Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №1 п. Бреды»

Опыт работы

«Развитие речи дошкольников через театральную деятельность»

Подготовила:

Муз. руководитель:

Челяева Марина Васильевна

2024г.

«Волшебный край!» - так когда – то назвал театр великий русский поэт А.С.Пушкин. Хочется добавить – это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир.

Аннотация

Тема: «Развитие речи дошкольников через театральную деятельность»

Цель опыта - создание условий для развития речи детей через творческую активность в театрализованной деятельности. В своем опыте я обозначила актуальность темы, описала теоретическое обоснование выбранной темы, где показала взгляды и мнения педагогов по данному вопросу, раскрыла понятие и виды театрализованных игр, роль театрализованных игр в активизации речевой деятельности – дошкольников, формы и методы руководства театрализованными играми, методику руководства играми-драматизациями. Разработала перспективный план работы с детьми. Я показала процесс своей работы, по театрализованной деятельности начиная со второй младшей до подготовительной группы. Привела примеры игр и занятий по театрализованной деятельности для разных возрастных групп. Диагностика, проведенная в конце учебного года в старших дошкольных группах, показала, что выбранные методы и приемы помогли детям справиться с поставленными задачами. Речь дошкольников обогатилась, повысился интерес к театрально – игровой деятельности. В опыте имеется приложение, где есть картотеки различных игр, упражнений по театрализованной деятельности. Отражена работа с родителями по данной теме. Опыт может быть использован в работе с детьми, воспитателями детских дошкольных учреждений.

Актуальность Проблема речевого развития: забота о своевременном формировании речи детей, о её чистоте и правильности – одна из важнейших проблем воспитания детей дошкольного возраста. Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Основная задача любого ДОО – речевое развитие дошкольников по Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования. В стенах детского сада происходит первоначальное становление коммуникативных умений ребёнка, формирование правильного разговора и мышления. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании окружающего мира. Речь ребенка выполняет три функции связи его с внешним миром: коммуникативную, познавательную, регулирующую. Период с 3-х до 7 лет - это период усвоения грамматической системы русского языка, развитие связной речи. В это время совершенствуется грамматическая структура и звуковая сторона речи, создаются предпосылки для обогащения словаря. Таким образом, процесс развития речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи. Результаты мониторингов свидетельствуют о том, что в последнее время возросло число дошкольников, имеющих существенные нарушения в способности правильно говорить. К сожалению, вечно занятые родители в наше время часто забывают об этом, и пускают процесс развития речи на самотёк. Дома ребёнок проводит мало времени в обществе взрослых (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж планомерные развивающие занятия по освоению речи – вообще редкость. Вот и получается, что с речью ребёнка к моменту поступления в школу возникает множество проблем: Односложная, состоящая из простых предложений; Бедность речи, недостаточный словарный запас; Замусоривание речи сленговыми словами; Бедная диалогическая речь; Неспособность построить монолог; Отсутствие навыков культуры речи. Разнообразить речевую практику дошкольников в детском саду мне помогает театрализованная деятельность, именно театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие детей: стимулирует речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат.

Теоретическое обоснование

О развитии коммуникативных и речевых навыков, системе построения занятий можно узнать из следующих источников: 1. Чурилова Э. Г.» Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников».- М. :Владос. 2. Петрова Т. И., Сергеева Е. А., «Театрализованные игры в детском саду» М., 2014.Также я использую следующие пособия: 3. Доронова Т. Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод. Пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения. 4. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения. 5. Жуковская, Р.И. Творческие ролевые игры в детском саду, 2015. 6. Караманенко, Т.Н., Караманенко, Ю.Г. Кукольный театр - дошкольникам: Просвещение, 2005. - 191 с. 7. Копосова, М.В. Развитие творческого потенциала детей средствами театрального искусства: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 2013г. В работах современных педагогов Л. В. Артемовой «Театрализованные игры дошкольников», Т. Н. Дороновой «Играем в театр», М. Д. Маханевой «Театрализованные занятия в детском саду». Также я опиралась на новинки методической литературы и журналы «Ребёнок в детском саду», «Дошкольное воспитание», на программу «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и основную образовательную программу МКДОУ «Детский сад №1».

