Окружающий социальный мир
Пояснительная записка.
Цель обучения - формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.
Основными задачами программы "Окружающий социальный мир" являются: знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения), формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними). Программа представлена следующими разделами: "Квартира, дом, двор", "Продукты питания", "Предметы быта", "Школа", "Предметы и материалы, изготовленные человеком", "Город", "Транспорт", "Страна", "Традиции и обычаи".
В процессе обучения у обучающегося формируются представления о родном городе, в котором он проживает, о России, ее культуре, истории, современной жизни. Знакомясь с рукотворными объектами и социальными явлениями окружающей действительности, ребенок учится выделять их характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Получая представления о социальной жизни, в которую он включен, ребенок учится соотносить свое поведение и поступки других людей с нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами поведения. Ребенок учится ориентироваться в различных ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни и здоровью, в частности, учится быть внимательным и осторожным на улице, дома, в образовательной организации.
Жизнь в обществе предполагает следование определенным правилам. Для формирования умения соблюдать нормы поведения в обществе необходима совместная целенаправленная последовательная работа специалистов и родителей (законных представителей). Важно сформировать у обучающегося типовые модели поведения в различных ситуациях: поездки в общественном транспорте, покупки в магазине, поведение в опасной ситуации. Содержание материала по программе "Окружающий социальный мир" является основой формирования представлений, умений и навыков по предметам "Изобразительная деятельность", "Домоводство", "Труд". Так знания, полученные ребенком в ходе работы по разделу "Посуда", расширяются и дополняются на занятиях по домоводству, где ребенок учится готовить, сервировать стол.
Специфика работы по программе "Окружающий социальный мир" заключается в том, что занятия проводятся не только в классе, но и в местах общего пользования (парк, магазин, кафе, вокзал) Ребенок выходит в город (поселок), знакомится с различными организациями, предоставляющими услуги населению, наблюдает за деятельностью окружающих людей, учится вести себя согласно общепринятым нормам поведения.
В учебном плане предмет представлен с 1 по 13 год обучения. В рамках коррекционно-развивающих занятий возможно использование программного материала данного предмета с обучающимися, которые нуждаются в дополнительной индивидуальной работе.
Для реализации программы материально-техническое обеспечение предмета включает: натуральные объекты, муляжи, макеты, предметные и сюжетные картинки, пиктограммы с изображением объектов (в образовательной организации, во дворе, в городе), действий, правил поведения. Кроме того, используются аудио и видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие социальную жизнь людей, правила поведения в общественных местах; рабочие тетради с различными объектами окружающего социального мира для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у обучающихся доступных социальных представлений. По возможности, используются технические и транспортные средства. Необходимым оборудованием для иллюстрации социальных явлений являются: компьютер, видеопроектор и другое мультимедийное оборудование. Оборудованное (по возможности с подъемником) транспортное средство позволит обучающимся (в частности, не передвигающимся самостоятельно обучающимся) выезжать в город для участия в занятиях в местах общего доступа горожан и в организациях, предоставляющих услуги населению.
Предметные результаты освоения учебного предмета "Окружающий социальный мир":
1) Представления о мире, созданном руками человека.
интерес к объектам, созданным человеком;
представления о доме, образовательной организации, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка), о транспорте;
умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах.
2) Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей:
представления о деятельности и профессиях людей, окружающих обучающегося ("учитель", "повар", "врач", "водитель");
представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях;
опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и полу обучающегося.
3) Развитие межличностных и групповых отношений:
представления о дружбе, других обучающихся, сверстниках;
умение находить друзей на основе личных симпатий;
умение строить отношения на основе поддержки и взаимопомощи, умение сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание;
умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности;
умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных интересов;
4) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни:
представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании, участие в них;
использование простейших эстетических ориентиров (эталонов) о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности;
умение соблюдать традиции семейных, школьных, государственных праздников.
5) Представления об обязанностях и правах обучающегося:
представления о праве на жизнь, на образование, на труд, на неприкосновенность личности и достоинства;
представления об обязанностях обучающегося, сына или дочери, внука или внучки, гражданина.
6) Представление о стране проживания Россия:
представление о стране, народе, столице, больших городах, городе (селе), месте проживания;
представление о государственно символике (флаг, герб, гимн);
представление о значимых исторических событиях и выдающихся людях России.
Календарно-тематическое планирование
Рабочая программа для 4 класса рассчитана на учебный год, общая трудоемкость 102 часа в год, количество часов в неделю – 3.
№ Тема урока Кол-во часов Дата Дата по факту Примечание
І-триместр
Раздел "Школа".
1
2
3 Я -ученик. Правила поведения на уроке, в школе. Мои одноклассники
Девочки и мальчики 3
4
5
6 Школьные принадлежности (ознакомление, назначение). 3
7
8
9 Кто работает в школе. Школьные помещения. Школьная территория. 3
Раздел "Предметы и материалы, изготовленные человеком".
10
11
12 Предметы вокруг нас (созданы человеком). Мебель, посуда 3
13
14
15 Игрушки. Свойства резины. 3
16
17
18 Одежда. Свойства ткани. 3
Раздел "Квартира, дом, двор".
19
20
21 Мой дом. Узнавание и различение частей дома и типов домов.
3
22
23
24 Мой дом. Узнавание и различение помещений квартиры, знание их функционального назначения. 3
Раздел "Продукты питания".
25
26 Узнавание и различение напитков и молочных внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с напитком.
2
27
28 Узнавание и различение муки и мучных и кондитерских изделий готовых к употреблению 2
Раздел "Предметы быта".
29
30
31 Помощники в доме (бытовые приборы: утюг, пылесос, чайник) 3
32
33 Узнавание и различение предметов мебели. 2
ІІ-триместр
34
35 Узнавание (различение) предметов посуды. 2
36
37 Узнавание и различение предметов интерьера. Знание назначения предметов интерьера. 2
Раздел "Населенный пункт".
38
39
40 Узнавание и различение элементов городской инфраструктуры, улицы, дома, парки. 3
41
42 Двор. Игровая и спортивная площадки 2
43
44
45 Уличное движение. Светофор. Правила дорожного движения 3
46
47 Правила поведения в общественных местах 2
49
50 Социальный объект – магазин. Профессия – продавец.
2
51
52 Социальный объект – больница. Профессия – врач 2
Раздел "Транспорт".
53
54
55
56 Транспорт. Виды транспорта. Специальный транспорт (пожарная машина, скорая помощь, полиция). Профессии. 4
57
58
59 Наземный транспорт (машина, автобус). Правила пользования общественного транспорта 3
60
61
62 Водный транспорт (корабль, лодка). Воздушный транспорт (самолет) 3
Раздел "Традиции, обычаи".
63
64
65 Школьные традиции. Школьные праздники. Атрибуты праздников 3
ІІІ-триместр
66 Школьные традиции. Школьные праздники. Атрибуты праздников 1
67
68
69 Праздники государственные. Традиции. Атрибуты праздников. 3
69
70
71 Праздники народные, религиозные. Традиции. Атрибуты праздников 3
Раздел "Страна".
72
73
74 Страна где мы живём. Государственные символы России 3
75
76
77
Город, в котором мы живём. Государственные символы Ульяновска 3
78
79
80 Права и обязанностях обучающихся 3
81
82
83 Моя семья. Родственные отношения. 3
84
85
86 Моя семья. Традиции семьи 3
87
88
89 Мама и папа, профессиональные обязанности 3
90
91
92 Моя семья. Наш досуг. Семейные выходные. 3
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102 Повторение пройденного материала за год. 10
Итого за год