из фрагментов картинного плана;
•сравнить рисунок (картину) и фрагмент текста;
•сравнить иллюстрации разных художников к одному литературному произведению.[6]
Диафильм – это серия словесных или графических рисунков, содержание и порядок которых соответствуют последовательности событий в произведении, а каждый рисунок снабжен титрами (подписями).
О.В. Кубасова предлагает следующий порядок работы по составлению диафильма. [6]
1. Прочитать текст (или заданный отрывок из него), определить общий характер будущего диафильма.
2. Разделить текст на части (картинки, кадры).
3. Выделить в первой части ?главные? предложения (для титров).
4. Представить себе мысленно картинку к первой части текста.
5. Устно ?нарисовать? картинку к первому кадру.
6. Графически изобразить кадр (выполняется по желанию, не на уроке).
7. На основании выделенных в тексте предложений сделать титры к кадру (устно или письменно).
8. Проверить соответствие рисунка и титров.
9. Проделать аналогичную работу с каждой частью рисунка.
Если в тексте имеются диалоги, то можно использовать прием озвучивания кадров.
Наводящие вопросы.
К какому бы приему ни прибегал учитель на уроке, он применяет метод беседы, помня, что она должна быть живой и непринужденной. В такой беседе спрашивает не только учитель, но и ученики, а отвечают не только ученики, но и учитель. 
Методист Б.А. Буяльский предлагает продумать и заготовить систему вопросов, которые располагаются приблизительно в таком порядке.[1]
вопросы, помогающие понять смысл читаемого текста
вопросы, побуждающие представить нарисованную автором картину;
вопросы, помогающие определить отношение автора к изображаемому им, его чувства, настроения;
вопросы, цель которых – выяснить отношение учащихся к произведению;
вопросы, подталкивающие детей к поиску лучших интонационных вариантов для отражения чувств, мыслей, намерений автора, а также своих личных переживаний, вызванных произведением.
Хоровое чтение.
Хоровое чтение вошло в практику школы уже давно. Еще К.Д.Ушинский рекомендовал его как прием, помогающий оживить утомленный и рассеянный класс. Хоровое чтение не позволяет никому из учеников оставаться пассивным.
Чтение в лицах.
Этому приему М.А. Рыбникова придавала важное значение. Она справедливо отмечала, что он обостряет внимание к речи героя, к ее специфике.
Чтение в лицах практикуется на заключительном этапе работы над текстом (чаще всего басни), когда ученики разобрались в характерах действующих лиц, реплики которых они будут произносить, и представляют, в каких ситуациях эти слова произносятся.
Художественное рассказывание – это свободная передача произведение при исполнении которого образцом является искусство народных художников – сказочников. Если школьники овладеют данным приемом, то им будет легко перейти к художественному чтению прозы, то есть к дословной передаче прозаического произведения.
Важное место в школе должна занимать работа учителя по развитию техники речи учащихся: правильного дыхания, четкого произношения и хорошего звучания голоса. 

3.1. Задания на отработку  выразительного чтения в учебниках 
литературного чтения
            В учебниках по литературному чтению М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова  методический аппарат содержит задания на отработку навыка выразительного чтения.[2]
       Со 2 класса учащимся предлагается читать текст в лицах (по ролям); ?Каким тоном, в каком темпе следует начинать рассказывать сказку? В каком темпе? Где меняется успокаивающая, размеренная интонация на быструю, напряжённую??; ?Подготовься к выразительному чтению стихотворения?; ?Перечитай стихи, прислушайся к их звучанию. Чувствуешь ли ты их музыкальность??; ?Какую музыку (печальную, грустную, протяжную) ты смог бы подобрать к стихам??; ?Вспомни, что такое сравнение. Найди в тексте сравнение, которые помогают тебе ярче представить то, что описывается.?
       Однако, можно было бы расширить круг  заданий на отработку выразительного чтения  (чтение по ролям, составление партитур).

Задания из цикла учебников В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.Ф.Климанова 
Литературное чтение
№
Раздел
Задание

1
?Я и мои друзья?
К какому жанру можно отнести большую часть произведений В.А.Осеевой: рассказ, сказка, стихотворение?
Рассмотри иллюстрации к этому разделу. Выбери рисунок, на котором изображены два героя. Подумай, о чем они могут говорить. Составь диалог между ними.

