МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
?АЛДАНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ?

  
 
 
 
Преподаватель: Плитусяк Ольга Викторовна 
 
 
Методические рекомендации по организации программы “Наставничество”













Пояснительная записка
 
Методические рекомендации составлены с целью разъяснения Наставникам в медицинских организациях особенностей проведения адаптационных мероприятий для только что трудоустроившихся медицинских работников. Особое внимание уделяется приемам оптимального структурирования и форматирования программы обучения и адаптации, предлагаются способы структурирования поднимаемых при процессе адаптации тем, рекомендуемые сроки проведения адаптационных мероприятий. 
Данные рекомендации раскрывают этапы адаптационных мероприятий, определяют предъявляемые к ним требования, содержат дополнительные сведения о формах организации адаптационной деятельности, которые могут быть полезны наставникам при составлении индивидуальных планов развития наставляемых.  
Настоящие рекомендации могут быть использованы при проведении адаптационных мероприятий для молодых специалистов; для специалистов, которые проживали и вели свою трудовую деятельность в медицинских организациях, находящихся за пределами Московской области; для специалистов, вышедших после декретного отпуска; и пр.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Содержание 
 Введение  
О наставничестве в медицинской организации.  
Участники наставничества. 
Цели и задачи наставничества в медицинской организации. 
Рекомендации по организации процесса наставничества в медицинской организации. 
Модель наставничества. 
Используемая литература и источники 
Приложение  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение 
 
Наставничество играет важную роль в медицинских организациях, обеспечивая эффективное передачу знаний, опыта и навыков новым сотрудникам. Введение системы наставничества в подобных организациях обеспечивает устойчивое развитие медицинского персонала, повышение качества предоставляемых услуг и снижение рисков ошибок.  
Этот документ содержит в себе методические рекомендации по организации наставничества в медицинских организациях, которые должны помочь создать эффективную систему обучения и адаптации новичков, а также улучшить взаимодействие между наставниками и наставляемыми.  
Предлагаемые рекомендации включают в себя общие принципы наставничества, эффективные стратегии обучения, основные этапы процесса наставничества и практические методы оценки его эффективности. Этот документ является ценным ресурсом для медицинских организаций, стремящихся развить и укрепить свою систему наставничества и тем самым создать прочную и продуктивную рабочую среду. 
Нормативной правовой основой организации наставничества в медицинских организациях являются: 
Конституция Российской Федерации 
Трудовой кодекс Российской Федерации 
Положение о наставничестве в медицинских организациях государственной системы здравоохранения Московской области (Распоряжение Минздрава Московской области 133-Р с изменениями 226-Р и 309-Р). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
О наставничестве в медицинской организации 
1.1. Участники наставничества. 
 
 
Участниками процесса наставничества в медицинской организации являются:  
Наставляемый — лицо, в отношении которого осуществляется 
наставничество (молодой специалист; работник, впервые прибывший из других регионов РФ; работник, находившийся в длительном декретном отпуске по уходу за ребенком; и пр.); 
Наставник — высококвалифицированный сотрудник медицинской организации, назначаемый ответственным за профессиональную и должностную адаптацию и проводящий в        индивидуальном порядке подготовку к профессиональной деятельности наставляемого, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, практическими знаниями и опытом; 
Руководитель структурного подразделения медицинской организации — лицо, управляющее процессом наставничества в структурном подразделении, в котором наставляемый осуществляет свои должностные обязанности; 
Представитель кадровой службы медицинской организации — лицо, осуществляющее организационное и документационное сопровождение процесса наставничества; 
Руководитель организации; 
Руководитель (заместитель руководителя) медицинской организации. 
 
1.2. Цели и задачи наставничества в медицинской организации. 
 
