Второй год все школы России реализуют Федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения. В новом образовательном стандарте актуальной остается задача не только и не столько научить ребенка читать, считать и писать, необходимо привить ему две группы новых умений и навыков. Умение решать творческие задачи и навыки поиска, обработки и анализа информации. Эти задачи успешно решает проектная деятельность. Через проектную деятельность можно и нужно организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их способности и творчески подходить к результатам своей работы.

На уровне начальной школы одному учителю, конечно же, практически, невозможно сразу создать систему проектов и начать использовать её. На начальном этапе этой деятельности следует говорить о применении системы проектных задач, которые подготовят ученика начальной школы к полноценной проектной деятельности в среднем и старшем звене.

Перед учителем стоит вопрос по организации проектной деятельности. Что такое проект? Как организовать деятельность так, чтобы интересно и доступно было всем ученикам класса? Как сделать это увлекательным для детей, понятным и доступным для родителей? Каждый учитель должен задать себе эти вопросы.

Но самым важным вопросом должен стать вопрос: «Как научить ребенка любой материал, любую проблему решать проектным способом?» Ведь если ребенок научится ставить перед собой задачи, находить способы для их решения и делать выводы – ребенок готов к новым свершениям. И если на выходе ребенок умеет это делать, то ребенок готов к изучению наук.

При этом, в данном творческом процессе крайне важна роль родителей ребенка, т.к. данный вид деятельности является практически совершенно неведомым ребенку, уже наученному предыдущим жизненным опытом репродуктивному мышлению. «Триада»: ученик – родители – учитель должны действовать как единый комплекс, помогающий именно ученику создавать значимый для него продукт (проект) его же руками. Т.е. надо так построить работу с ребенком, так поставить проектную задачу или набор заданий, чтобы у ребенка целенаправленно стимулировалась система действий, направленных на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка результата, который подтверждает или опровергает его эмпирический опыт.

При этом у каждого члены «триады» обязательно образуются определенные функции. Так, учитель осуществляет общее руководство проектной деятельностью как учеников, так и их родителей. Первоначально учитель должен разъяснить родителям общие цели и задачи проектной деятельности (что это такое, что может содержать проект, способы реализации, сроки и т.д. и т.п.). Материал должен быть доступен и занимателен для родителей. Именно их вовлеченность, их позитивный настрой и желание станут примером для детей, вариантом еще одного приятного времяпровождения в семье. Далее, рекомендовать родителям и ребенку совместно выбрать тему проекта максимально учитывая особенности темперамента и уровня развития ребенка. Причем, ни в коем случае нельзя «давить» в процессе выбора темы проекта, т.к. навязанная тема может не вызывать интереса ученика или не подходить ему в связи с особенностями темперамента (например, ребенку с гиперактивным темпераментом крайне трудно осуществить длительный проект).

После выбора темы идет этап осуществления деятельности (поиск материала, консультации с учителем, контроль и помощь со стороны родителей). На этом этапе формируется умение искать и выделять необходимую информацию, путем наблюдения и фиксации значимых этапов проекта, а также их сопоставления и анализа, в том числе с помощью компьютерных средств.

И заключительный этап - это презентация, т.е. предъявление результата деятельности ученика по реализации проекта. Здесь опять резко возрастает роль учителя. Его задача на этом этапе сформировать умение строить речь в соответствии с поставленными в проекте задачами; и научить оформлять свои мысли в устной форме. Научить поверить в себя, в свои силы, в свои возможности при представлении своей работы.

Если говорить образно, то функции членов нашей «триады» можно сравнить с работой хора. Учитель – дирижер, который выбирает репертуар, руководит голосами, темпом и звучанием. Родители – хор, помогающий солисту. И солист – ученик, исполняющий главную партию. И пусть каждое выступление приносит радость!