Слушатель 353 взвода

факультета обеспечения

безопасности на транспорте младший лейтенант полиции Карцев Е.А.

Научный руководитель:

Начальник кафедры

обеспечения безопасности

на объектах транспорта, подполковник полиции Котарев С.Н.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ПРЕДМЕТОВ И ВЕЩЕСТВ, ЗАПРЕЩЕННЫХ К ПРОНОСУ В ЗОНУ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, СОТРУДНИКАМИ ЛИНЕЙНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ МВД РОССИИ

В соответствии частью 9 статьи 12.2 Федерального закона «О транспортной безопасности»1, работу по выявлению предметов и веществ, запрещенных к проносу в зоны транспортной безопасности, ведут субъекты (подразделения) транспортной безопасности и их работники.

Главной задачей организованных досмотровых мероприятий является запрет пропуска в зону транспортной безопасности лиц, у которых выявлены предметы и вещества, запрещенные к проносу, а также самих вещей и багажа, в составе которых находятся ограниченные к обороту предметы и вещества.

Согласно части 10 статьи 12.2 Федерального закона «О транспортной безопасности» и пункту 61 Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности2, работники подразделений транспортной безопасности, при выявлении и распознавании запрещенных к проносу предметов и веществ, осуществляют информирование об этом уполномоченные подразделения МВД России (зачастую это линейные подразделения, осуществляющие обеспечение правопорядка на данном объекте транспорта).

На данном этапе сотрудники транспортной полиции находятся в зонах пропускных пунктов и осуществляют личное (или с помощью камер видеонаблюдения из служебных помещений на территории объекта транспортной инфраструктуры) наблюдение за работой подразделений транспортной безопасности и действиями лиц, входящих на объект транспортной инфраструктуры. Для этого в составе линейных подразделений органов внутренних дел назначаются инспекторы специализированных отделов по обеспечению общественного порядка в перевозочном и технологических секторах объектов транспортной инфраструктуры (СО ООП)3.

Сотрудники указанных подразделений транспортной полиции в рамках первого этапа досмотровых мероприятий осуществляют визуальный контроль и бесконтактный досмотр лиц, входящих на объект транспортной инфраструктуры, что позволяет им:

- выявлять лиц, осуществляющих попытки несанкционированного доступа в зону транспортной безопасности;

- выявлять лиц, находящихся в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического, токсического);

- выявлять лиц, которые своим поведением демонстрируют наличие целей по реализации акта незаконного вмешательства в работу транспорта или совершения противоправных действий.

В случае выявления сотрудниками транспортной полиции лиц, представляющих оперативный интерес (потенциально имеющие при себе предметы и вещества, запрещенные к проносу), или при получении от работников подразделений транспортной безопасности информации о выявленных и распознанных предметах и веществах, запрещенных к проносу, сотрудники органов внутренних дел на транспорте предпринимают следующие действия, составляющие следующий этап организации досмотровых мероприятий:

- осуществляют меры реагирования на поступающие сведения от работников подразделений транспортной безопасности;

- осуществляют личный досмотр граждан, а также находящихся при них вещей и багажа в соответствии с требованиями Федерального закона «О полиции»;

- осуществляют изъятие находящихся при гражданах запрещенных к проносу предметов и веществ в случае отсутствия законных оснований для их ношения или хранения.

На данном этапе личный досмотр граждан, а также находящихся при них вещей и багажа сотрудниками транспортной полиции осуществляется на основании пункта 16 части 1 статьи 13 Федерального закона «О полиции»4 и в соответствии с требованиями статьи 27.7 КоАП РФ5 и является мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

Таким образом, возможно выделить типовые ситуации обнаружения и фиксации предметов и веществ, запрещенных к проносу в зону транспортной безопасности:

1 ситуация – предметы и вещества, запрещенные к проносу в зону транспортной безопасности, выявлены в ходе визуального контроля и бесконтактного досмотра лиц, входящих на объект транспортной инфраструктуры;

2 ситуация – предметы и вещества, запрещенные к проносу в зону транспортной безопасности, выявлены в ходе досмотровых мероприятий на организованных пропускных пунктах в зоны транспортной безопасности, осуществленных с помощью специальных технических средств;

3 ситуация – предметы и вещества, запрещенные к проносу в зону транспортной безопасности, выявлены в ходе досмотровых мероприятий, осуществленных, в том числе, с помощью специальных технических средств, при изучении грузов, багажа, почты, бортовых запасов транспортного средства.

Еще одним этапом работы территориальных органов МВД России на транспорте по выявлению предметов и веществ, запрещенных к проносу в зоны транспортной безопасности, следует считать проводимый контроль и надзор сотрудниками полиции за деятельностью подразделений транспортной безопасности по организации досмотровых мероприятий.