 
Основной целью наставничества является подготовка молодых специалистов к самостоятельному выполнению своих должностных обязанностей, сокращение периода адаптации к новой должности, помощь в их профессиональном развитии и приобретении навыков выполнения служебных обязанностей, а также для тех работников, которые по различным причинам (армия/декрет/ и пр.) прервали свою врачебную деятельность на длительное время и/или прибыли из других регионов РФ.  


Основными задачами наставничества являются: 
знакомство наставляемого с профессиональной средой конкретного учреждения, условиями работы, обязанностями, ответственностью и требованиями к служебному поведению в медицинских организациях; 
ускорение процесса профессиональной и должностной адаптации наставляемого; 
помощь в формировании индивидуального образовательного пути наставляемого в системе непрерывного профессионального образования для медицинских и фармацевтических работников; - стимулирование наставляемого к эффективной профессиональной деятельности, способность выполнить поставленные задачи качественно и самостоятельно, а также развитие и повышение профессионального уровня; 
формирование у наставляемого сознательности, добросовестности, дисциплины, ответственности, гражданской и правовой активности, уважительного отношения к коллегам и гражданам, корпоративной культуры, соблюдение правил и норм медицинской этики и деонтологии; 
помощь наставляемому в освоении теоретических знаний, практических навыков и опыта, полученных от наставника во время профессиональной деятельности; 
оценка теоретических знаний и практических навыков наставляемого в выполнении функциональных обязанностей, самостоятельное проведение диагностических, лечебных и профилактических мероприятий в соответствии с профессиональными стандартами и клиническими рекомендациями. 
 













2. Рекомендации по организации процесса наставничества в медицинской организации. 
2.1. Модель наставничества. 
 
 
Рекомендуемый оптимальный срок адаптационного периода (действия программы “Наставничество”) – 1 год. Срок этого периода устанавливается приказом руководителя медицинской организации. При этом фактическая продолжительность наставничества определяется исходным уровнем профессиональной подготовки обучаемого, его индивидуальными способностями к накоплению и обновлению профессионального опыта. В срок наставничества не включается период временной нетрудоспособности и другие периоды отсутствия по уважительным причинам лица, в отношении которого осуществляется наставничество. В случае быстрого и успешного освоения наставляемым необходимых навыков, наставничество по согласованию с руководителем структурного подразделения и наставником может быть завершено досрочно. 
В рекомендуемую модель наставничества входят следующие этапы:  
этап. Проведение входной оценки знаний наставляемого.  
Рекомендуемая форма проведения — собеседование (устный опрос). Необходимо выявить, какой у наставляемого есть опыт, теоретические знания, практические навыки. На основе результатов проведенного собеседования наставник составляет индивидуальный план развития (Приложение 2). 
 В качестве основы для индивидуального плана развития берется шаблон учебного плана 
(Приложение 1) и с учетом результатов собеседования этот план корректируется.  
 
этап. Процесс адаптации.  
Рекомендуемый способ обучения и адаптации наставляемого – гибридное обучение. В первые две недели наставнику необходимо провести базовое знакомство с отделением, куда трудоустроен наставляемый, провести знакомство с коллективом. Все теоретические аспекты обучения подкреплять практическими занятиями, а именно применением полученных наставляемым знаний при ведении приема пациентов (совместно с наставником).  




Примерный план адаптационного периода:  
Период 
Тип деятельности 

 
 
 
 
1 месяц 
1 неделя 
Ежедневные встречи наставляемого с наставником. 
Совместная работа на приеме, на вызовах на дом.  


2 неделя 
Ежедневные встречи наставляемого с наставником. 
Совместная работа на приеме, на вызовах на дом. 


3 неделя 
Ежедневные встречи наставляемого с наставником. Самостоятельное ведение трудовой деятельности наставляемым, но под контролем наставника работа на приеме, на вызовах на дом. 


4 неделя 
Ежедневные встречи наставляемого с наставником. Самостоятельное ведение трудовой деятельности наставляемым, но под контролем наставника работа на приеме, на вызовах на дом. 