Практическая часть

Размышляя над вопросом о повышении уровня развития речи детей, я пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность. Почему именно театрализованная деятельность? Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. Изучая психолого-педагогическую и методическую литературу, я пришла к выводу, что театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли. Я считаю, что в театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно – эстетического воспитания. Она - неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, необходимость систематизировать её в едином педагогическом процессе очевидна. Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театрализованная деятельность. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемым событиям. Театрализованная деятельность: - помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств; - появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению; - совершенствует артикуляционный аппарат; - формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь; - улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий; - дети получают эмоциональный подъём; - способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса; - позволяет формировать опыт социального поведения; - стимулирует активную речь; - позволяет развивать память, внимание, воображение, инициативность, самостоятельность и речь; -помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Исходя из вышесказанного, я поставила перед собой: Цель – развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность. Задачи: 1.изучить психолого-педагогическую, методическую литературу, посвященную этой проблеме; 2.раскрыть виды театрализованных игр; 3.изучить роль театрализованных игр на речевое развитие детей; 4.проанализировать формы и методы руководства театрализованными играми, методику руководства играми-драматизациями. 5.провести сравнительную диагностику речевого развития. Рассмотрены особенности организации театрализованной деятельности детей в дошкольном возрасте, определены содержание и задачи работы в разных возрастных группах. Выделены основные принципы организации театрализованной деятельности, на которые я опиралась для решения поставленных задач: Принцип эвристичности. Принципиальным условием для появления и развития театрально-игровой деятельности детей дошкольного возраста является наличие образовательной среды, которая стимулирует развитие творческих способностей детей. При создании такой среды необходимо руководствоваться принципом эвристичности, так как центральным элементом творчества является озарение, что связано с нахождением нового, оригинального решения проблемы. В эвристичной среде заложена информация, которая сразу себя не обнаруживает, а побуждает ребенка к поиску. Eсли среда неисчерпаема, информативна, она даст возможность открытий (эврика – «Я нашел!»), удовлетворяет потребность ребенка в новизне, которая обнаруживается им по ходу действий. Принцип единства. Процессов интеграции и дифференциации совместной деятельности. Фундаментом этого принципа является организация совместной деятельности детей и педагогов на основе взаимопонимания и взаимопомощи. Данный принцип предполагает также развитие игровой инициативы, самостоятельности детей, частичную передачу им полномочий и ответственности. Принцип отсутствия принуждения. Предполагает, что при организации театрально-игровой деятельности и руководстве ею исключается всякое принуждение детей, противоречащее сущности этой деятельности. Принцип поддержания игровой атмосферы. Предполагает создание условий для поддержания интереса детей к театрально-игровой деятельности посредством использования разнообразных методов и приемов. Принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности. Руководствуясь этим принципом, педагог способствует тому, чтобы смысл игровых действий постепенно был перенесен и жизненный опыт детей и наоборот, знания, полученные в быту, па занятиях, были перенесены в игровую деятельность детей, что содействует дальнейшему воспитанию, обучению и развитию детей в школьные годы. Принцип интегративности, в соответствии с которым целенаправленная работа по развитию театрализовано - игровой деятельности включается в целостный педагогический процесс. Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребёнка в дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры. Во время театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй. Театрализованные игры позволяют формировать опыт социальных навыков поведения, ведь каждая сказка для дошкольников имеет нравственную направленность. Вначале я сама проигрываю предполагаемый сюжет в ролях. Затем предлагаю детям говорить за персонажей. И только после того, как дети запомнили содержание, ненавязчиво предлагаю сыграть самому ребёнку. Очень интересно менять сюжеты. Например: лиса не сьела колобка, козлята от волка спаслись и т.д. Дети с удовольствием и смекалкой проигрывают их. Кукольный театр дети очень любят. Во время просмотра спектакля эмоции переполняют маленьких зрителей. Дети учатся выразительной и эмоциональной речи. Кроме того, нравственная направленность спектаклей развивает у детей чувство доброты и сопереживания, чего так сейчас не хватает на экранах телевизоров и в мультфильмах, которых дети дома просматривают великое множество. Музыкально театрализованная деятельность это: музыкально дидактические игры, запевки, заклички, пословицы, инсценировки, постановка всех видов театра, ситуативно сюжетные этюды, речитативы. Именно в ходе игры выстраивается система взаимоотношений дошкольника с внешним миром. Театрализованные игры – уникальное средство для развития речи. Такие игры представляют собой инсценировку стихов и потешек, рифмованных историй. Стихи привлекают детей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малышей является чем –то магическим, утешающим и успокаивающим. Театральные игры очень увлекательны и способствуют взаимопониманию между детьми и взрослыми. Обогащаю словарь детей и в дидактических играх: «Отгадай и назови инструмент», «Отгадай, кто к нам пришёл», «Кто что делает», «Назови животных и скажи, кто как поет». Использую театральные приемы на занятиях. Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить чётко, чтобы его все поняли. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). Театрализованная деятельность позволяет решать многие проблемные ситуации от лица какого - либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. И самое главное навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогут использовать в повседневной жизни. Театрализованная музыкально драматическая деятельность является уникальным средством развития творческих способностей детей. Очень плотно я работаю с воспитателями всех групп. По поему мнению, совместная работа музыкального руководителя и воспитателя приносят огромную пользу в воспитании детей. Взаимное понимание воспитательных целей, единств методов работы, взаимопомощь все это необходимо для того, чтобы успешно осуществить задачу музыкального воспитания. Развивать речь детей можно и нужно в любой игре. Играя с детьми важно самому педагогу стараться говорить чисто, ясно, выразительно, не торопясь, грамматически правильно строить предложения. Во время игры я стараюсь не обрывать ребенка, даже если он допускает ошибки в речи. Не перебиваю и не тороплю ребенка с речевыми трудностями, даю ему выразить свои мысли в игре. Играя с детьми поддерживаю стремление ребенка к общению, поощряю даже за незначительные успехи. Важно быть осторожным, чтобы нечаянно не обидеть ребенка с проблемами в речи, чтобы у ребенка не возник страх ошибиться, говоря что-либо. На первоначальном этапе провела диагностику (Приложение1). В процессе игровой деятельности детей я определила уровень развития речи каждого ребёнка, и сделала вывод, что дети проявляют малый интерес к театрализованной деятельности, слабо владеют речью, способностью понимать эмоциональное состояние другого человека и выражать своё, умением вживаться в создаваемый образ и использовать мимику, жесты, движения, плохо владеют навыками кукловождения. Благодаря полученным результатам, я начала строить работу, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей детей. Для достижения цели определила последовательность действий: -Изучение научно-методической литературы по теме; - Создание развивающей предметно-пространственной среды для реализации театрализованной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста; -Разработка