Организация безопасного образовательного пространства в школе

С модернизацией современной системы российского образования вопрос о создании безопасной образовательной среды становится особенно актуальным. Среди условий реализации основной образовательной программы в рамках ФГОС определены психолого-педагогические условия, включающие вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса, в том числе, сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся, формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни, дифференциация и индивидуализация обучения .

Успешность учебно-воспитательного процесса и правильное развитие учащегося будет идти только в комфортной и безопасной образовательной среде

Безопасность – залог человеческого развития. Если человек будет убежден в безопасности среды, где он обитает, то он чувствует себя в нем комфортно и соответственно, создаются условия, способствующие саморазвитию и самореализации учащихся. В настоящее время большое внимание стало уделяться критериям здоровья и безопасности, как в государственной политике, так и в системе образования, чему способствовало ухудшение здоровья детей, увеличение уровня социальной дезадаптации , ухудшение уровня нравственной воспитанности в обществе. Безопасность образовательного учреждения: - это условия сохранения жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников, а также материальных ценностей образовательного учреждения от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций; - это система мер, принятых администрацией учреждения и государством, для защиты детей и имущества от внутренних и внешних угроз с учетом фактического состояния, технического состояния школы, условий организации учебно-воспитательного процесса, криминальной и техногенной обстановки, природной территории, предупреждения, пресечения и ликвидации последствий террористических акций. Формирование и обеспечение безопасности образовательной среды предполагает:

Постоянную работу с учащимися,

их родителями, педагогическим коллективом, органами исполнительной власти

,

организациями дополнительного образования, полицией, общественными организациями

в

решении

проблем

комплексного

обеспечения

безопасности

образовательного

учреждения, ее защиты от внутренних и внешних угроз.

Оказание

содействия

органам

внутренних

дел

по

пресечению

распространения

наркотиков

среди обучаемых и профилактике преступлений среди несовершеннолетних.

Организацию

дежурства

учащихся

старших

классов

и

членов

родительского

комитета

по образовательному учреждению.

Контроль

над

соблюдением

в

образовательном

учреждении

внутреннего

распорядка

и

правил

безопасности.

Организацию

охраны

порядка

на

школьных

мероприятиях.

Ознакомление

учащихся

и

персонала

образовательного

учреждения

с

правилами

и

тактикой

безопасного поведения в экстремальных и

чрезвычайных ситуациях.

Контроль,

за

работой

приборов

охранной

и

охранно-пожарной

сигнализации,

состоянием

технических средств защиты.

Защиту

здоровья

и

сохранение

жизни

обучающихся

и

сотрудников

образовательного

учреждения.

Соблюдение

техники

безопасности

учащимися

и

работникам

образовательного

учреждения.

Обучение

учащихся

методам

обеспечения

личной

безопасности

и

безопасности

окружающих.

Документирование

процессов,

относящихся

к

важным

событиям

жизни

школы

в

аспектах

безопасности, в ходе их повседневного функционирования, а также в случаях реализации угроз и мероприятий по противодействию этим угрозам

Чтобы обеспечить комплексную безопасность в образовательном учреждении нужно учитывать тот факт, что она охватывает достаточно широкий спектр позиций и направлений, которые включают в себя:

Образовательная среда как правила формируется укладом жизнедеятельности самого учреждения: материальные ресурсы, организация учебного процесса, психологический климат и др. Это есть своего рода подсистема социокультурной среды, а также совокупность непосредственно исторически сложившихся фактов, ситуаций и обстоятельств. Тем самым «среда» представляет собой довольно широкое понятие, то есть это то, в чем обитают все участники (воспитанники, преподаватели, родители и т.д.). Она, как правило, выражается в целостности специально организованных педагогических условий всестороннего развития личности ребенка.

Важным является тот факт, что любое образовательное учреждение, является социальным институтом и, включает в себя подрастающее поколение, оно должно строить свою систему безопасности и создавать условия психологической безопасности как через обучение и воспитание, так и через решение задач развития. Задачи же определены в нормативно правовых и локальных актах самого учебного учреждения: уставе, правилах, положениях.

Любое образовательное учреждение должно стремиться к тому, чтобы учащийся был адаптирован к жизни в обществе, а также вырабатывать у него социально - психологические механизмы общения. Правильно сформированная образовательная среда поможет учащимся чувствовать себя полноправными, активными членами образовательного процесса, что поможет снизить уровень агрессивности.

Образовательное учреждение, как и любая другая социальная организация, активно взаимодействует с внешней средой, которая оказывает на него сложное влияние. Среди социальных субъектов, взаимодействие с которыми во многом определяет жизнь образовательного учреждения, важное место занимают социальные партнеры. «Социальное партнерство» - это организуемые школой добровольные и взаимовыгодные отношения равноправных субъектов, которые формируются на основе заинтересованности всех сторон в создании условий для развития школьников. Для решения некоторых проблем в образовании требуются усилия всего общества, а не только одного из его составляющих — школы. Наиважнейший социальный партнер школы - организации ,предоставляющие дополнительные образовательные услуги.