В соответствии с пунктом 27 части 1 статьи 13 Федерального закона «О полиции», в рамках возложенных на сотрудников полиции обязанностей, они также имеют право участвовать в проверках в области транспортной безопасности. Так, сотрудники органов внутренних дел, совместно с должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, проводят рейдовые осмотры, в ходе которых совершаются такие контрольные/надзорные действия, как осмотр, досмотр, опрос, получение письменных объяснений, истребование документов, испытание, эксперимент (пункт 54 порядка организации государственного контроля/надзора в области транспортной безопасности6), а также участвуют в проведении выездных проверок лиц, обеспечивающих транспортную безопасность. По итогам подобных проверок виновные субъекты, допускающие нарушения в ходе досмотровых мероприятий на объектах транспорта, привлекаются к административной ответственности.

Таким образом, возможно выделить этапы работы сотрудников транспортной полиции по выявлению предметов и веществ, запрещенных к проносу в зоны транспортной безопасности:

1 этап – нахождение в зонах пропускных пунктов и осуществление личного (или с помощью камер видеонаблюдения из служебных помещений на территории объекта транспортной инфраструктуры) наблюдения за работой подразделений транспортной безопасности и действиями лиц, входящих на объект транспортной инфраструктуры;

2 этап – осуществление мер реагирования, проведение личного досмотра граждан, а также находящихся при них вещей и багажа, осуществление изъятия запрещенных к проносу предметов и веществ в случае отсутствия законных оснований для их ношения или храненияв случае выявления лиц, представляющих оперативный интерес или при получении от работников подразделений транспортной безопасности информации о выявленных и распознанных предметах и веществах, запрещенных к проносу;

3 этап – участие в проводимых контрольных и надзорных мероприятиях за деятельностью подразделений транспортной безопасности по организации досмотровых мероприятий.

Подводя итоги рассматриваемого вопроса, возможно сделать вывод, что вопросы организации обеспечения транспортной безопасности, в том числе по выявлению предметов и веществ, запрещенных к проносу в зоны транспортной безопасности, лежат на субъектах транспортной инфраструктуры, которые организуют и обеспечивают для этого подразделения транспортной безопасности. Органы внутренних дел на транспорте, при этом, привлекаются для разрешения вопросов, возникающих с нарушителями правопорядка (правоприменительная деятельность), а также проводят отдельные контрольные и надзорные мероприятия за деятельностью подразделений транспортной безопасности.

Список используемой литературы

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30

 

декабря 2001 года №

 

195-ФЗ: текст в редакции от 6 апреля 2024 года

// Собрание законодательства РФ. 2002. № 1. Ст. 

1

.

О транспортной

безопасности :

Федеральный закон от 9

 

февраля 2007 года №

 

16-ФЗ: текст в редакции от 24 июля 2023 года //

Собрание законодательства РФ. 2007. №

 

7. Ст.

 

837.

О

полиции

:

Федеральный закон от 7

 

февраля 2011 года № 3-ФЗ: текст в редакции от

 

4

 

августа 2023 года// Собрание законодательства Российской Федерации. 2011.

 

7. Ст.

 

900

.

Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской

Федерации :

Постановление Правительства РФ от 29 июня 2021 года № 1051: текст в редакции от 14 декабря 2021 года // Собрание законодательства РФ. 2021. № 27. Ст. 5429.

Об утверждении Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной

безопасности

:

Приказ Минтранса России от 23 июля 2015 года №

 

227: текст в редакции от 7 сентября 2020 года // СПС «

КонсультантПлюс

».

Махина С.Н., Сидоренко А.В. Особенности обеспечения охраны общественного порядка и общественной безопасности на воздушном транспорте // ППД. 2020. № 3. С. 69-73.

Об утверждении Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности : Приказ Минтранса России от 23 июля 2015 года № 227: текст в редакции от 7 сентября 2020 года // СПС «КонсультантПлюс».

Махина С.Н., Сидоренко А.В. Особенности обеспечения охраны общественного порядка и общественной безопасности на воздушном транспорте // ППД. 2020. № 3. С. 69-73.

О полиции : Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ: текст в редакции от 4 августа 2023 года// Собрание законодательства Российской Федерации. 2011.  7. Ст. 900.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ: текст в редакции от 6 апреля 2024 года // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1. Ст. 1.

Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации : Постановление Правительства РФ от 29 июня 2021 года № 1051: текст в редакции от 14 декабря 2021 года // Собрание законодательства РФ. 2021. № 27. Ст. 5429.

О транспортной безопасности : Федеральный закон от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ: текст в редакции от 24 июля 2023 года // Собрание законодательства РФ. 2007. № 7. Ст. 837.