В детском саду дети получают комплексное развитие. Под руководством педагогов они занимаются разнообразными деятельностями, что способствует их умственному, эстетическому, физическому и нравственному развитию. Особое внимание уделяется тому, чтобы все, чему дети учатся и что они овладевают, имело эмоциональную окраску.
Эмоции играют важную роль в жизни ребенка. Известный физиолог Н.М. Щелованов считал, что эмоции являются не только ценным психологическим содержанием жизни ребенка, но и имеют важное физиологическое значение. Эмоциональная стадия является самой ранней формой взаимодействия ребенка с миром. Поэтому в детском саду очень важно создавать положительную эмоциональную атмосферу. Различные формы развлечений, такие как музыкальные и кукольные театры, литературные концерты, способствуют этому.
Особое место в развлечениях занимают физкультурные занятия. Физическая активность сама по себе приносит удовольствие. Движение мышц является источником сильнейшей радости, названной И.П. Павловым "чувством мышечной радости". Умеренная физическая нагрузка всегда улучшает настроение и самочувствие. Физические упражнения являются отличным способом расслабления. Правильно организованные физкультурные развлечения могут эффективно влиять на развитие мышления, воображения, целеустремленности, а также формирование чувства ответственности, самоконтроля и решительности у ребенка.
Физкультурные развлечения позволяют педагогам поддерживать общую эмоциональную атмосферу и стимулировать активность каждого ребенка, учитывая его индивидуальные способности. Педагоги могут дифференцированно оценивать результаты детей, не разочаровывая их лишними замечаниями и критикой, а вместо этого давая им возможность наслаждаться радостью от успешных движений и достижений, а также радоваться успехам других.
В ходе развлечений все дети активно участвуют в различных соревнованиях и состязаниях с огромным увлечением выполняют двигательные задания. В таких мероприятиях дети ведут себя более свободно, чем на обычных физкультурных занятиях, что позволяет им двигаться естественно, без напряжения, использовать свои уже усвоенные двигательные навыки и проявлять артистическую сторону, эстетические качества в движениях.
Хорошо, когда физкультурные развлечения сопровождаются музыкой, так как это благотворно влияет на развитие у детей чувства прекрасного, способствует умению двигаться под музыку и пониманию характера музыкального произведения. Такие развлечения также развивают музыкальный слух и память.
Физкультурные развлечения не требуют специальной подготовки детей и строятся на уже известных им материалах. Если используется новый материал, то он должен быть доступным для детей, чтобы они не испытывали затруднений. Мероприятия могут проводиться как с одной группой, так и с несколькими группами, состоящими из детей одного возраста. Важно, чтобы воспитатель активно участвовал в развлечениях, давая команды, подводя итоги и поддерживая заинтересованное отношение детей к происходящему.
Для проведения физкультурных развлечений существуют различные методики. Вот несколько примеров:
-
Вариант физкультурного развлечения основан на знакомых играх и игровых упражнениях. Оно включает общую игру средней подвижности для настройки на эмоциональный лад, несколько двигательных заданий (аттракционов), игры с элементами соревнований или игры большой подвижности, а также игру малой подвижности при необходимости.
-
Вариант физкультурного развлечения основан на элементах спортивных игр, таких как баскетбол, ручной мяч, бадминтон, хоккей, футбол, теннис. Проведение этого вида развлечения требует, чтобы дети уже усвоили элементы выбранной игры. Группа делится на две команды, и проводятся соревнования с подсчетом очков.
-
Вариант физкультурного развлечения основан на упражнениях в беге, прыжках, метании и езде на велосипедах или самокатах. Данный вариант развлечения подразумевает проведение активных двигательных заданий на открытой площадке и позволяет оцен.