Организация проектной деятельности по литературе для учащихся 5-6 классов с ослабленным здоровьем как способ формирования первоначальных исследовательских умений (на примере создания литературных сборников)
Тимохина И. В., учитель русского языка и литературы,
ГБОУ «Созвездие»,
г. Волгоград
Современное общество предъявляет к системе образования принципиально новые духовно-нравственные и социально-экономические требования. Школьники должны обладать не только определёнными знаниями, но и гибко реагировать на изменения в окружающем мире, а для этого школа обязана научить детей самостоятельно принимать решения, прогнозировать и предупреждать последствия своей деятельности, сотрудничать, постоянно совершенствовать свои знания в различных областях.
В связи с этим одной из приоритетных задач современного образования становится переход от накопления знаний к развитию личности, совершенствованию её индивидуальных способностей, от получения разобщённых сведений из различных областей знаний к формированию целостной картины мира. Поиск новых подходов к организации педагогического процесса приводит к необходимости реформирования всей системы приобретения знаний учеником, переориентации на практическую составляющую образования, привлечения учащихся к исследовательской деятельности. Одним из важнейших направлений становится обучение общению, гармонозирующему межличностные и социальные отношения. А естественным общение будет только в совместной деятельности, каковой и может стать работа над проектом.
Актуальность проектной деятельности несомненна, так как она играет особую роль в формировании и развитии универсальных учебных действий учащихся и является одним из условий реализации основной образовательной программы, что предусматривается Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения.
Цель: организация проектной деятельности по литературе в урочное и внеурочное время.
Задачи::
формирование умений и навыков проектной деятельности;
повышение учебной мотивации;
активизация творческого потенциала школьников среднего звена;
развитие способности к самостоятельной практической деятельности;
воспитание
коммуникативности
, инициативности и предприимчивости.
В ходе решения системы проектных задач школьников 5, 6 классов могут быть сформированы следующие способности:
Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
Целеполагать
(ставить и удерживать цели);
Планировать (составлять план своей деятельности);
Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
В работе над проектом можно выделить следующие этапы:
1. Погружение в проект.
2. Организация деятельности
3. Осуществление деятельности
4. Презентация результатов
5. Рефлексия
Наиболее сложным для учащихся 5 – 6 классов является начало работы над проектом. Их пугает неизвестность, неумение работать в группе, ответственность не только за себя, но и за всех членов группы. Поэтому учитель сначала знакомит ребят с сутью проектного метода и мотивирует деятельность учащихся. Для этого в помощь начинающим работу над проектом должны быть собраны в папку все необходимые материалы, в том числе памятки, методические рекомендации. В связи с этим возникает необходимость создания пакета документов для учеников, который включает в себя:
Памятку по работе с проектом.
Требования к оформлению проекта.
Критерии оценивания проекта (портфолио, защита).
График консультационных дней.
Паспорт проектной работы.
Предварительно ознакомив учащихся с пакетом документов, используемых при работе с проектом, предоставив темы, учитель указывает сроки выполнения задания. Затем записывает желающих участвовать в проекте, раздает пакеты документов. После выбора темы идет постановка целей. Самостоятельно сделать это ребята затрудняются. Учитель помогает, предлагает свои варианты. Чаще всего учащиеся выбирают парные или групповые типы проекта, это стимулирует самообучение и взаимообучение, развитие коммуникативных навыков.
Покажем эту работу на примере создания литературного сборника «Городок сказок».
Замысел данного сборника возник в рамках изучения теоретического материала по теме «Сказки» в 5 классе. В урочное время в процессе изучения теории по данной теме, выполнили анкетирование. А итогом изучения темы становится тест. Кроме этого мы с ребятами составили карточки, в которых отображались особенности каждой группы сказок.
После изучения теории ребята подбирают самостоятельно по 2-3 примера определенного типа сказок. Затем каждый определяется с типом своей сказки, над которым будет работать. За время урочного изучения темы ученики должны определиться с типом сказки.
Теперь наша проектная работа по созданию литературного сборника переходит в формат индивидуально-групповой деятельности. Во внеурочное время мы собираемся определенными группами (по типам сказок) и обсуждаем, о чем должна идти речь в его сказке. Так ребята совместно прорабатывают каждую созданную сказку в группе, рекомендуя возможные изменения в ткани сказки. Они в своей микрогруппе следят за тем, чтобы сюжет не повторялся, чтобы герои были разнообразны и самое главное, чтобы сказка соответствовала своим особенностям, которые выделяют ее среди других жанров.
До Нового года уже созданы все сказки. Теперь нужно переходить к оформлению сборника. Новая задача: иллюстрирование уже готовых творческих работ. Выбираем тех, кто имеет способности к художественному оформлению, вместе, в группе, придумываем содержание иллюстраций.
Проводится мини-конкурс по оформлению обложки, его цветовое решение.
За верстку сборника отвечает всегда педагог, так как у ребят в 5 классе еще нет такого навыка.
Ребята создают иллюстрации к своим сказкам, тем самым проходят незримый путь осознания значимости своей деятельности. И появляется главное-желание творить и в дальнейшем. Так маленькая ситуация успеха помогает обучающимся 5-6 классов выйти на большую дорогу творчества.
По давней традиции нашего учебного заведения есть в апреле месяце День творческого отчета школы. И коллективные, и интеллектуальные сборники творческих работ учащихся поступают в продажу. Однако за пару недель до этого дня надо позаботиться о рекламе книжки, то есть о презентации проекта. На двух-трех листах представляем самые яркие моменты сказок с иллюстрациями. Тогда книгу точно приобретут на школьной ярмарке, будут читать – а это и есть долгожданная ситуация успеха для автора сборника сказок.
В мае собираемся на заседание, где обсуждаем, что из задуманного удалось, что было сложным. Проходит этап рефлексии – важный заключительный этап, способствующий осмыслению учеником собственных действий. Учащийся осознают сделанное, примененные им способы деятельности. На этом занятии ребята отвечают на вопросы: "Чему я научился?", "Чего я достиг?", "Что сделал?", "Что у меня раньше не получалось, а теперь получается?", "Кому я помог?".
Обращение к проектно-исследовательской технологии в образовательном процессе с учениками, имеющими ослабленное здоровье, позволяет учитывать индивидуальные особенности развития школьников, способствует лучшему закреплению полученного на уроках материала. У ребёнка, самостоятельно обдумывающего и отбирающего нужную информацию, ненавязчиво происходит закрепление необходимого материала. Это связано с повышением интереса учащихся к изучению предметов, развитием у них навыков самостоятельной, поисковой и творческой работы.
Таким образом, полагаю, что использование метода проектов в работе с такими учащимися имеет все основания, чтобы считать его эффективным.