перспективного плана работы с детьми по театрализованной деятельности;(Приложение №2). -Взаимодействие с родителями воспитанников по созданию единого образовательного пространства. Планируя театрализованную деятельность с детьми, руководствовалась следующими факторами: - возраст, опыт детей, ведущий вид деятельности; - доступность содержания деятельности; - сохранение положительного эмоционального настроя детей, активизация любознательности; - постепенное усложнение; - цикличность; Свою работу с детьми начала во второй младшей группе. В связи с этим встал вопрос создания оптимальных психолого-педагогических условий для полноценного речевого развития детей. Это предусматривает: создание развивающей предметно-пространственной среды, целенаправленную работу над речевым развитием детей во всех видах творческой деятельности. Так как, я считаю, что правильно организованная предметно-пространственная среда играет большую роль в развитии детей. В процессе проектирования предметно – пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей я учитывала: - индивидуальные социально – психологические особенности ребёнка; - особенности его эмоционально – личностного развития; - интересы, склонности, предпочтения и потребности; - любознательность, исследовательский интерес и творческие способности; - возрастные и полоролевые особенности. В музыкальном зале оформлены уголки для работы с детьми: «В мире театра», «Мир музыкальных инструментов», «В гостях у сказки», «Мир эмоций», «Говорушка», в котором есть все необходимое для развития речи, «Чистоговорки», стихи для развития речи, карточки с кинезелогическими упражнениями. Для более эффективного решения данных задач я обогатила предметно – развивающую среду, которая помогает закрепить полученные знания. Внесла в уголок «Говорушка» чистоговорки, скороговорки, стихи, упражнения для развития речи, оформила уголок «В гостях у сказки» новыми масками, перчаточными куклами, фетровым театром, создала детям условия для свободной деятельности. Дополнила картотеки музыкальных игр: «Музыкальная мозаика», «Ритмичные ножки», «Угадай инструмент», «Дети и медведь» и др.,дидактических игр: «Чудесный мешочек», «Разноцветный сундучок», «Чего не стало?», «Теремок» и др., подвижных игр: «Хитрая лиса», «С кочки на кочку», «Караси и щука», «Мышеловка» и др., пальчиковых игр: «Капуста», «Дождик», «Кот на печи», «Рыбки», «Пять утят» и др., картотеку самомассажа: «Лепим ушки», «На саночках», «Игра в снежки», «Наступили холода», «Две тетери» и т.д. риложение №3) В музыкальном зале есть коррекционная кукла «Барыня – Сударыня», в карманах которой имеются предметы для пальчиковой гимнастики со стихами. Поскольку предметно-развивающая среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребёнка на театрализацию любимого произведения, в зоне театрализованной деятельности я разместила уголок «В мире театра», где имеются разные виды театра: кукольный, настольный, пальчиковый, а также маски животных, маски овощей, различная театральная атрибутика: шляпки, платки, веночки, предметы быта, реквизит, куклы, декорации. Поскольку развитие любознательности и исследовательского интереса основано на создании спектра возможностей для моделирования, поиска и экспериментирования, в зоне театрализованной деятельности «В гостях у сказки» я разместила разнообразный материал, ткани, костюмы для ряженья, позволяющих ставить разнообразные сказки с детьми. Оформлен стенд детских рисунков «Мы рисуем музыку», стенд «Свободная деятельность детей». Кроме того, периодически обновляла материал, ориентируясь на интересы разных детей. Это создало условия для персонифицированного общения с каждым ребёнком. Важное значение для развития речи, снятия эмоционального напряжения имеет развитие мелкой моторики через «пальчиковые игры». Одним из средств развития движений пальцев рук и речи детей является «Театр пальчиков». Это замечательная «палочка-выручалочка» помогала соблюдать один из важнейших принципов «от простого к сложному».