2
?О братьях наших меньших?
Что объединяет стихи и рассказы С.А.Есенина, А.Т. Твардовского, Н.М.Рубцова, И.С.Соколова-Микитова, М.Н.Пришвина. Выучи наизусть самое, на твой взгляд, красивое стихотворение о природе.
Одинаковы ли по настроению стихи С.А.Есенина?
Радостные или грустные, веселые или печальные стихи А.Т.Твардовского?
Действительно ли рассказ Е.И.Чарушина страшный?

3
?И в шутку и всерьез?
Какой рассказ ты считаешь самым веселым?
Нравятся ли тебе герои Э.Н.Успенского?
Сравни два произведения: ?Если был бы я девчонкой? Э. Успенского и ?Хорошее? В.Осеевой. Похожи ли ребята? Одинаково ли к ним относятся авторы произведений?
Вспомни стихи В.Д.Бересова. Прислушайся, как они мелодично звучат.

4
?Из детских журналов ?Еж? и ?Чиж?
 Кто из поэтов помог тебе в обычном увидеть необычное?
Объединил ли бы ты стихи Д.И.Хармса со стихами С.А.Есенина и А.Т.Твардовского в одну книгу?

5
?Поэтическая тетрадь?.
Пушкин А..
Как ты себе представляешь ?уж небо осенью дышало?, ?гусей крикливых караван тянулся к югу??
Вспомни, что такое сравнение. Найди в стихотворении ?Зимний вечер? сравнения, которые помогают тебе ярче представить то, что описывается. Какие звуки зимней бури слышит поэт?
Найди сравнения в описании красоты царевны.

6
Крылов И.А.
Как ты думаешь, схожи ли между собой слова ?невежа? и ?невежда??

7
М.Ю.Лермонтов
Какое настроение возникает у тебя при чтении стихов Лермонтова? Какие картины рисует воображение?
Перечитай стихи, прислушайся к их звучанию. Какую музыку ты мог бы подобрать к стихам Лермонтова?

8
Л.Н.Толстой
Выдели самый напряженный момент рассказа. Как автор описывает главных героев в различных ситуациях, как передает свое отношение к ним?

9
?Поэтическая тетрадь 2?
Прислушайся, как постепенно меняется звуковая палитра: от звенящей тишины до звуков победного гимна утру и солнцу.
Подготовься к выразительному чтению стихотворения, наиболее близкого тебе по настроению.

10
?Поэтическая тетрадь 3?
 В каком стихотворении Н.А.Некрасова нарисована сказочная картина зимы?
Как относится поэт к главному герою произведения ?Дедушка Мазай и зайцы??

11
?Любимые детские писатели?
Какая, по-твоему, сказка М.Горького: веселая, страшная, смешная, грустная?

12
?Поэтическая тетрадь 4?
Постарайся представить воробья, которого изобразил С.Черный. Какой он? Сравни с той картиной, что нарисовал С.Есенин. Какие чувства вызывает она у поэта?
Какое настроение создают эти строки: ?вот ворона на крыше покатой так с зимы и осталась лохматой??
Почему Есенину кажется, что ручей поет песенки черемухе?

13
?Люби живое?
Можно ли сказать, что сказка И.Соколова-Микитова ?Листопадничек? имеет радостный, добрый, благополучный конец? Придумай такой конец сказки, чтобы она заканчивалась печально. Какой смысл ты вложишь в свою концовку?

14
?Поэтическая тетрадь 5?
Подумай, на какую тему, о ком пишут С.Маршак, С.Михалков, А.Барто, Е.Благинина? Грустные стихи или веселые?
С помощью чего Маршаку удается создать в нашем воображении Катины летней грозы? Обрати внимание на повторяющиеся в словах звуки.
Сравни стихи ?Голос в лесу? и ?Кукушка?. Какое настроение создает у поэта голос кукушки?