 
2-3 месяц 
 - 
Еженедельные встречи наставляемого с наставником для разбора праведной работы и получения рекомендаций/ обратной связи 
(минимум 1 встреча в неделю) 

 
4-12 месяц 
 - 
Ежемесячные встречи наставляемого с наставником для разбора праведной работы и получения рекомендаций/ обратной связи  
(минимум 1 встреча в месяц) 

 
Для контроля за уровнем освоения программы наставнику рекомендуется провести промежуточный контроль в конце первого месяца наставничества.  
Варианты форм проведения контроля:  
Устный опрос; 
Ситуационный кейс; 
Практическая демонстрация (прим., умение работать в ЕМИАС, техника аускультации и     т. д.). 
При необходимости мероприятия первого месяца могут быть продлены. Также в случае, если наставник считает, что адаптация наставляемого проходит быстрее рекомендуемых сроков, то по согласованию с руководителем структурного подразделения, период наставничества может быть сокращен. 
 
3 этап. Завершение периода наставничества и адаптации.  
Завершающий этап деятельности наставника заключается в заполнении отчетных документов, подведении итогов и получении обратной связи как от наставника, так и от наставляемого.  
Наставник должен оценить проделанную работу и результаты наставляемого за период наставничества и адаптации. Оценивая свою работу, наставник должен анализировать свои действия и понимать, как они повлияли на успешность обучения и развития наставляемого. Он также может запросить обратную связь от своего подопечного, чтобы получить более объективное представление о своей работе. 
При оценке наставляемого необходимо указать начальный уровень знаний и практических умений и его уровень по завершению программы ?Наставничество?. 
Наставляемый оценивает качество работы наставника, его умение подать материал. Также наставляемый проводит самооценку своих результатов и сравнение их ?до? и ?после?.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 










Приложение 1 
ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА  
№ 
Проект, задание, мероприятие 
Сроки 
Отчет/фактически й 


п/ п 

исполнени
я 
результат 

1 
2 
3 
4 

1. Социально-психологическая адаптация 

1.1
. 
Ознакомление наставляемого с учреждением, его уставом, структурой, задачами и особенностями работы структурного подразделения, в котором молодой специалист осуществляет свои 
должностные обязанности 
 
 

1.2
. 
Ознакомление наставляемого с должностными обязанностями и порядком их исполнения, правилами внутреннего трудового распорядка медицинской организации, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, нормы охраны труда и трудовой дисциплины в коллективе 
 
 

1.3
. 
Иные мероприятия социально-психологической адаптации наставляемого 
 
 

2. Профессиональная адаптация 

2.1
. 
Изучение наставляемым нормативных документов но лечебному процессу, охране труда и технике безопасности, проблемам организации здравоохранения, санитарно противоэпидемическому режиму. 
Изучение приказов, инструкций, методических рекомендаций по организации и выполнению должностных обязанностей наставляемого 
(указываются конкретные мероприятия) 
 
 

2.2
. 
Освоение и поэтапное совершенствование практических навыков в работе наставляемого 
(указываются конкретные мероприятия) 
 
 

2.3
. 
Изучение наставляемым порядка оформления медицинской документации (указываются 
конкретные мероприятия) 
 
 

2.4
. 
Изучение наставляемым вопросов медицинской этики и деонтологии 
 
 

2.5
. 
Оказание наставником наставляемого помощи в процессе адаптации к трудовой деятельности 
(указываются конкретные мероприятия) 
 
 

2.6
. 
Изучение наставляемых медицинской литературы 
 
 

2.7
. 
Выполнение наставляемым самостоятельных практических заданий (указываются конкретные мероприятия) 
 
 

2.8
. 
Выполнение наставляемым обязанностей, поручений, индивидуальных заданий по 
занимаемой им должности 
 
 

2.9
. 
Контрольные мероприятия по проверке готовности наставляемого к самостоятельному выполнению должностных обязанностей 
 
 

2.1
0. 
Представление наставляемым отчета о 
профессиональной деятельности 
 
 

2.1
1. 
Иные мероприятия, определяемые наставником 
 
 

 
 
 
 
Приложение 2 Индивидуальный план развития наставляемого 
Фамилия, имя, отчество, лица в отношении которого осуществляется наставничество 
(далее - наставляемый) 
__________________________________________________________________ должность____________________________________________________________________ период наставничества с ?____?_______20____г.  по ?_____? ___________ 20____ г. 
 
