Организация безопасного образовательного пространства в школе
С модернизацией современной системы российского образования вопрос о создании безопасной образовательной среды становится особенно актуальным. Среди условий реализации основной образовательной программы в рамках ФГОС определены психолого-педагогические условия, включающие вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса, в том числе, сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся, формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни, дифференциация и индивидуализация обучения .
Успешность учебно-воспитательного процесса и правильное развитие учащегося будет идти только в комфортной и безопасной образовательной среде
Безопасность – залог человеческого развития. Если человек будет убежден в безопасности среды, где он обитает, то он чувствует себя в нем комфортно и соответственно, создаются условия, способствующие саморазвитию и самореализации учащихся. В настоящее время большое внимание стало уделяться критериям здоровья и безопасности, как в государственной политике, так и в системе образования, чему способствовало ухудшение здоровья детей, увеличение уровня социальной дезадаптации , ухудшение уровня нравственной воспитанности в обществе. Безопасность образовательного учреждения: - это условия сохранения жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников, а также материальных ценностей образовательного учреждения от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций; - это система мер, принятых администрацией учреждения и государством, для защиты детей и имущества от внутренних и внешних угроз с учетом фактического состояния, технического состояния школы, условий организации учебно-воспитательного процесса, криминальной и техногенной обстановки, природной территории, предупреждения, пресечения и ликвидации последствий террористических акций. Формирование и обеспечение безопасности образовательной среды предполагает:
Постоянную работу с учащимися,
их родителями, педагогическим коллективом, органами исполнительной власти
,
организациями дополнительного образования, полицией, общественными организациями
в
решении
проблем
комплексного
обеспечения
безопасности
образовательного
учреждения, ее защиты от внутренних и внешних угроз.
Оказание
содействия
органам
внутренних
дел
по
пресечению
распространения
наркотиков
среди обучаемых и профилактике преступлений среди несовершеннолетних.
Организацию
дежурства
учащихся
старших
классов
и
членов
родительского
комитета
по образовательному учреждению.
Контроль
над
соблюдением
в
образовательном
учреждении
внутреннего
распорядка
и
правил
безопасности.
Организацию
охраны
порядка
на
школьных
мероприятиях.
Ознакомление
учащихся
и
персонала
образовательного
учреждения
с
правилами
и
тактикой
безопасного поведения в экстремальных и
чрезвычайных ситуациях.
Контроль,
за
работой
приборов
охранной
и
охранно-пожарной
сигнализации,
состоянием
технических средств защиты.
Защиту
здоровья
и
сохранение
жизни
обучающихся
и
сотрудников
образовательного
учреждения.
Соблюдение
техники
безопасности
учащимися
и
работникам
образовательного
учреждения.
Обучение
учащихся
методам
обеспечения
личной
безопасности
и
безопасности
окружающих.
Документирование
процессов,
относящихся
к
важным
событиям
жизни
школы
в
аспектах
безопасности, в ходе их повседневного функционирования, а также в случаях реализации угроз и мероприятий по противодействию этим угрозам
Чтобы обеспечить комплексную безопасность в образовательном учреждении нужно учитывать тот факт, что она охватывает достаточно широкий спектр позиций и направлений, которые включают в себя:
Образовательная среда как правила формируется укладом жизнедеятельности самого учреждения: материальные ресурсы, организация учебного процесса, психологический климат и др. Это есть своего рода подсистема социокультурной среды, а также совокупность непосредственно исторически сложившихся фактов, ситуаций и обстоятельств. Тем самым «среда» представляет собой довольно широкое понятие, то есть это то, в чем обитают все участники (воспитанники, преподаватели, родители и т.д.). Она, как правило, выражается в целостности специально организованных педагогических условий всестороннего развития личности ребенка.
Важным является тот факт, что любое образовательное учреждение, является социальным институтом и, включает в себя подрастающее поколение, оно должно строить свою систему безопасности и создавать условия психологической безопасности как через обучение и воспитание, так и через решение задач развития. Задачи же определены в нормативно правовых и локальных актах самого учебного учреждения: уставе, правилах, положениях.
Любое образовательное учреждение должно стремиться к тому, чтобы учащийся был адаптирован к жизни в обществе, а также вырабатывать у него социально - психологические механизмы общения. Правильно сформированная образовательная среда поможет учащимся чувствовать себя полноправными, активными членами образовательного процесса, что поможет снизить уровень агрессивности.
Образовательное учреждение, как и любая другая социальная организация, активно взаимодействует с внешней средой, которая оказывает на него сложное влияние. Среди социальных субъектов, взаимодействие с которыми во многом определяет жизнь образовательного учреждения, важное место занимают социальные партнеры. «Социальное партнерство» - это организуемые школой добровольные и взаимовыгодные отношения равноправных субъектов, которые формируются на основе заинтересованности всех сторон в создании условий для развития школьников. Для решения некоторых проблем в образовании требуются усилия всего общества, а не только одного из его составляющих — школы. Наиважнейший социальный партнер школы - организации ,предоставляющие дополнительные образовательные услуги.
