* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;}

Окружающий социальный мир

Пояснительная записка.

Цель обучения - формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.

Основными задачами программы "Окружающий социальный мир" являются: знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения), формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними). Программа представлена следующими разделами: "Квартира, дом, двор", "Продукты питания", "Предметы быта", "Школа", "Предметы и материалы, изготовленные человеком", "Город", "Транспорт", "Страна", "Традиции и обычаи".

В процессе обучения у обучающегося формируются представления о родном городе, в котором он проживает, о России, ее культуре, истории, современной жизни. Знакомясь с рукотворными объектами и социальными явлениями окружающей действительности, ребенок учится выделять их характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Получая представления о социальной жизни, в которую он включен, ребенок учится соотносить свое поведение и поступки других людей с нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами поведения. Ребенок учится ориентироваться в различных ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни и здоровью, в частности, учится быть внимательным и осторожным на улице, дома, в образовательной организации.

Жизнь в обществе предполагает следование определенным правилам. Для формирования умения соблюдать нормы поведения в обществе необходима совместная целенаправленная последовательная работа специалистов и родителей (законных представителей). Важно сформировать у обучающегося типовые модели поведения в различных ситуациях: поездки в общественном транспорте, покупки в магазине, поведение в опасной ситуации. Содержание материала по программе "Окружающий социальный мир" является основой формирования представлений, умений и навыков по предметам "Изобразительная деятельность", "Домоводство", "Труд". Так знания, полученные ребенком в ходе работы по разделу "Посуда", расширяются и дополняются на занятиях по домоводству, где ребенок учится готовить, сервировать стол.

Специфика работы по программе "Окружающий социальный мир" заключается в том, что занятия проводятся не только в классе, но и в местах общего пользования (парк, магазин, кафе, вокзал) Ребенок выходит в город (поселок), знакомится с различными организациями, предоставляющими услуги населению, наблюдает за деятельностью окружающих людей, учится вести себя согласно общепринятым нормам поведения.

В учебном плане предмет представлен с 1 по 13 год обучения. В рамках коррекционно-развивающих занятий возможно использование программного материала данного предмета с обучающимися, которые нуждаются в дополнительной индивидуальной работе.

Для реализации программы материально-техническое обеспечение предмета включает: натуральные объекты, муляжи, макеты, предметные и сюжетные картинки, пиктограммы с изображением объектов (в образовательной организации, во дворе, в городе), действий, правил поведения. Кроме того, используются аудио и видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие социальную жизнь людей, правила поведения в общественных местах; рабочие тетради с различными объектами окружающего социального мира для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у обучающихся доступных социальных представлений. По возможности, используются технические и транспортные средства. Необходимым оборудованием для иллюстрации социальных явлений являются: компьютер, видеопроектор и другое мультимедийное оборудование. Оборудованное (по возможности с подъемником) транспортное средство позволит обучающимся (в частности, не передвигающимся самостоятельно обучающимся) выезжать в город для участия в занятиях в местах общего доступа горожан и в организациях, предоставляющих услуги населению.

Предметные результаты освоения учебного предмета "Окружающий социальный мир":

1) Представления о мире, созданном руками человека.

интерес к объектам, созданным человеком;

представления о доме, образовательной организации, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка), о транспорте;

умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах.

2) Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей:

представления о деятельности и профессиях людей, окружающих обучающегося ("учитель", "повар", "врач", "водитель");

представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях;

опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками;

умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и полу обучающегося.

3) Развитие межличностных и групповых отношений:

представления о дружбе, других обучающихся, сверстниках;

умение находить друзей на основе личных симпатий;

умение строить отношения на основе поддержки и взаимопомощи, умение сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание;

умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности;

умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных интересов;

4) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни:

представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании, участие в них;

использование простейших эстетических ориентиров (эталонов) о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности;

умение соблюдать традиции семейных, школьных, государственных праздников.

5) Представления об обязанностях и правах обучающегося:

представления о праве на жизнь, на образование, на труд, на неприкосновенность личности и достоинства;

представления об обязанностях обучающегося, сына или дочери, внука или внучки, гражданина.

6) Представление о стране проживания Россия:

представление о стране, народе, столице, больших городах, городе (селе), месте проживания;

представление о государственно символике (флаг, герб, гимн);

представление о значимых исторических событиях и выдающихся людях России.

Календарно-тематическое планирование

Рабочая программа для 4 класса рассчитана на учебный год, общая трудоемкость 102 часа в год, количество часов в неделю – 3.

№ Тема урока Кол-во часов Дата Дата по факту Примечание

І-триместр

Раздел "Школа".

1

2

3 Я -ученик. Правила поведения на уроке, в школе. Мои одноклассники

Девочки и мальчики 3

4

5

6 Школьные принадлежности (ознакомление, назначение). 3

7

8

9 Кто работает в школе. Школьные помещения. Школьная территория. 3

Раздел "Предметы и материалы, изготовленные человеком".

10

11

12 Предметы вокруг нас (созданы человеком). Мебель, посуда 3

13

14

15 Игрушки. Свойства резины. 3

16

17

18 Одежда. Свойства ткани. 3

Раздел "Квартира, дом, двор".

19

20

21 Мой дом. Узнавание и различение частей дома и типов домов.

3

22

23

24 Мой дом. Узнавание и различение помещений квартиры, знание их функционального назначения. 3

Раздел "Продукты питания".

25

26 Узнавание и различение напитков и молочных внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с напитком.

2

27

28 Узнавание и различение муки и мучных и кондитерских изделий готовых к употреблению 2

Раздел "Предметы быта".

29

30

31 Помощники в доме (бытовые приборы: утюг, пылесос, чайник) 3

32

33 Узнавание и различение предметов мебели. 2

ІІ-триместр

34

35 Узнавание (различение) предметов посуды. 2

36

37 Узнавание и различение предметов интерьера. Знание назначения предметов интерьера. 2

Раздел "Населенный пункт".

38

39

40 Узнавание и различение элементов городской инфраструктуры, улицы, дома, парки. 3

41

42 Двор. Игровая и спортивная площадки 2

43

44

45 Уличное движение. Светофор. Правила дорожного движения 3

46

47 Правила поведения в общественных местах 2

49

50 Социальный объект – магазин. Профессия – продавец.

2

51

52 Социальный объект – больница. Профессия – врач 2

Раздел "Транспорт".

53

54

55

56 Транспорт. Виды транспорта. Специальный транспорт (пожарная машина, скорая помощь, полиция). Профессии. 4

57

58

59 Наземный транспорт (машина, автобус). Правила пользования общественного транспорта 3

60

61

62 Водный транспорт (корабль, лодка). Воздушный транспорт (самолет) 3

Раздел "Традиции, обычаи".

63

64

65 Школьные традиции. Школьные праздники. Атрибуты праздников 3

ІІІ-триместр

66 Школьные традиции. Школьные праздники. Атрибуты праздников 1

67

68

69 Праздники государственные. Традиции. Атрибуты праздников. 3

69

70

71 Праздники народные, религиозные. Традиции. Атрибуты праздников 3

Раздел "Страна".

72

73

74 Страна где мы живём. Государственные символы России 3

75

76

77

Город, в котором мы живём. Государственные символы Ульяновска 3

78

79

80 Права и обязанностях обучающихся 3

81

82

83 Моя семья. Родственные отношения. 3

84

85

86 Моя семья. Традиции семьи 3

87

88

89 Мама и папа, профессиональные обязанности 3

90

91

92 Моя семья. Наш досуг. Семейные выходные. 3

93

94

95

96

97

98

99

100

101

102 Повторение пройденного материала за год. 10

Итого за год