№ 
Проект, задание, мероприятие 
Перечень тем 
Рекомендуемый срок проведения 

1 
Социально-психологическая адаптация 



1.1 
Ознакомление наставляемого с учреждением, его уставом, структурой, задачами и особенностями работы структурного подразделения, в котором молодой специалист исполняет свои должностные обязанности 
 
 

1.2 
Ознакомление наставляемого  с должностными обязанностями, порядком их исполнения, правилами внутреннего трудового распорядка медицинской организации, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, нормы охраны труда и трудовой дисциплины в коллективе 
организация медицинской помощи детям 
 



взаимодействие педиатра с медицинскими сестрами, другим персоналом (в т.ч. 
регистратурой) 
 



особенности взаимодействия с родителями и родственниками детей 
 
 



 
особенности работы в конфликтной ситуации, пути разрешения конфликтной ситуации 
 
 



прочее (перечислить) 
 


1.3 
Иные мероприятия социальнопсихологической адаптации наставляемого  
профилактика проблемы внутреннего профессионального выгорания (регулярные мероприятия в течение всего периода 
Наставничества, кратность на усмотрение Наставника, но не менее 3-х) 
 




 




 



работа с проблемой стрессоустойчивости  (регулярные мероприятия в течение всего периода Наставничества, кратность на усмотрение Наставника, но не менее 3-х) 
 




 




 

2 
Профессиональная адаптация 

2.1 
Изучение наставляемым нормативных документов по лечебному процессу, охране труда и технике безопасности, проблемам организации здравоохранения, санитарно- противоэпидемическому режиму. Изучение приказов, инструкций, методических рекомендаций по организации и выполнению должностных обязанностей наставляемого 
(указываются конкретные мероприятия) 
работа в ЕМИАС 
(назначение лекарственных препаратов, выписка рецептов). 
 
 



организация рабочего места  врача педиатра участкового по программе 5С 
 
 



совместная работа на приеме, проведении патронажей, выездах на дом с Наставником или иным специалистом ЛПУ с длительным стажем работы  
 

2.2 
Освоение и поэтапное совершенствование практических навыков в работе наставляемого  (указываются конкретные мероприятия) 
патронаж новорожденных 
 



наблюдение за детьми с паллиативным статусом, в т.ч. наблюдение детей со стомами;  
 




оценка степени тяжести пациента и оказание экстренной медицинской помощи; 
 



наблюдение недоношенных и детей группы риска на участке 
(практические рекомендации). 
 



прочее (перечислить) 
 

2.3 
Изучение наставляемым  порядка оформления медицинской документации (указываются конкретные мероприятия) 
ведение паспорта участка; 
 



диспансерный учет 
(учетные формы); 
 



диспансерное наблюдение за здоровыми детьми и детьми с хроническими заболеваниями; 
 



документы для МСЭ и пр.; 
 



работа  кабинета  
вакцинопрофилактики, 
в.т.ч. 
туберкулинодиагностика (медицинские отводы, работа с родителями по вопросам отказа от вакцинации); 
 



работа иммунологической комиссии; 
 



прочее (перечислить) 
 

2.4 
Изучение тактики ведения инфекционных больных в соответствии с санитарноэпидемиологическими правилами, нормативные документы, сроки подачи экстренного извещения, основы противоэпидемиологических мероприятий 
 
 

2.5 
Изучение наставляемым вопросов медицинской этики и деонтологии 
 
 