Начиная с простейших потешек («Эта ручка – правая, эта ручка – левая», «Семья», «Игрушки», «Котики», «Бобик») которые я показываю, а дети повторяю за мной, перехожу к более сложным, требующим от ребёнка внимания, терпения и старания («Стол», «Стул», «Капустка», «Апельсин»). Исполняя потешки, дети показывают фигуры и проговаривают слова в такт с движениями пальцев. Помогая малышам овладеть потешками, пальчиковыми играми, постепенно перехожу к театрализованной деятельности. Любимые детьми сказки «Теремок», «Колобок», «Три медведя», «Заюшкина избушка» показываю в разных вариантах театра: настольный, фланелеграф, пальчиковый, кукольный. После неоднократного показа, бесед, предлагаю детям совместный показ сказок, на что они откликаются с большим интересом и желанием. Учатся передвигать фигурки, управлять куклами, произносить монологи, вступать в диалог между персонажами. В играх-драматизациях с детьми младшего дошкольного возраста особое место отвожу небольшим этюдам, в которых сама показываю образы героев (например, лиса: хитрая, красивая, говорит ласково, ходит плавно, не спеша). Кроме этого рассматриваем с детьми иллюстрации к сказкам в разной манере исполнения художников В.Васнецова, Е.Рачаевой, В.Г.Мельниченко, В.Лебедевой, С. Малинко, А.Жуковой, М.Тюрина, провожу беседы. Такая работа позволяет детям сформировать представления о характере и образе сказочных героев, обогатить словарный запас детей. С детьми среднего дошкольного возраста часто использую игры с разными видами театра «Придумай сказку» дети с удовольствием включались в придумывание новых интересных сюжетов сказок. Не меньше интерес у детей вызывала игра-пантомима, в которой сочетаются пластические позы, жесты и мимика. Предлагаю детям с помощью указанных образных средств представить следующие ситуации: "изобразить" распускающийся цветок, прыгающую лягушку, засыпающего ребёнка, качающееся на ветру дерево и т.д. Таким образом, дети учатся словесному перевоплощению, стремясь, чтобы характер персонажа, голос и его привычки легко всеми улавливались. Передать характер персонажей в движении помогает и использование музыки. Итогом нашей работы в средней группе был показ сказки «Волк и семеро козлят» на празднике День матери.риложение №4) В старшей и подготовительной группе для обучения детей средствам речевой выразительности использую более сложные упражнения. Для снятия мышечного напряжения я использую следующие упражнения: «Поздоровайтесь друг с другом», «Не перепутайте движения»; игры: «Капуста», «Перестройся по росту», «Перестройся парами, тройками и т.д.», «Найди пару по цвету» и т.д.Пальчиковый игротренинг «Греем ушки», «Мальчик – пальчик, где ты был?», «Барабанщики», «Солдаты», «Мы – мастера», «Дятел», «Стирка белья», «Погрозим», «Я играю», «До свидания» помогает развивать мелкую моторику. Для обучения детей средствам речевой выразительности я использую артикуляционную гимнастику: «Мама шинкует капусту», «Чашечка», «Самовар», «Лошадка», «Чистим зубки», «Иголочка». Предлагаю детям произнести с разной интонацией самые привычные слова: «возьми», «принеси», «помоги», «здравствуй» (приветливо, небрежно, просящее, требовательно). Привлекаю внимание детей к тому, как можно изменить смысл фразы путём перестановки логического ударения (каждый раз на другое слово): «Принеси мне игрушку», «Мама ушла на работу». А также использовала задания – упражнения «Разные настроения», «Я радуюсь, когда…», «Я грущу, когда…». Для развития дикции я использую скороговорки, игры «Подскажи словечко». Для более яркого создания образа детям необходимо владеть выразительными пластикой и мимикой. Для развития пластической выразительности я предлагаю детям: пройти по камешкам через ручей от лица любого персонажа (сказки, рассказа, мультфильма) по их выбору; от лица любого персонажа подкрасться к спящему зверю (зайцу, медведю, волку);изобразить прогулку трёх медведей, но так, чтобы все медведи вели себя и действовали по-разному. При выполнении этих упражнений детьми, я слежу за тем, чтобы дети сами подмечали различия в исполнении своих друзей и стремились находить свои движения, мимику. Особенно нравятся детям упражнения для развития выразительной мимики: солёный чай; ем лимон; сердитый дедушка; лампочка потухла, зажглась; грязная бумажка; тепло – холодно; рассердились на драчуна; обиделись; мне грустно; показать, как кошка выпрашивает колбасу. В процессе образовательной деятельности с воспитанниками стараюсь осуществлять поддержку инициативы и самостоятельной творческой деятельности детей. В свободное время они импровизируют небольшие диалоги: например, лисы и зайца, лисы и собак, лисы и петушка и т.