Дополнительное образование - вид образовательной деятельности, что подразумевает всестороннее развитие человека.

Дополнительное образование можно разделить на три основные группы: культурное, гуманитарное и техническое. В каждой из этих групп предоставляются общие основы знаний, а также современные новаторские идеи, реализующие задачи по формированию безопасного образовательного пространства. Поскольку сейчас знания это самая ценная валюта, то в среде дополнительного образования пытаются предоставить необходимый базис, на котором в последующем будет формироваться всестороннее индивидуальное развитие.

Если описать тезисами, то партнерство занимается следующим:

сохраняет

основные

идеи

организации

работы

в

сфере

дополнительного

образ

ования.

-поддерживает взаимоотношения с госструктурами, средой бизнеса, социумом и родителями.

-принимает активное участие в его развитии. Отвечает за социально-ориентированный сегмент дополнительного образования, в который входят программы поиска талантов, поддержка детей из неблагополучных семей или предоставление услуг дополнительного образования детям с ограниченными возможностями.

распределением

бюджетных

сре

дств

в

с

оответствии

с

запросами

организаций.

Социальное партнерство помогает направлять ресурсы на развитие совместной деятельности любых образовательных учреждений, их общественной самоорганизации и самоуправления независимо от их типа и вида. Оно привлекает ресурсы общества для развития образовательной сферы, помогает накапливать и передавать жизненный опыт, как образовательного сообщества, так и его партнеров для формирования у членов сообщества способности долговременного выживания на рынке образовательных услуг. Исходя из выше сказанного, становится ясно, что развитие социального партнерства в образовании детей должно рассматриваться как совместная коллективная деятельность различных социальных групп, а его реализация должна приводить к позитивным изменениям в системе .

Органы и учреждения, выступающие в качестве социальных партнеров школы, можно разделить на несколько групп:

образовательные

организации

(высшего

и

среднего

профессионального,

дополнительного

образования);

органы

и

учреждения

системы

профилактики

безнадзорности

и

правонарушений

несовершеннолетних;

государственные

надзорные

и

контрольные

органы;

общественные

организации;

Социальное партнерство школы и дополнительного образования позволяет создать единую безопасную образовательную среду в школе, максимально приблизить услуги дополнительного образования к школьнику .

Каждое образовательное учреждение, будь то общеобразовательная школа или учреждение дополнительного образования детей различной направленности, наряду с созданием благоприятного психологического климата, обязано защищать здоровье ребенка и отвечать за его сохранность, соблюдать технику безопасности, а также обучать учащихся способам обеспечения личной безопасности, и безопасности окружающих его людей.

Специфика образовательного учреждения дополнительного

образования заключается в приобщении детей, подростков и молодежи к

лучшим образцам мировой и отечественной культуры, здоровому образу жизни, организации их досуга и свободного времени.

Только внимательный и осознанный подход к организации и управлению образовательным процессом приведет к здоровому психологическому и педагогическому климату в учреждении.

Для педагогов школы и педагогов дополнительного образования эффективными практиками для реализации безопасного пространства являются постоянные дискуссии, обмен идеями; трансляция и обсуждение лучших и неудачных образовательных примеров ,технологий, методик, форм работы; разные формы практического погружения и взаимодействия (курсовые подготовки, тематические предметные вебинары, видеоконференции, подготовка в системе методической работы школы организации интернет

сетей ,клубных сообществ, встреч, проектов. )

Для учащихся : плодотворно погружение в деятельность ученического самоуправления, где есть свободное пространство для самовыражения и реальной социальной практики, где можно предложить социально полезную идею и тут же направить усилия на ее реализацию, будучи уверенными в поддержке взрослых:

организация

социальных

акций

диалоговых

площ

адок;

трансляция

практик

работы

для

школ

партнеров;

практики

защит

проектных

работ

учащихся

разной

направленности;

участие

в

формате

онлайн

в

интеллектуальных

сетевых

играх;

в

предметных

сетевых

олимпиадах

и конкурсах; в создании экспозиций школьного музея.

В целом, исходя из этого, можно с точностью сказать, что к

решению данной проблемы может в полной мере привести только системность, периодичность и комплексность в действиях органов, от которых зависит наиболее положительный эффект решения поставленных задач.

Безопасная образовательная среда обеспечивает возможность для участников образовательного процесса проектировать и развивать внутришкольную социальную среду, выявлять и развивать способности обучающихся через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно-полезной деятельности, в том числе социальной практики, используя возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, эффективно управлять образовательной организацией .