2.6 
Оказание наставляемому специалисту помощи в процессе адаптации к трудовой деятельности (указываются конкретные мероприятия) 
особенности маршрутизации, взаимодействия с паллиативной службой, фтизиатрической службой (определение показаний к дообследованию, объему обследования и перенаправление (по необходимости) к другим специалистам внутри МО и в другие МО,  вызов СМП); 
 
 



особенности школьной медицины 
 

2.7 
Изучение наставляемым медицинской литературы, помощь в организации непрерывного медицинского образования (перечислить) 
памятка по участию в конференциях, семинарах, конгрессах, непрерывное медицинское образование врачей (участие в конференциях, вебинарах, круглых столах и пр.). 
 
 



самостоятельная работа с медицинской литературой 
(периодические медицинские издания и пр.). 
 

2.8 
Выполнение наставляемым 
самостоятельных практических заданий (указываются конкретные мероприятия) 
самостоятельное изучение порядков, методических рекомендаций, стандартов оказания помощи по профилю работы** (перечислить) 
 
 



прочее (перечислить) 
 

2.9 
Выполнение наставляемым обязанностей, поручений, индивидуальных заданий по занимаемой им должности (перечислить) 
 
 

2.10 
Иные мероприятия, определяемые наставником (перечислить) 
формирование у детей, их родителей и лиц, осуществляющих уход за 
 



ребенком, приверженности лечению. 
  
 


2.11 
Представление наставляемым отчета о профессиональной деятельности 
 
 

 
 
 
 
 
 
 

Приложение 3 
 
ОТЧЕТ 
Наставляемого о процессе прохождения наставничества и работы наставника 
 

(наименование медицинской организации государственной системы здравоохранения Московской области) 
 

ФИО (полностью) наставляемого, должность 
 

ФИО (полностью) наставника, должность 
 
Период прохождения наставничества с ____________ по ____________ Результаты: 
Основные направления выполненной работы 
Освоение/комментарии 

 
 

 
 

 
 

 
 

 
 

 
Резюме о работе наставника: 

 

 

 

 

 
Как вы оцениваете уверенность в своих профессиональных навыках после участия в программе ?Наставничество?? (от 1 до 10) 
1 
2 
3 
4 
5 
6 
7 
8 
9 
10 

Совсем нет                 Полностью уверен в
уверенности в своих своих 
навыкахпрофессиональных  профессиональных навыках 
 
 
_____________________________/__________________________________________/____________ 
(должность молодого специалиста) (ФИО молодого специалиста) (подпись) 
 
?____?______________20__г. 
Приложение 4 ОТЧЕТ 
наставника о результатах работы наставляемого 
 

(наименование медицинской организации государственной системы здравоохранения Московской области) 
 

ФИО (полностью) наставляемого, должность 
 

ФИО (полностью) наставника, должность 
 
Период наставничества с ____________ по ____________ Результаты: 
Основные направления выполненной работы 
Краткая характеристика достигнутых показателей молодым специалистом 

 
 

 
 

 
 

 
 

 
 

 
Резюме о работе молодого специалиста: 

 

 

 

 

Рекомендации: 

 

 

 

 

 
 
_____________________________/__________________________________________/____________ 
(должность наставника) (ФИО (должность наставника) (подпись) 
 
?____?______________20__г. 
Приложение 4 
Запрос обратной связи от "наставляемого" по истечении месяца прохождения адаптационных мероприятий 
 
Уважаемый(ая) ___________________________________! 
 
Прошел месяц с начала вашей работы в нашем учреждении. Просим Вас ответить на вопросы и заполнить анкету, представленную ниже. Оцените ситуацию на сегодняшний день. Поставьте галочку в клетке, соответствующей утверждению, отражающему Ваше мнение, напротив каждого параметра. 
 
