Доклад на тему : «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

Подготовила : учитель русского языка ГОУ ЛНР «Хрустальская школа №33

имавалера Шахтёрской Славы И.Д. Яворского» Черняга Ирина Николаевна

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Школа – большой и важный этап не только в образовании, но и в судьбе каждого человека. От того, какие знания приобретет в ее стенах ребёнок, какие умения разовьет, во многом зависит его будущая жизнь. Для того чтобы выпускник смог найти своё место в обществе, мог реализоваться в своей личной жизни и профессии, ему необходимо обладать многими качествами, важнейшим среди которых является умение говорить. Современные стандарты образования выдвигают новые требования к преподаванию русского языка в школе. Во главу угла ставится не только приобретение учащимися знаний орфографических и пунктуационных правил, но и формирование коммуникативных умений. Большая часть выпускников образовательных учреждений оказываются необученными речевой деятельности. Но нужно отметить, что современные методики преподавания русского языка ориентированы на практическое овладение его нормами и предусматривают владение единицами языка в различных ситуациях речевого общения. Под практическим владением языка понимается владение учащимися всеми видами речевой деятельности: слушанием, говорением, чтением, письмом. Таким образом, коммуникативная методика обучения характеризуется тем, что на первый план в качестве важнейшей цели обучения выдвигается формирование умений и навыков речевого общения. Для формирования навыков общения необходимо в процессе обучения создавать условия речевого общения. Система работы должна вызывать необходимость общения и потребность в общении. Учиться общению общаясь – основная характеристика коммуникативности. Это находит выражение в особой организации учебного материала, составляющими которого являются развитие речи, система ситуативных (коммуникативных) упражнений.

Пути реализации коммуникативной компетенции учащихся состоят: 


1. Формы и методы

Формы, методы и приемы работы направлены на то, чтобы содержание учебного материала было источником для самостоятельного поиска решения проблемы. 

В этом плане использование инновационных педагогических технологий играет большую роль. Исследовательский метод, дискуссии,мозговой штурм, технология "критического мышления”, интерактивные, групповые формы и методы, коллективный способ обучения. Данные технологии развивают творческую активность, формируют мыслительную деятельность, учат школьников отстаивать свою точку зрения, помогают добиться глубокого понимания материала. 

Работа в парах, в группах сменного состава позволяет решить и задачи воспитания: желание и умение сотрудничать в группах с одноклассниками. Главное в работе – школьники свободно говорят, спорят, отстаивают свою точку зрения, ищут пути решения проблемы, а не ждут готовых ответов. 
Методы, ориентированные на устную коммуникацию 

Все виды пересказа 

Все формы учебного диалога 

Доклады и сообщения 

Ролевые и деловые игры 

Учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов 

Обсуждение, дискуссия, диспут 

Выступления в качестве ведущих на мероприятиях 

Методы, ориентированные на письменную коммуникацию 

Сочинения и изложения 

Подготовка заметок и статей в СМИ 

Телекоммуникационные тексты, сообщения 

Участие в конкурсах сочинений 

2. Подходы в обучении 

а) Компетентностный подход в обучении. 
Успешное применение данного подхода в обучении означает, что обучаемые знают язык, демонстрируют коммуникативные умения и способны успешно действовать вне школы, т.е. в реальном мире. 


б) Деятельностный подход.
Данный подход положен в основу формирования коммуникативной компетенции, так как он обеспечивает самостоятельную творческую деятельность каждого ученика. Подход основан на положении

П. Я. Гальперина о том, что в самостоятельной творческой деятельности каждого ученика надо идти от внешних практических материальных действий к действиям внутренним, теоретическим, идеальным. Т. е. обучение предполагает на первом этапе совместную учебно-познавательную деятельность под руководством учителя, а затем – самостоятельную. Речь идет о "зоне ближайшего развития”, которую необходимо учитывать при формировании коммуникативной компетенции. 

3. Условия 
Чтобы формирование коммуникативной компетенции было результативным, более успешным, чтобы создать оптимальные условия для продвижения каждого ученика, необходимо знать учебные возможности обучающихся данного возраста. 

При определении учебных возможностей учащихся учитываются два параметра: 

а) обучаемость и учебная работоспособность. (Одним из критериев определения уровня обученности являются оценки в журналах. Уровень сформированности интеллектуальных умений определяется в процессе познавательной деятельности путем наблюдения. После определения уровней сформированности данных качеств, устанавливается общий уровень обучаемости каждого ученика.

б) уровень учебной работоспособности (определяется путем наблюдения за физической работоспособностью учащихся, сформированностью положительного отношения к учению. После определения уровней сформированности данных качеств, устанавливаются учебные возможности каждого).

4.Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции: 

Речь и речевое общение. 

Речь устная и письменная, монологическая (повествование, описание, рассуждение, сочетание видов монолога) и диалогическая.