д.; стараются следить за своей речью и речью других, отрабатывают жесты, мимику, движения, голос. Заключительным и самым значимым для детей этапом является постановка сказок. Работа по подготовке детей к постановке спектакля осуществляется поэтапно. На подготовительном этапе знакомлю детей с художественным произведением. Как показала практика, наиболее интересным материалом служат сказки. Для них характерны драматический конфликт между действующими лицами, острота ситуации, эмоциональная насыщенность, короткие, выразительные диалоги, простота и образность языка. В процессе ознакомления детей с произведением обсуждаем характер, поступки героев, одновременно решаю задачу обогащения словаря детей эмоционально–оценочной лексикой. В дальнейшем читаем с детьми текст по ролям, распределяем роли, уточняем предполагаемые обстоятельства и мотивы поведения отдельных персонажей, организуем репетиции по отрывкам. Я ненавязчиво помогаю детям объединяться в небольшие творческие группы вместе подготовить, оформить и проиграть фрагмент инсценировки, учу детей модулировать голосом: говорить громко, тихо, грубо, мягко, передавать радость, печаль, грусть, страх, произносить текст в характере разных персонажей, выполнять имитационные движения. После таких упражнений дети становятся более раскрепощёнными, свободными, лёгкими в общении, проявляют своё творчество. После разучивания текста начинаем работать над пластикой движений: учу детей посредством движений передавать характер литературного героя (например: лиса хитрая, ходит на цыпочках, заглядывает всем в глаза, вертит головой в разные стороны, хочет всем понравиться; Колобок весёлый, озорной, доверчивый, бегает легко, на носочках; Кай до волшебства – добрый, весёлый, смелый, внимательный мальчик, а после волшебства Снежной королевы выражение его лица становится злым, бессердечным, надменным, он хмурит брови, взгляд его холодный, равнодушный). В процессе работы над образом использую видеофрагменты из мультипликационных и художественных фильмов. Вместе с детьми обсуждаю, какими средствами актёр создаёт образ (с какой интонацией говорит, как ходит). Обсуждение и подготовка декораций, костюмов, реквизита осуществляется в тесном сотрудничестве с родителями: взрослые придумывают идеи для костюмов и сами воплощают их. Театр – это средство эмоционально - эстетического воспитания в детском саду, позволяющий формировать опыт социальных навыков поведения, способность проявлять чувство симпатии, сопереживать героям. Каждая сказка или литературное произведение имеют нравственную направленность, прививая дружбу, доброту, смелость. Постепенно воспитанники проявляют творческую самостоятельность в передаче образов, выразительность речевых и пантомимических действий под музыку. Итогом работы в старшей и подготовительной группах стало итоговое развлечение «В гостях у бабушки Матрены» с мастер – классом по изготовлению шумовых инструментов из бросового материала (Приложение 5). Итогом стали постановки сказок «Курочка Ряба» и «Сказка о глупом мышонке» на праздник День матери, где дети показали свое актерское мастерство, творческие способности. (Приложение 6), (Приложение 7). Добиться положительных результатов в театрализованной деятельности позволили реализованные мною проекты, над которыми я работала совместно с воспитателями всех возрастных групп: Творческий проект к Дню матери «Мамочка любимая» и Творческий новогодний проект «Путешествие по сказкам» (Приложение 8), (Приложение 9 ) цель которого направлена на создание условий для социально - коммуникативного, познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность. В процессе реализации проектов «Мамочка любимая» и «Путешествие по сказкам»: -повысилась творческая активность детей: они с удовольствием участвуют в драматизации сказок; -у детей увеличился круг знаний об окружающем мире; -появилось желание пересказывать сказки, придумывать свои сюжеты; - активизировалась речь детей, обогатился словарный запас; - дети с интересом смотрят театральные постановки других и с удовольствием воспроизводят их в своей