Дополнительное образование - вид образовательной деятельности, что подразумевает всестороннее развитие человека.
Дополнительное образование можно разделить на три основные группы: культурное, гуманитарное и техническое. В каждой из этих групп предоставляются общие основы знаний, а также современные новаторские идеи, реализующие задачи по формированию безопасного образовательного пространства. Поскольку сейчас знания – это самая ценная валюта, то в среде дополнительного образования пытаются предоставить необходимый базис, на котором в последующем будет формироваться всестороннее индивидуальное развитие.
Если описать тезисами, то партнерство занимается следующим:
сохраняет
основные
идеи
организации
работы
в
сфере
дополнительного
образ
ования.
-поддерживает взаимоотношения с госструктурами, средой бизнеса, социумом и родителями.
-принимает активное участие в его развитии. Отвечает за социально-ориентированный сегмент дополнительного образования, в который входят программы поиска талантов, поддержка детей из неблагополучных семей или предоставление услуг дополнительного образования детям с ограниченными возможностями.
распределением
бюджетных
сре
дств
в
с
оответствии
с
запросами
организаций.
Социальное партнерство помогает направлять ресурсы на развитие совместной деятельности любых образовательных учреждений, их общественной самоорганизации и самоуправления независимо от их типа и вида. Оно привлекает ресурсы общества для развития образовательной сферы, помогает накапливать и передавать жизненный опыт, как образовательного сообщества, так и его партнеров для формирования у членов сообщества способности долговременного выживания на рынке образовательных услуг. Исходя из выше сказанного, становится ясно, что развитие социального партнерства в образовании детей должно рассматриваться как совместная коллективная деятельность различных социальных групп, а его реализация должна приводить к позитивным изменениям в системе .
Органы и учреждения, выступающие в качестве социальных партнеров школы, можно разделить на несколько групп:
образовательные
организации
(высшего
и
среднего
профессионального,
дополнительного
образования);
органы
и
учреждения
системы
профилактики
безнадзорности
и
правонарушений
несовершеннолетних;
государственные
надзорные
и
контрольные
органы;
общественные
организации;
Социальное партнерство школы и дополнительного образования позволяет создать единую безопасную образовательную среду в школе, максимально приблизить услуги дополнительного образования к школьнику .
Каждое образовательное учреждение, будь то общеобразовательная школа или учреждение дополнительного образования детей различной направленности, наряду с созданием благоприятного психологического климата, обязано защищать здоровье ребенка и отвечать за его сохранность, соблюдать технику безопасности, а также обучать учащихся способам обеспечения личной безопасности, и безопасности окружающих его людей.
Специфика образовательного учреждения дополнительного
образования заключается в приобщении детей, подростков и молодежи к
лучшим образцам мировой и отечественной культуры, здоровому образу жизни, организации их досуга и свободного времени.
Только внимательный и осознанный подход к организации и управлению образовательным процессом приведет к здоровому психологическому и педагогическому климату в учреждении.
Для педагогов школы и педагогов дополнительного образования эффективными практиками для реализации безопасного пространства являются постоянные дискуссии, обмен идеями; трансляция и обсуждение лучших и неудачных образовательных примеров ,технологий, методик, форм работы; разные формы практического погружения и взаимодействия (курсовые подготовки, тематические предметные вебинары, видеоконференции, подготовка в системе методической работы школы организации интернет
сетей ,клубных сообществ, встреч, проектов. )
Для учащихся : плодотворно погружение в деятельность ученического самоуправления, где есть свободное пространство для самовыражения и реальной социальной практики, где можно предложить социально полезную идею и тут же направить усилия на ее реализацию, будучи уверенными в поддержке взрослых:
организация
социальных
акций
диалоговых
площ
адок;
трансляция
практик
работы
для
школ
партнеров;
практики
защит
проектных
работ
учащихся
разной
направленности;
участие
в
формате
онлайн
в
интеллектуальных
сетевых
играх;
в
предметных
сетевых
олимпиадах
и конкурсах; в создании экспозиций школьного музея.
В целом, исходя из этого, можно с точностью сказать, что к
решению данной проблемы может в полной мере привести только системность, периодичность и комплексность в действиях органов, от которых зависит наиболее положительный эффект решения поставленных задач.
Безопасная образовательная среда обеспечивает возможность для участников образовательного процесса проектировать и развивать внутришкольную социальную среду, выявлять и развивать способности обучающихся через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно-полезной деятельности, в том числе социальной практики, используя возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, эффективно управлять образовательной организацией .