ИНДИКАТОРЫ 
Не согласен 
Скорее не согласен 
Скорее согласен 
Согласен 
Коммента рии 

Мое рабочее место комфортно 
 
 
 
 
 

Я четко понимаю свои должностные обязанности 
 
 
 
 
 

Объем работы оптимален для меня 
 
 
 
 
 

Мне понятна постановка задач моим непосредственным руководителем 
 
 
 
 
 

Мой непосредственный руководитель дает обратную связь о результатах работы 
 
 
 
 
 

Критерии оценки профессиональной деятельности мне ясны 
 
 
 
 
 

Я не испытываю сложностей в 
общении с коллегами 
 
 
 
 
 

Все члены коллектива работают совместно, в команде 
 
 
 
 
 

Мне хватает информации об учреждении, ее сотрудниках и событиях в ней происходящих 
 
 
 
 
 

Мне близки убеждения и ценности, понятны нормы поведения и отношений между коллегами, 
установленные в учреждении 
 
 
 
 
 

Мне доступна информация, необходимая для выполнения работы 
 
 
 
 
 

Я не испытаю сложностей в освоении новых навыков, умений и знаний необходимых для осуществления профессиональной деятельности 
 
 
 
 
 

Мне необходимо получение 
дополнительных знаний и навыков 
 
 
 
 
 

Другое 
 
 
 
 
 
 

 
     Опишите, пожалуйста, успехи (достижения) первого месяца Вашей работы:  
 
     Какие    вопросы   Вы хотели бы задать Вашему непосредственному руководителю? 
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________ 
 
     Укажите, какая помощь Вам необходима и от кого? 
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________ 
 
 
_____________/_________________________                                    _____________________ 
подпись                             ФИО        дата 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Приложение 5 
Оценочный лист деятельности наставника заведующим структурным подразделением "наставляемого", проходящего адаптацию в должности 
 
          Ф.И.О. заведующего структурным подразделением _________________________      Ф.И.О. и должность наставника ____________________________________________ 
 
Оценка профессиональных компетенций и качеств наставника 
 
     Оцените, пожалуйста, насколько у наставника проявляются следующие поведенческие индикаторы (по 10-балльной системе), для этого обведите соответствующую цифру, расположенную напротив каждого поведенческого индикатора 
 
N 
Поведенческие индикаторы 
Степень проявления 


1. 
Обладает необходимыми профессиональными 
компетенциями (по специальности) 
1 
2 
3 
4 
5 
6 
7 
8 
9 
10 

2. 
Проявляет дисциплинированность 
1 
2 
3 
4 
5 
6 
7 
8 
9 
10 

3. 
Владеет в совершенстве знанием нормативов и стандартов оказания медицинской помощи, утвержденных приказами 
Министерства здравоохранения Российской Федерации; приказами и распоряжениями Министерства здравоохранения Московской области, связанных с профессиональной деятельностью медицинских работников 
1 
2 
3 
4 
5 
6 
7 
8 
9 
10 

4. 
Соблюдает инструкции по охране труда 
1 
2 
3 
4 
5 
6 
7 
8 
9 
10 

5. 
Демонстрирует приверженность к профессии 
1 
2 
3 
4 
5 
6 
7 
8 
9 
10 

6. 
С готовностью инвестирует личное время в развитие "наставляемого" и делится с ним накопленным опытом и знаниями 
1 
2 
3 
4 
5 
6 
7 
8 
9 
10 

7. 
Конструктивно обсуждает с "наставляемым" результаты его деятельности и перспективы 
дальнейшего развития 
1 
2 
3 
4 
5 
6 
7 
8 
9 
10 

8. 
Коммуникабелен, стремится к установлению благоприятной психологической атмосферы в 
коллективе 
1 
2 
3 
4 
5 
6 
7 
8 
9 
10 

9. 
Соблюдает этические принципы и требует их выполнения от коллег 
1 
2 
3 
4 
5 
6 
7 
8 
9 
10 

