«Организация прогулки
с детьми раннего возраста».
Автор: Долонина Наталья Владимировна.
Прогулка обязательно станет настоящей частью педагогического процесса, если ребёнок будет иметь возможность много двигаться, наблюдать природные явления и живые объекты, непосредственно действовать с объектами, познавать разнообразие форм, красок, ароматов и звуков.
Возможность близко рассматривать растения, животных и прикасаться к ним, возможность различных действий с природными материалами, слушание звуков, ощущения запахов – всё это расширяет понимание детьми окружающей среды.
В раннем возрасте дети хорошо развиты в умении много видеть, запоминать то, что увидели, но понимать и осмысливать они могут только с помощью педагога. Дети охотно наблюдают за птицами, но от них редко можно услышать правильные мысли: птица живёт в домике, крошки едят клювом и так далее. Задача педагога - формировать у детей способность видеть и замечать значимые вещи, применяя приемы наглядно-действенного обучения.
Воспитатель предварительно планирует каждое наблюдение и определяет его цель: знакомить детей с новыми явлениями, или закрепить ранее полученные знания, ориентировку в окружающем, и так далее.
В любом наблюдении очень важна эмоциональная сторона, яркие впечатления. Сам воспитатель создает соответствующий настрой. Яркая, эмоциональная речь педагога, использование песен, стихов и потешек - все это повышает восприятие детей и способствует формированию ярких образов.
В ходе наблюдения воспитатель формирует у детей зрительные ориентиры, устанавливает конкретизирует и уточняет знания детей, расширяет их словарный запас.
Таким образом, дети 3-го года жизни на второй день могут пережить те же впечатления от наблюдения за котом, если их воспитатель задаст им вопрос: «Где мы видели кота? - Какой кот? - и так далее.
Особое значение для совершенствования ориентации в пространстве и укрепления представлений детей оказывают экскурсии на другие участки детского сада. Воспитатель и дети уточняют, есть ли у них на участке какие-то строения, для чего они необходимы и как их называют. Также можно посоветовать детям вспомнить, какой цвет лавочка и столик на их участке.
С раннего детства очень важно воспитать у детей способность ценить работу взрослого человека. Наблюдая за трудами взрослых: дворников, водителей машин и др., нужно дать детям понять, что работа взрослого – это сложная, но важная работа, и они все стараются её хорошо сделать. Именно эмоциональная оценка воспитывает у детей уважение к работе взрослого человека.
Если ребенок заинтересован в том или ином деле, он непременно постарается его повторить и активно отвечает на любые предложения взрослых о том, чтобы потрудиться не только в группе, но и на участке. Возможность ребенка выполнить несложные трудовые поручения, помочь старшему – для него очень важна, и разнообразие действия с природными материалами лишь увеличивает его активность.
У детей постепенно формируются трудовые навыки. Педагог, разделив трудовые поручения на этапы, должен организовывать каждый из них сопровождая показ действия, словесной инструкции, совместным действием с ребенком. При организации трудовых поручений очень важно предусматривать наличие подходящего инвентаря для детей, который не должен быть игрушечным и хранится в определенном месте, не следует давать их для игр.
Вовремя оказываемая помощь взрослым ребенку в выполнении трудового поручения способствует успешному завершению начатого дела, а возможность помощи старшему, подражая его действиям, лишь увеличивает активность детей. Особенно радуют малышей положительные оценки взрослым за их труд и благодарность за помощь.
При ежедневной прогулке воспитатель организует подвижные игры. В процессе проведения подвижных игр решаются сразу несколько задач: удовлетворяются потребности в активных действиях, повышается эмоциональные тонус, развиваются навыки ориентации в окружающей среде, развиваются навыки играть со своими сверстниками, слушать взрослых и совершать игровые движения в соответствии с правилами игры. С детьми раннего возраста организатором и участником игры является воспитатель, ребята с удовольствием реагируют на предложение от взрослого играть. На первом этапе игры имеют простой характер: пройдите по дороге, перешагни через ручеёк и так далее, они постепенно становятся сложнее, добавляются простые правила и сюжеты - доступные для детского понимания.
Очень важным является проведение игр на ярком, эмоциональном уровне с использованием дополнительных атрибутов, чтобы дети получили позитивные эмоции от игрового процесса. Игра длится не менее 5-6 минут, повторяется 2-3 раза.
Незаменимая часть прогулки – индивидуальная работа педагога с детьми в процессе которой формируются, развиваются и закрепляются ранее полученных навыки и умения.
Педагогу нужно составить такой план прогулок, чтобы детям оставалось время на самостоятельную деятельность. Во время которой взрослый следит за тем, что делают малыши, и в случае необходимости, ненавязчиво изменять их деятельность.
Правильно организованная прогулка позволяет детям наблюдать за природными явлениями, растениями, животными, за трудом взрослых, играть в спортивные игры, с педагогом выполнять трудовые поручения, свободно передвигаться по участку и общаться со своими сверстниками.
Огромная важность прогулок для детского развития не вызывает сомнений.