Обобщение опыта
учителя начальных классов
Шабанец Светланы Николаевны
по теме «Окружающий мир в рамках здоровьесберегающих технологий»
Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья обучающихся. Школа должна обеспечить ученику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать эти знания в повседневной жизни (ФГОС).
Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном этапе. Мы видим, что в последнее время наблюдается резкое ухудшение здоровья учащихся. Малоподвижный образ жизни, компьютерные игры, экологические проблемы, эпидемии болезней, кризисные моменты - все это отрицательно влияет на здоровье будущих граждан.
И именно поэтому сегодня в общеобразовательных организациях активно внедряются педагогами «здоровьесберегающие технологии», цель которых – обеспечить школьнику возможность сохранения физического и психического здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Здоровьесберегающие технологии ориентированы на признание учащимися ценности здоровья, чувства ответственности за его сохранение и укрепление.
Элементы этих технологий, несомненно, должны присутствовать на каждом уроке: их применение занимает мало времени, однако имеет колоссальное значение для повышения работоспособности учащихся и сохранения их здоровья.
Здоровье человека – одна из предпосылок счастья и его полноценной жизни. Не случайно на вопрос о том, что является более ценным для человека – богатство или слава, Артур Шопенгауэр ответил: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля».
В.А.Сухомлинский подчёркивал, что «ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира». Отсюда следует, что укреплять, совершенствовать физическое и психическое развитие ребёнка необходимо путём обогащения его души яркими образами природы.
Природоведческая деятельность (постановка простейших опытов, наблюдение за жизнью комнатных растений, решение природоведческих проблемных задач, сельскохозяйственный труд на пришкольном участке и на территории школы, работа на экологической тропе и экскурсиях) позволяет успешно решать задачи школы в сфере охраны здоровья учащихся.
Обучение учащихся способами креативного, экологически ориентированного мышления, приёмам саморегуляции, рациональным способам деятельности является одним из требований, предъявляемых к здоровьесберегающим методам обучения.
Задача педагога – помочь ребёнку осознать важность здоровья как необходимого условия работоспособности в любом виде деятельности. Ученики должны хорошо представлять себе мотивы здоровьетворческой деятельности:
Достижение максимально возможной комфортности (я здоров – меня не беспокоят ни физические, ни психические неудобства).
Способность к маневрам (буду здоров – смогу сделать много полезного в личной и общественной жизни).
Получение удовольствия от самосовершенствования (ощущение здоровья приносит радость).
Возможность для дальнейшего самосовершенствования по служебной, интеллектуальной и духовной лестнице.
Школьные годы – лучшее время для воспитания у ребёнка любви к сельскохозяйственному труду как прекрасному и благородному делу. Во время работы на пришкольном участке учащиеся овладевают основами трудовой культуры, знаниями и привычками соблюдать правила гигиены труда, проникаются тем, что труд является обязанностью каждого человека. Пребывание детей на свежем воздухе, равномерное чередование физического и умственного труда оказывает положительное влияние на кровообращение, образование условных рефлексов детей, улучшает память.
Великолепным местом отдыха, восстановления и укрепления здоровья, а также учебной базой природы могут быть экологические тропы. Осуществляя природоохранную и просветительскую деятельность (очищение поросли от сорняков и опавших листьев, сбор плодов для питомцев «живого» уголка, развешивание кормушек) учащиеся одновременно наслаждаются красотой и неповторимостью листовой мозаики, разноцветьем и пересвистом пернатых.
На природе под руководством учителя дети выполняют общеразвивающие и специальные упражнения для повышения работоспособности, остроты зрения, профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата. Обязательны подвижные игры, снимающие напряжение, чувство тревоги, обиды.
Подвижная игра – незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире. На уроках, в зависимости от темы, использовались следующие игры:
«Правильно — неправильно»
Содержание: Ученики располагаются по кругу, учитель стоит в центре и дает детям задания, если задание правдоподобно, то участники имитируют его в движении, если не верно, то игроки в приседе хлопают ладошками по коленям. Задания типа: птица летит – верно, змея ползет – верно, попугай смеется – неверно, лягушка квакает – верно, корова мяучет – неверно и т. д.
«Земля, вода, огонь, воздух»
Содержание: Ученики становятся в круг, в середине его становится водящий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из слов: земля, вода, огонь, воздух. Если водящий сказал слово «Земля», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать домашнее или дикое животное; на слово «Вода» играющий отвечает названием рыб; на слово: «Огонь» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращается ведущему. Ошибающийся игрок выбывает.
«Помоги малышу найти свою маму»
Много мам на белом свете,
Всей душой их любят дети.
Только мама есть одна,
Всех дороже мне она.
Кто она? Отвечу я:
Это мамочка моя.
Содержание: На карточках изображены взрослые животные и их малыши. С обратной стороны сделаны кармашки. Карточки с изображением малышей лежат лицевой стороной, в их кармашках – листки со схемами слов. Карточки с изображением взрослых животных перевернуты обратной стороной, в их кармашках – листки со словами. Вызванный ученик, рассмотрев схему, ищет слово, соответствующее схеме, и перевертывает карточку. Если слово соответствует схеме, игрок правильно выполнил задание, а значит, малыш нашел маму.
«День — ночь»
Содержание: Друг за дружкой чередой
Мирно ходят брат с сестрой.
Братец будет весь народ,
А сестра – наоборот-
Спать немедленно зовет.
Считалкой выбирают 2 игрока «День» и «Ночь», которые по очереди выбегают в зал. Пока гуляет «День» — все резвятся, прыгают, бегают. Но как только на смену выходит «Ночь» — все игроки замирают и засыпают. Кто не выстоял без движения – выбывает из игры.