игровой деятельности; - родители активно включились в образовательную деятельность группы, благодаря вовлечению родителей в проектную деятельность, создавались яркие, красочные костюмы, декорации. Совместно с детьми родители изготовили различные виды театра. Работу в рамках данного проекта строила в системе, последовательно, направляя деятельность детей и взрослых на достижение положительного результата. Проектная деятельность позволила мне успешно решить задачи, направленные на своевременное развитие речи через театрализованную деятельность. Вся проведённая работа эффективна, на что указывают положительные результаты при повторном обследовании: 1. У детей повысился уровень развития речи. 2. Вырос интерес к театрализованной деятельности, дети активно принимают участие в драматизации знакомых сказок, разыгрывают небольшие сценки. 3.Заметно повысился уровень сформированности коммуникативных навыков. Подводя итог, хочется отметить, что влияние театрализованной деятельности на развитие речи неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приёмами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа. Вывод: Сравнив результаты диагностических исследований по театрализованной деятельности, я пришла к тому, что удалось добиться положительных результатов по всем разделам: увеличилось количество детей с высоким уровнем умений на 17%, а с низким уровнем наоборот уменьшился на 19%. Речь дошкольников обогатилась, повысился интерес к театрально – игровой деятельности. Мои воспитанники на протяжении этого времени являлись активными участниками и лауреатами районных конкурсов: «В гостях у сказки», «Музыкальная шкатулка», «Дары осени», «Каблучок», где на суд зрителей и жюри, представили такие театрализованные постановки: «Конек Горбунок», «Дюймовочка», «Волк и семеро козлят», «Цветик – семицветик», танцы «Четыре дня до войны», «Морской танец», «Берегите природу», Песни «Россия», «Детский сад», «Скачет по полям». Нас приглашают с выступлениями на сцену районного дома культуры. Хочется отметить, что практически на всех этих конкурсах дети занимали призовые места. (Приложение 10) Практика показала, что работа по развитию речи не будет полноценна без участия семьи. Только в тесном контакте с родителями можно добиться положительных результатов. Поэтому вся моя работа была направлена на повышение компетентности родителей в данном вопросе. Родители – активные помощники в организации образовательного процесса. Нельзя добиться хороших результатов в решении задач развития речи, если они не решаются совместно с семьей, для которого характерно содействие друг другу. Я стараюсь максимально привлечь родителей к активному участию. Для этого мною постоянно оформляется стенд с консультациями для родителей «Значение театрализованной деятельности на развитии речи ребенка», «Как устроить домашний театр дома», «Воспитание сказкой», «Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста», «Развитие детей в театрализованной деятельности» и др.(Приложение 11) Провела анкетирование родителей «Организация театрализованной деятельности в семье».(Приложение 12) В родительском уголке помещаю рекомендации по развитию речи и театрализованной деятельности, различные памятки, буклеты по теме. Также я веду работу на сайте детского сада, где регулярно выкладываю информацию о всех проведенных праздниках, мероприятиях, развлечениях. В своей работе я часто обращаюсь за помощью к родителям, которые активно отзываются на помощь в изготовлении атрибутов, декораций к сказкам, спектаклям, в пошиве театральных костюмов. Участвуют в совместных выставках поделок по сказкам. Совместно с родителями провожу праздники и развлечения, утренники. Данную работу провожу так же в тесном контакте с воспитателями. Распространяю свой педагогический опыт в детском саду. Подготовила и провела консультации для педагогов «Роль театрализованной деятельности в социально эмоциональном развитии младших дошкольников», «Развитие творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность" и др. (Приложение 13) Поучаствовала с проектами «Мамочка любимая» и «Новогоднее путешествие по сказкам» во всероссийских педагогических конкурсах «Гордость России» и «Ты гений», где получила дипломы 1 степени. (Приложение 14)