15
?Собирай по ягодке – наберешь кузовок?
 Подготовься к чтению рассказа ?Цветок на земле?. С какой интонацией ты будешь читать слова деда? Афонии?
Какие из прочитанных рассказов можно назвать веселыми, юмористическими? Почему?
Подумай над названием другого рассказа М.Зощенко, который ты прочитал в учебнике. Что звучит в нем: восхищение, удивление, насмешка, уважение, улыбка, юмор? Зачем писатель написал этот рассказ?

16
?Былины, сказания, бытия? 
Расскажи своими словами, каким ты представляешь себе Илью Муромца.
Перескажи былину от лица Ильи Муромца.

17
П.П.Ершов
Какие отрывки можно прочитать по ролям?

18
А.С.Пушкин
Перечитай стихи и сказку и найди в них эпитеты.

19
М.Ю.Лермонтов
Какие черты характера Ашик-Кериба тебе нравятся?
Что ты можешь сказать о характере Магуль-Мегери?

20
Л.Н.Толстой
Какие события описывает Л.Н.Толстой. Что здесь важнее: описание событий или переживания мальчика. Охарактеризуй действующих лиц.

21
А.П.Чехов
Это смешной или грустный рассказ?

22
А.И.Куприн
Какое впечатление произвел на тебя рассказ?

23
 
Д.Н.Мамин-Сибиряк
 Какие слова в произведении показывают, как относится старик к лебедю.

24
?Страна далекого детства?
Чем тебе понравился рассказ Б.С.Житкова. Какая главная мысль рассказа А.П.Платонова ?Сухой хлеб??

25
?Природа и мы?
Перескажи рассказ Е.И.Чарушина, чтобы было смешно.

26
?Зарубежная литература?
Как по-твоему относится Марк Твен к своему герою: осуждает, подсмеивается над ними?



Заключение

        Вопрос об обучении выразительному чтению лирических произведений младших школьников является актуальным, так как выразительность чтения — это неотъемлемая часть навыка чтения и устной речи учащихся. 
       Художественное чтение — это искусство художественного слова. Нужно научиться правильно говорить, правильно произносить слова. Для этого необходимо освоить технику речи, то есть поставить верное дыхание, голос и выправить свою дикцию.
       Выразительное чтение — искусство воссоздания в живом слове чувств и мыслей, которыми насыщено художественное произведение. Это одно из могущественных средств, благодаря которому учитель в процессе работы над художественным произведением вызывает у детей сопереживание, помогая им не только верно понять, но и ощутить автора, обогатиться его высокими помыслами и благородными чувствами.
       Проанализировав психолого-педагогические и литературоведческие источники по проблеме исследования, а также опыт работы учителей-практиков, сделали вывод о необходимости целенаправленной систематической работы по развитию и совершенствованию речи учащихся 4- ого класса в процессе чтения лирических стихотворений. Рассмотрев сущностную характеристику процесса обучения выразительному чтению, раскрыли понятия техники чтения, подобрали упражнения для развития выразительности устной речи. Также представили методику организации этого процесса, разработали и привели уроки, занятия, упражнения по этой проблеме, проанализировали ведущие методы и приемы обучении выразительному чтению учащихся младших классов, их место и роль в процессе обучения выразительному чтению.
        Поставленная цель достигнута: определены условия и приемы обучения выразительному чтению.
       Задачи поставленные в  исследовании решены: 
1) раскрыта сущностная характеристика процесса обучения выразительному чтению; 
З) проанализирована методическая литература по теме; 
4) описаны процессы организационной работы, а так же использованы приёмы обучения выразительному чтению лирических произведений в начальных классах. 





































                   
Список использованной  литературы
Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1986. — 176 с.
В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.Ф.Климанова Родная речь.
Горбушина Л.А. Обучение выразительному чтению младших школьников. Пособие для учителей – М.: Просвещение. 1981.– 160с. С. 3-33.
Климанова Л. Обучение чтению в начальных классах. // Школа, 1999. № 18.
Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.: 2000.
Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников – М.: 1997.
Светловская Н. Н. Самостоятельное чтение младших школьников. Теоретико-экспериментальное исследование. – М., Педагогика, 1980 г.
Яшина Н. П. Учить детей трудно, но интересно. // Начальная школа. –2001 - №6 – с. 24-46.









HYPER13PAGE  HYPER15


13


2