Речевая деятельность. 

Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. Понимание информации текста, передача содержания. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний разной коммуникативной направленности.

Текст. 

Текст как речевое произведение. Тема, микротема. Виды переработки текста (план, конспект, аннотация). Анализ текста.

Функциональные разновидности языка. 

Стили речи, сфера употребления, стилевые жанры.


5. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий является неотъемлемой частью языкового образования в школе. 


Языковая компетенция предполагает знание самого языка, его устройства и функционирования, языковых норм, в том числе орфографических и пунктуационных. 

Именно языковая и коммуникативная компетенции способствуют формированию умений и навыков речевого общения. А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех её видах – чтении, говорении, письме, аудировании. "Обучать общению, общаясь” – без этих условий нет урока. 

По моему мнению, именно применение коммуникативной компетенции на уроках русского языка создаёт условия для развития интеллектуальной, творчески одарённой, нравственной личности, способной к общению в любом культурном пространстве. Без развития коммуникативной компетенции не может быть конкурентоспособной, толерантной личности, потому что, начиная со среднего звена, с простого (языковой анализ текста) и заканчивая в старших классах лингвистическим анализом или интерпретацией текста, анализом сюжета, у учащихся формируются практические навыки. Все виды компетенции, сформированные у учащихся, проявляются при сдаче ЕГЭ.

Формирование и развитие коммуникативной компетенции возможно, с моей точки зрения, за счет реализации в процессе преподавания русского языка межпредметных связей, умения ориентироваться в различных речевых ситуациях, умения строить диалогическое высказывание через тексты, используемые на других учебных предметах.

  Развитию творческих способностей содействуют дидактические игры на уроке. Например:

1. «Диктор». Прочитайте текст орфоэпически правильно.

2. «Редактор». Исправьте речевые ошибки в тексте.

3. «Переводчик». Замени иноязычное слово русским.

4. Лингвистические «угадайки». Различные лингвистические задачи.

Развитие речи предусматривает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования, чтения, письма) и существует в трех направлениях, составляющих единое целое:

1. овладение нормами литературного языка;

2. обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

3. обучение различным видам речевой деятельности.

1. Овладение нормами литературного языка

По программе наши ученики должны владеть некоторыми произносительными, лексическими и грамматическими нормами. Важно, как будет организован процесс усвоения этих норм на уроке.

Достижению поставленной цели способствуют:

- письменное изложение или устный пересказ текста, содержащего необходимые для усвоения языковые средства;

-свободный или творческий диктант;

- письменный пересказ с дополнительным заданием: употребить в тексте данные слова или конструкции;

-конструирование словосочетаний, предложений, небольшого текста с языковыми средствами, норму употребления которых следует не только осмыслить, но и запомнить;

- замена ошибочных вариантов нормативными (исправление ошибок в произношении слов, в словоупотреблении, в построении предложений и т.д.);

2. Словарная работа на уроках русского языка и литературы является одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение словарным составом литературного языка является необходимым условием освоения учащимися русского языка: его орфоэпии, орфографии, грамматики, правильного словоупотребления, и, наконец, связной речи вообще. В своей работе я использую следующие приемы и методы:

- различные виды диктантов: словарный диктант иктант по памяти (проверка домашнего задания); диктант «Угадай словечко» (читаю толкование слова, а дети записывают само слово); зрительный диктант;

- сочинение-миниатюра по опорным словам;

- карточки с разнообразными заданиями;

- традиционная словарная подготовка к изложению или сочинению.

Эффективность этих приемов увеличивается при использовании иллюстративного материала, игровых форм работы, при демонстрации презентации, выполненной самими учащимися и составлении лингвистических сказок, басен.

3. Обучение различным видам речевой деятельности

Обучение слушанию:

- повторить услышанный текст (пересказ подробный, сжатый, выборочный, с творческим заданием);

-записать во время слушания опорные слова;

- конспектировать, составлять тезисы.

Обучение чтению (обучающее, ознакомительное, просмотровое и т.д.).

От правильного обучения детей чтению во многом зависит формирование личности ученика, его отношения к учению, школе, самому себе.

В заключение хочется отметить, что формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы способствует разностороннему развитию языковой личности ученика, а также предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, творческого мышления, способности самостоятельно решать нестандартные коммуникативные задачи. От уровня коммуникативной компетентности личности во многом зависит успешность ее взаимодействия с партнерами по общению и самореализация в обществе.

Использование новых технологий на уроке русского языка, уроке развития речи позволяет активизировать познавательные интересы учащихся, контролировать деятельность каждого, значительно увеличить темп работы, решить сразу несколько задач: изучить новый материал, закрепить, выполняя практическую работу, включающую разные виды упражнений, углубить знания, провести контроль. Очень важно, что учащиеся работают с увлечением на любом этапе урока, и это поддерживает интерес к предмету в целом.