Использование элементов театрализации является прекрасным средством снятия психоэмоционального напряжения. В теме «Зима» проводилось знакомство учащихся с названиями зимних забав и убеждение их в том, что зимняя прогулка принесет им много пользы и доставит много радости. Учащиеся показывали, чем они занимаются зимой, а затем «отправлялись на прогулку». «На прогулке» проводится параллель между спортом и здоровьем, хорошим самочувствием, настроением. Учащимся было интересно сравнивать свое отношение к различным видам спорта с отношением к спорту своих братьев, сестер, друзей, ровесников. На уроках шел разговор о том, где можно заниматься спортом. Дети учились убеждать собеседника в том, что занятия спортом, подвижные игры на спортивной площадке полезны для здоровья, узнали, что есть спорт активный и пассивный. Так постепенно формируется понятия о здоровом образе жизни.
Тема «Спорт» имеет большое воспитательное значение. Используя различные методы и приемы, стараюсь показать учащимся, что спорт интересен не только развлекательной стороной, но это и самое надежное средство быть здоровым и сильным. Провожу беседы о спортивных играх, подвижных и ролевых играх, таких, как «В спортивном магазине», «На спортивной площадке», «На уроке физической культуры», «Я собираюсь в турпоход». После знакомства с играми провожу беседу о необходимости занятий спортом, физкультурой, их ролью в жизни человека. Учащиеся приходят к выводу, что спорт – источник здоровья.
Широкое поле деятельности для привития детям элементарных правил гигиены и здорового образа жизни содержат большие разделы «Познай самого себя», «Здоровье и движение», «Питание и здоровье», «Здоровье и окружающая среда», «Знай и будь осторожным». Так, по теме «Режим дня» дети рассказывают о своем распорядке дня, сравнивают его с днем своих одноклассников и делали выводы о необходимости соблюдения режима дня, санитарно-гигиенических правил. Учащиеся приходят к осознанию соблюдения данных правил, так как они являются основой профилактики болезней и сохранения здоровья.
Не меньшее внимание уделяется и темам «Безопасность на дорогах», «Домашние опасности», «Лесные опасности», «Экология», «Животный и растительный мир». Уроки по данным темам часто проходят в нетрадиционной форме: уроки — путешествие, уроки- экскурсии, уроки-КВНы, урока-исследования, что дает возможность каждому ученику принимать участие в достижении цели урока . Такие уроки не только дают конкретные сведения по основам здоровья, но и формируют у учащихся жизненно важные гигиенические умения, навыки и полезные привычки. Применяя такой метод, обязательно учитывается возраст учащихся. Важно не допускать переутомления школьников, направляя их действия, контролируя нагрузку.
Создавая специальные условия для активизации здоровьеформирующего потенциала, повышается уровень знаний детей о здоровье и здоровьеформирующих факторах, формируется мотивация к ведению здорового образа жизни самими детьми, повышается уровень практических умений и навыков ведения здоровой жизни. Хочется верить, что, научившись ценить и беречь свое здоровье, дети будут внимательнее относиться к окружающим их близким и даже незнакомым людям, никогда не пройдут мимо человека, попавшего в беду, и будут твердо убеждены в неприкосновенности чужого достоинства, комфорта и благополучия.
И в заключение хочется отметить, что здоровье подрастающего человека – это одна из главных проблем современной школы и не только социальная, но и нравственная, и свой посильный вклад в сохранение здоровья молодого поколения может внести каждый учитель. Только в тесной взаимосвязи с учениками, родителями, медицинскими работниками, практическими психологами, социальными педагогами, всеми теми, кто заинтересован в сохранении и укреплении здоровья детей и молодежи, педагоги способны создать здоровьесберегающую образовательную среду. Если мы приучим детей к здоровому образу жизни, то забота о собственном здоровье станет естественной формой поведения.
Вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым». От здоровья детей зависит многое в успешном освоении школьной программы. «Здоровые дети – здоровая нация». Будем следовать этому, уделяя огромное внимание здоровью учащихся.
Литература:
Амосов М.В. Смирнов Н.К. «
Здоровьесберегающие
образовательные технологии в работе учителя и школы» - М.: АРКТИ, 2003
.
Безух
К.Е. Культура здоровья школьников. – Волгоград: «Учитель», 2011
Борисова Н.В.,
Шатохина
Л.Ф. Технологические подходы и интерактивные методы. Москва, 2005.
Брагина С.А. Энциклопедия здоровья. - Волгоград: «Учитель», 2009
Здоровьесберегающие
технологии в общеобразовательной школе: методология, формы, методы, опыт применения. Ме
тодические рекомендации
//П
од редакцией В. Д. Сонькина, М. М. Безруких. - М.: Триада -
фарм
, 2004.
Ковалько
В.И. «
Здоровьесберегающие
технологии: школьник и компьютер»// Педагогика. Психология. Управление. – М.: «ВАКО»,2010.
Методические
рекомендации:
Здоровьесберегающие
технологии в общеобразовательной школе:
методологияанализа
, формы, методы, опыт применения. Под редакцией М. М.
Безруких
, В. Д. Сонькина. Москва, 2002г.
Селевко
Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие для педвузов и институтов повышения квалификации. – М.: «Народное образование», 1998.
Сериков В.В. Личностный подход в обучении: концепции и технология. – Волгоград: «Перемена», 1998.
Смирнов Н.К.
Здоровьесберегающие
образовательные технологии в современной школе. М.: АПК ПРО. 2012.
Смирнов Н К. «Как обучать школьников без ущерба для их здоровья», М., Чистые пруды, 2005
Тареева
Л.И. Активные формы обучения. – Волгоград: «Учитель», 2008
Тукачёва
С.И. Физкультм
инутки. Волгоград: Учитель. 2005
Интернет ресурсы.