10. 
Ставит четкие цели и задачи перед "наставляемым", определяет сроки их выполнения и меру 
ответственности 
1 
2 
3 
4 
5 
6 
7 
8 
9 
10 

11. 
Мотивирует "наставляемого" на достижение значимых результатов в освоении профессии 
1 
2 
3 
4 
5 
6 
7 
8 
9 
10 

12. 
В нужном объеме оказывает "наставляемому" поддержку, необходимую для достижения количественно-качественных показателей эффективности 
1 
2 
3 
4 
5 
6 
7 
8 
9 
10 


профессиональной деятельности 











13. 
Эффективно организует и регламентирует деятельность работника при взаимодействии и принятии общих решений: по ведению пациента; назначению лечения и др. 
1 
2 
3 
4 
5 
6 
7 
8 
9 
10 

 
 
Зав. структурным подразделением_________________ _______?____? ________ 20___ г.   
            Подпись     дата 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Приложение 6 Анкета 
оценки деятельности наставника "наставляемым", проходящим адаптацию в должности 
 
     В нашем учреждении в настоящее время уделяется большое внимание развитию института наставничества.  Предлагаем Вам заполнить эту анкету, которая позволит оценить степень выраженности профессиональных компетенций у Вашего наставника      Ф.И.О. и должность "наставляемого" __________________________ 
     Ф.И.О. и должность наставника _____________________________________ 
 
        Оценка профессиональных компетенций и качеств наставника 
 
     Оцените, пожалуйста, насколько у Вашего наставника проявлялись за время    адаптации    в должности  следующие  индикаторы  поведения  (по 10-балльной    системе),    для  этого  обведите  соответствующую  цифру, расположенную напротив каждого поведенческого индикатора 
 
N 
Поведенческие индикаторы 
Степень проявления 


1. 
Обладает необходимыми профессиональными 
компетенциями (по специальности) 
1 
2 
3 
4 
5 
6 
7 
8 
9 
10 

2. 
Проявляет дисциплинированность, пунктуальность 
1 
2 
3 
4 
5 
6 
7 
8 
9 
10 

3. 
Владеет в совершенстве знанием нормативов и стандартов оказания медицинской помощи, утвержденных приказами 
Министерства здравоохранения Российской Федерации; приказами и распоряжениями Министерства здравоохранения Московской области, связанных с профессиональной деятельностью медицинских работников 
1 
2 
3 
4 
5 
6 
7 
8 
9 
10 

4. 
Соблюдает инструкции по охране труда, инструкций по обеспечению безопасности профессиональной деятельности 
1 
2 
3 
4 
5 
6 
7 
8 
9 
10 

5. 
Демонстрирует приверженность профессии 
1 
2 
3 
4 
5 
6 
7 
8 
9 
10 

6. 
С готовностью инвестирует личное время в мое развитие и делится с накопленным опытом и знаниями 
1 
2 
3 
4 
5 
6 
7 
8 
9 
10 

7. 
Конструктивно обсуждает со мной результаты моей деятельности и перспективы дальнейшего развития 
1 
2 
3 
4 
5 
6 
7 
8 
9 
10 

8. 
Коммуникабелен, стремится к установлению благоприятной психологической атмосферы в 
коллективе 
1 
2 
3 
4 
5 
6 
7 
8 
9 
10 

9. 
Соблюдает этические принципы, установленные Кодексом этики МО и требует их выполнения от коллег 
1 
2 
3 
4 
5 ' 
6 
7 
8 
9 
10 

10. 
Ставит передо мной четкие цели и задачи, определяет сроки их выполнения и меру 
ответственности 
1 
2 
3 
4 
5 
6 
7 
8 
9 
10 

11. 
Мотивирует меня на достижение значимых результатов в освоении профессии 
1 
2 
3 
4 
5 
6 
7 
8 
9 
10 

12. 
В нужном объеме оказывает мне поддержку, необходимую для достижения количественно-
1 
2 
3 
4 
5 
6 
7 
8 
9 
10 


