Совершенствование подходов к развитию детей дошкольного возраста в области развития речи, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), включает в себя улучшение лексической компетенции. Лексическая компетенция подразумевает формирование умений использовать слова с учетом семантического, фонетического и грамматического контекста, учитывая взаимосвязь между словами.
В работе с детьми дошкольного возраста, учитывая методику коррекции, широко используются визуальные материалы, предложенные Л.Н. Ефименковой, В.К. Воробьевой и В.П. Глуховым [13, 14]. Также Т.А. Ткаченко предлагает организовывать логопедическую работу с использованием схем и моделей [48]. Одним из интересных подходов является использование мнемотаблиц, где каждому слову или небольшому словосочетанию соответствует картинка (В.А. Козаренко) [22]. Это позволяет детям запоминать информацию, визуализируя ее с помощью рисунков.
Дополнительно, технология "Лэпбук" (переводится с английского как "книжка на коленях") предоставляет интересный подход к развитию ребенка. Этот метод основан на зарубежных методиках и адаптирован Т. Пироженко. "Лэпбук" представляет собой небольшую книгу с вкладками, карманами и закладками, содержащими схемы, рисунки, тексты и таблицы [39]. Эта методика поддерживает игровой, познавательный, исследовательский и творческий подходы в обучении. Она также способствует взаимодействию педагогов, родителей и детей, обогащая учебный процесс.
"Лэпбук" поддерживает индивидуальный и дифференцированный подходы в обучении. Работая с этим инструментом, ребенок активно участвует в учебном процессе и осваивает материал самостоятельно. Исследования показывают, что "Лэпбук" наиболее эффективен для детей старшего дошкольного возраста (от 5 лет и старше), но педагоги практики отмечают, что он также применим и для младших возрастных групп, изменяя уровень взаимодействия взрослого и ребенка.
Различают два варианта использования "Лэпбука": готовые пособия или самостоятельное создание в рамках образовательного процесса. Последний вариант более эффективен, так как позволяет детям активно участвовать в создании и использовании этого инструмента.
В итоге, "Лэпбук" представляет собой полноценное учебное пособие, стимулирующее интерес к учению, развивающее навыки самостоятельного поиска и систематизации информации, а также обеспечивающее ее закрепление и запоминание.