Заключение: Несомненно, что развитие речи детей любого возраста одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. Речь ребенка развивается постоянно в быту, на занятиях, в игре, в общении со сверстниками и взрослыми и сопровождает его в любой деятельности. Но как сделать так, чтобы обучение проходило легко и свободно, без строгих правил и навязчивости? Эти вопросы поможет решить использование в педагогическом процессе театрализованных игр. Они пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру, воплощают образы, превращаются в артистов. Игра – дело серьезное, но и веселое, то же. Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно. Игры - драматизации позволяют решать одновременно несколько задач: развитие речи и навыков театрально-исполнительской деятельности, созданию атмосферы творчества, социально-эмоциональному развитию детей. Театрализованные игры могут быть организованы в утренние и вечерние часы, органично включены в различные занятия. Работа с детьми над образами персонажей включает в себя и развитие выразительности речи, и развитие пластики, двигательных способностей, эмоционального состояния, поведенческих норм, нравственного развития. Главная особенность этих игр в том, что ребенок обучается незаметно для него самого, он артист и учится публично говорить и действовать. В моей работе был проведен анализ опыта основателей дошкольной педагогики по речевому воспитанию дошкольников средствами театра, я раскрыла роль воздействия театрализованных игр на речевое развитие дошкольников и необходимость их использования. Изучены формы и методы руководства театрализованными играми, методика руководства играми-драматизациями. Разработала этапы постепенного включения данного вида игр в процесс развития речи детей дошкольного возраста. Считаю, что выбранная мною тема, достаточно полно раскрыта в моей работе и подтверждает свою актуальность. Проведенная работа по внедрению в процесс развития речи ребенка театрально-игровой деятельности оправдала себя: дети становятся более раскрепощенными, открытыми, улучшается речь и взаимопонимание. Результат проделанной работы: - У детей повысился интерес к театрально – игровой деятельности. -Усовершенствовались исполнительские умения детей в создании художественного образа. - Расширились представления детей об окружающей действительности. - Повысился уровень речевого развития и речевого этикета детей. - Обогатился и активизировался словарь детей. - Усовершенствовалась интонационная выразительность речи. - Развивалась память, мышление, воображение, внимание детей. -Усовершенствовалось умение детей правильно оценивать свои и чужие поступки. - Появилось умение контролировать эмоциональное состояние детей. - Появилось осознанное поведение и общение в обществе. - Повысился эмоциональный контакт с семьями воспитанников. Трудности и проблемы при работе над данной темой: Я столкнулась с некоторыми проблемами и трудностями: - что делать, если ролей не хватает на всех детей; - кто будет играть отрицательных персонажей? Первая трудность вполне решаема. Здесь возможна подгрупповая организация занятий по театральной деятельности. Кроме того, можно придумать какие-либо дополнительные роли, чтобы охватить всех детей. Вторая же трудность несколько сложнее и требует вдумчивого наблюдения за конкретными детьми, индивидуального подхода к каждому ребенку. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети, в большинстве случаев, хотят исполнять роли добрых, сильных и находчивых персонажей и не хотят играть злых, жестоких, бесчестных. В таких случаях нужно подчеркнуть, что в театрализованной деятельности все — и дети, и взрослые — артисты, и они должны уметь играть и положительные, и отрицательные роли. Причем зачастую сыграть роль отрицательного героя намного сложнее. Однако иногда бывает и так: стремление активно участвовать в театрализованной деятельности, привлечь внимание к себе толкает ребенка к постоянному исполнению отрицательных ролей. Постепенно образ как бы прилипает к нему, и, в конце концов, этот ребенок начинает вызывать насмешки у других детей, поэтому необходимо, чтобы каждый из детей исполнял как отрицательные, так и положительные роли. Подводя итог, хочется отметить, что влияние театрализованной деятельности на развитие речи неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. Я не останавливаюсь на достигнутом. Работу по развитию речи детей через театрализованную деятельность продолжу и в дальнейшем с другими ребятами. Литература: 1 . Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. Для воспитателя дет.сада - М., КНОРУС", 2013г. 2. Карпинская Н.С. Игры-драматизации в развитии творческих способностей детей // Художественное слово в воспитании дошкольников. - М., 2016. 3. Бочкарева Л.П. Воздействие книг и картин на игровые образы. В сб.: Воспитание детей в игре. - М., "КНОРУС", 2017. 4. Горбушина Л.А., Николичева А.П. «выразительное чтение и рассказывание с детьми дошкольного возраста»: Учебное пособие: М.: КНОРУС, 2015г. 5. Домашний театр – Серия «Через игру – к совершенству». – М.: «Лист», 2016г. 6. Зинкевич – Евстигнеева Практикум по Сказко-терапии. – СПб. ООО «Речь», 2012г. 7. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр дошкольникам: Театр картинок. Театр игр. Театр петрушек: пособие для воспитателей и музыкальных руководителей. – СПб. 2013. 8. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ «Сфера», 2017г. 9. Менджерицкая Д. В. Игра-драматизация. В сб.: Воспитание детей в игре. - М.: А.П.О., 2016. 10. Поляк Л.Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. 11. Интернет ресурсы: http://music-eav.detsad1chany.edusite.ru/DswMedia/interaktivnyieigryivmuzyikal-noydeyatel-nosti-obobshaopyita-.pdf, https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/275787-obobschennyj-opyt-raboty-po-teatralizovannoj-.