качественных показателей эффективности профессиональной деятельности 











13. 
Эффективно организует и регламентирует деятельность работника при взаимодействии и принятии общих решений: по ведению пациента; назначению лечения и др. 
1 
2 
3 
4 
5 
6 
7 
8 
9 
10 

 
                                  
 
 
Ф.И.О. ?наставляемого?       _________________ _______?____? ________ 20___ г.    
           Подпись     дата 
 
 
  
 
 
Приложение 7 
Анкета 
самооценки наставника 
 
     В нашем учреждении в  настоящее  время  уделяется  большое  внимание  развитию института  наставничества.  Предлагаем  Вам заполнить эту анкету, которая позволит    оценить,    насколько    у  Вас  как  у  наставника  выражены профессиональные    компетенции  и  качества,  необходимые  для  успешной передачи  профессионального  опыта  работникам,  проходящим  адаптацию  в должности 
     Ф.И.О. и должность наставника ______________________________ 
 
Оценка профессиональных компетенций и качеств наставника 
 
     Оцените,    пожалуйста,    насколько  у  Вас  проявляются  следующие поведенческие  индикаторы  (по  10-балльной  системе), для этого обведите соответствующую  цифру,  расположенную  напротив  каждого  поведенческого индикатора 
 
N 
Поведенческие индикаторы 



Степень проявления 




1. 
Обладаю необходимыми 
1 
2 
3 
4 
5 
6 
7 
8 
9 
10 



профессиональными компетенциями (по специальности) 











2. 
Проявляю дисциплинированность 
1 
2 
3 
4 
5 
6 
7 
8 
9 
10 

3. 
Владею в совершенстве знанием нормативов и стандартов оказания медицинской помощи, утвержденных приказами 
Министерства здравоохранения Российской Федерации; приказами и распоряжениями Министерства здравоохранения Московской области, связанных с профессиональной деятельностью медицинских работников 
1 
2 
3 
4 
5 
6 
7 
8 
9 
10 

4. 
Соблюдаю инструкции по охране труда 
1 
2 
3 
4 
5 
6 
7 
8 
9 
10 

5. 
Демонстрирую приверженность к профессии 
1 
2 
3 
4 
5 
6 
7 
8 
9 
10 

6. 
С готовностью инвестирую личное время в развитие "наставляемого" и делюсь с ним накопленным опытом 
и знаниями 
1 
2 
3 
4 
5 
6 
7 
8 
9 
10 

7. 
Конструктивно обсуждаю с "наставляемым" результаты его деятельности и перспективы 
дальнейшего развития 
1 
2 
3 
4 
5 
6 
7 
8 
9 
10 

8. 
Коммуникабелен, стремлюсь к установлению благоприятной психологической атмосферы в коллективе 
1 
2 
3 
4 
5 
6 
7 
8 
9 
10 

9. 
Соблюдаю этические принципы и требую их выполнения от коллег 
1 
2 
3 
4 
5 
6 
7 
8 
9 
10 

10. 
Ставлю четкие цели и задачи перед "наставляемым", определяю сроки их выполнения и меру 
ответственности 
1 
2 
3 
4 
5 
6 
7 
8 
9 
10 

11. 
Мотивирую "наставляемого" на достижение значимых результатов в освоении профессии 
1 
2 
3 
4 
5 
6 
7 
8 
9 
10 

12. 
В нужном объеме оказываю "наставляемому" поддержку, необходимую для достижения количественно-качественных 
показателей эффективности 
1 
2 
3 
4 
5 
6 
7 
8 
9 
10 


профессиональной деятельности 











13. 
Эффективно организую и регламентирую деятельность работника при взаимодействии и принятии общих решений: по ведению пациента; назначению лечения и др. 
1 
2 
3 
4 
5 
6 
7 
8 
9 
10 

 
Ф.И.О. наставника_________________ _______?____? ________ 20___ г.     
          Подпись     дата