ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В МУНИЦИПАЛЬНОЙ СПОРТИВНОЙ ШКОЛЕ ИМ.Д.А.РАЗУМОВСКОГО

 

Автор составитель:

Голенкова Мария Владимировна

Методист МБУ СШ им. Д.А.Разумовского

  

Организация методической работы в спортивной школе предполагает следующее: помощь тренеру-преподавателю в обучении, воспитании и развитии воспитанников.

Методическая работа опирается на несколько ведущих идей:

• знания в любом возрасте можно и нужно пополнять, мышление развивать, способами деятельности овладевать;

• совершенствуя собственное сознание, мы совершенствуем образовательный процесс, за качество которого несем ответственность перед воспитанниками;

• личностный рост педагога – рост творческого и нравственного потенциала;

• безусловно, только творческий педагог может заразить вирусом творчества детей, научить их творческому отношению к жизни и помочь преодолевать трудности, неизбежно возникающие на пути человека.

Определение цели и задач методической работы позволяют правильно конкретизировать функции методической службы, а именно:

• помощь тренеру в овладении методологическими основами педагогики;

• помощь тренеру-преподавателю в развитии педагогического мышления – от рассудочного эмпирического к разумно организованному теоретическому, к мышлению понятиями;

• помощь тренеру в преодолении всех трудностей перехода от практики традиционного обучения к обучению развивающему.

В настоящее время в большинстве спортивных организаций, независимо от ведомственной принадлежности, методическую работу организуют: директор, замдиректора по учебно-спортивной работе, инструктор-методист, обеспечивающий работу с детьми (спортивно-массовый отдел), инструкторы-методисты по организационно-спортивной работе, а также руководители структурных подразделений по видам спорта.

Распределение функций среди организаторов методической работы происходит следующим образом:

• директор – это общее руководство деятельностью спортивной организации;

• заместитель директора по УСР и инструкторы-методисты  – это программно-методическое обеспечение проектной деятельности в организации;

• заместитель директора по УСР и руководители структурных подразделений по видам спорта – это программно-методическое обеспечение  деятельности СО в рамках педагогического проектирования воспитательного модуля в спортивно-массовую работу в учреждении;

• руководители структурных подразделений по видам спорта (инструкторы-методисты отделений, или иные специалисты) – это методическая помощь в проектировании учебных занятий, открытых и итоговых спортивно-массовых мероприятий, помощь в организации мониторинга качества образовательных программ и результативности соревновательной деятельности, помощь в организации обобщения передового педагогического опыта.

Разработана программа методической учебы. Методическая служба спортивной организации, состоящая из заместителя директора по УСР и инструкторов-методистов, руководит методической учебой и работой в подразделениях. Также систематически привлекаются тренеры высшей и первой квалификационной категорий, способных к аналитической и исследовательской деятельности.

В основу плана методической работы спортивной организации берутся результаты диагностики системных затруднений тренеров, выявленных в ходе административного контроля. Построение плана методической учебы дифференцировано в соответствие уровня профессионального мастерства тренеров.

Цель по отношению к опытным тренерам-преподавателям – создание условий для активной исследовательской и наставнической деятельности.

Цель по отношению к молодым тренерам – развитие профессиональных умений, превышающих базовый стандарт педагогического образования.

Цель по отношению к начинающим и малоопытным тренерам – оказание помощи в становлении профессиональных умений, расширение и углубление психолого-педагогических знаний.

  Начинающие тренеры и тренеры, нуждающиеся в опеке, работающие в режиме профессионального становления (без категории, вторая категория), проходят методическую учебу в соответствии с индивидуальным планом профессионального роста под руководством педагогов-наставников.

       Методическая работа в спортивной организации способствует:

1.   Осмыслению программно-методических требований, нормативных документов, обязательных в исполнении. В результате учебные программы, по которым работают тренеры, типовые или модифицированные, а это показатель достаточно высокого уровня компетентности тренерского состава.

2.   Изучению и системному анализу новых технологий и методик обучения, что позволяет тренерам-преподавателям успешно конкурировать с другими спортивными организациями в различных конкурсах профессионального мастерства.

3.   Обобщению и распространению передового педагогического опыта, рожденного внутри коллектива.

4.   Мотивации педагогической и профессиональной деятельности. Ежегодно спортсмены школы успешно принимают участие в городских, областных, всероссийских и международных турнирах и соревнованиях.

6.   Формированию готовности к профессиональному самообразованию. Каждый тренер работает над выбранной методической темой, обобщает свой педагогический опыт, участвует в спортивно-массовых и воспитательных мероприятиях.

 Формы организации методической работы

1.   Педагогический совет (тренерский совет).

2.   Работа над единой методической темой спортивной организации.

3.   Индивидуальные консультации администрации и инструкторов- методистов.

4.   В течение года ежемесячные психолого-педагогические консультации.

5.   Открытые занятия и воспитательные мероприятия.

6.   Подготовка методической продукции для участия в городских, областных и всероссийских  конкурсах  различной направленности по профилю работы.

7.   Методические советы и объединения в отделениях по видам спорта.

В течение учебного года педагогические (тренерские) советы проводятся, к примеру, по следующим темам:

• «Развитие образовательного процесса в СО. Обновление программно-методического обеспечения. Опыт создания образовательных программ».

• «Психолого-педагогическое обеспечение воспитывающей среды в СО.

• «Воспитание в структуре тренировочного процесса».

• «Защита учебной программы».

• «Технология педагогического общения».

• «Педагогическое проектирование в деятельности тренера»

• «Спортивно-массовая работа: проблемы, решения, перспективы развития».

• «Мониторинг качества реализации образовательных  программ, проблема сохранности детского контингента и пути ее решения».

• «Экспериментальная деятельность как фактор совершенствования процесса обучения и личностного роста педагогов».

• «Новые формы организации летних спортивных сборов детей и подростков города, обобщение опыта военно-патриотического воспитания, работа летних спортивных лагерей».

Работа над единой методической темой способствует решению частных методических задач в процессе коллективной работы над единым проектом. Так, с 2019 года под руководством доктора педагогических наук, заслуженного тренера России Головихина Евгения Васильевича было разработано положение о создании «Опытно-экспериментальной площадки» и стартовал проект в учреждении по подготовке спортсменов различного уровня. От 1 разряда и выше.

Данная программа позволяет привлечь дополнительные группы занимающихся спортсменов и увеличить количество учеников спортивной школы.

Психолого-педагогические консультации в рамках ОЭП рассматриваются нами как активная форма пополнения теоретических знаний тренеров-преподавателей, позволяющая совершенствовать уровень педагогической компетентности. Были проведены консультации: «Педагогические здоровьесберегающие технологии в работе с детьми»; «Принципы взаимодействия детей и подростков со взрослыми в процессе воспитания как компонент воспитательной системы»; «Мониторинг качества и результативности тренировочного процесса в спортивной школе»; «Педагогические технологии развивающего обучения» и др.

Педагогический коллектив спортивной организации  ведет работу по созданию учебных программ нового поколения, соответствующих требованиям, утвержденным Научно-методическим советом Минобразования России, накопленному опыту педагогов, целям   и   задачам   информационного общества XXI века. Работа по совершенствованию программно-методического обеспечения – непрерывный процесс, осуществляемый всеми и инструктором-методистом, и каждым тренером.

Эффективность методической работы спортивной организации подтверждается высокими результатами участия в турнирах и соревнованиях различного уровня: городского, областного, Всероссийского и Международного. Появлением в спортивной школе членов сборной команды России. Что в дальнейшем позволит повысить статус учреждения, стать спортивной школой олимпийского резерва.