Слушатель 353 взвода
факультета обеспечения
безопасности на транспорте младший лейтенант полиции Карцев Е.А.
Научный руководитель:
Начальник кафедры
обеспечения безопасности
на объектах транспорта, подполковник полиции Котарев С.Н.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ПРЕДМЕТОВ И ВЕЩЕСТВ, ЗАПРЕЩЕННЫХ К ПРОНОСУ В ЗОНУ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, СОТРУДНИКАМИ ЛИНЕЙНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ МВД РОССИИ
В соответствии частью 9 статьи 12.2 Федерального закона «О транспортной безопасности»1, работу по выявлению предметов и веществ, запрещенных к проносу в зоны транспортной безопасности, ведут субъекты (подразделения) транспортной безопасности и их работники.
Главной задачей организованных досмотровых мероприятий является запрет пропуска в зону транспортной безопасности лиц, у которых выявлены предметы и вещества, запрещенные к проносу, а также самих вещей и багажа, в составе которых находятся ограниченные к обороту предметы и вещества.
Согласно части 10 статьи 12.2 Федерального закона «О транспортной безопасности» и пункту 61 Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности2, работники подразделений транспортной безопасности, при выявлении и распознавании запрещенных к проносу предметов и веществ, осуществляют информирование об этом уполномоченные подразделения МВД России (зачастую это линейные подразделения, осуществляющие обеспечение правопорядка на данном объекте транспорта).
На данном этапе сотрудники транспортной полиции находятся в зонах пропускных пунктов и осуществляют личное (или с помощью камер видеонаблюдения из служебных помещений на территории объекта транспортной инфраструктуры) наблюдение за работой подразделений транспортной безопасности и действиями лиц, входящих на объект транспортной инфраструктуры. Для этого в составе линейных подразделений органов внутренних дел назначаются инспекторы специализированных отделов по обеспечению общественного порядка в перевозочном и технологических секторах объектов транспортной инфраструктуры (СО ООП)3.
Сотрудники указанных подразделений транспортной полиции в рамках первого этапа досмотровых мероприятий осуществляют визуальный контроль и бесконтактный досмотр лиц, входящих на объект транспортной инфраструктуры, что позволяет им:
- выявлять лиц, осуществляющих попытки несанкционированного доступа в зону транспортной безопасности;
- выявлять лиц, находящихся в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического, токсического);
- выявлять лиц, которые своим поведением демонстрируют наличие целей по реализации акта незаконного вмешательства в работу транспорта или совершения противоправных действий.
В случае выявления сотрудниками транспортной полиции лиц, представляющих оперативный интерес (потенциально имеющие при себе предметы и вещества, запрещенные к проносу), или при получении от работников подразделений транспортной безопасности информации о выявленных и распознанных предметах и веществах, запрещенных к проносу, сотрудники органов внутренних дел на транспорте предпринимают следующие действия, составляющие следующий этап организации досмотровых мероприятий:
- осуществляют меры реагирования на поступающие сведения от работников подразделений транспортной безопасности;
- осуществляют личный досмотр граждан, а также находящихся при них вещей и багажа в соответствии с требованиями Федерального закона «О полиции»;
- осуществляют изъятие находящихся при гражданах запрещенных к проносу предметов и веществ в случае отсутствия законных оснований для их ношения или хранения.
На данном этапе личный досмотр граждан, а также находящихся при них вещей и багажа сотрудниками транспортной полиции осуществляется на основании пункта 16 части 1 статьи 13 Федерального закона «О полиции»4 и в соответствии с требованиями статьи 27.7 КоАП РФ5 и является мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
Таким образом, возможно выделить типовые ситуации обнаружения и фиксации предметов и веществ, запрещенных к проносу в зону транспортной безопасности:
1 ситуация – предметы и вещества, запрещенные к проносу в зону транспортной безопасности, выявлены в ходе визуального контроля и бесконтактного досмотра лиц, входящих на объект транспортной инфраструктуры;
2 ситуация – предметы и вещества, запрещенные к проносу в зону транспортной безопасности, выявлены в ходе досмотровых мероприятий на организованных пропускных пунктах в зоны транспортной безопасности, осуществленных с помощью специальных технических средств;
3 ситуация – предметы и вещества, запрещенные к проносу в зону транспортной безопасности, выявлены в ходе досмотровых мероприятий, осуществленных, в том числе, с помощью специальных технических средств, при изучении грузов, багажа, почты, бортовых запасов транспортного средства.
Еще одним этапом работы территориальных органов МВД России на транспорте по выявлению предметов и веществ, запрещенных к проносу в зоны транспортной безопасности, следует считать проводимый контроль и надзор сотрудниками полиции за деятельностью подразделений транспортной безопасности по организации досмотровых мероприятий.
В соответствии с пунктом 27 части 1 статьи 13 Федерального закона «О полиции», в рамках возложенных на сотрудников полиции обязанностей, они также имеют право участвовать в проверках в области транспортной безопасности. Так, сотрудники органов внутренних дел, совместно с должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, проводят рейдовые осмотры, в ходе которых совершаются такие контрольные/надзорные действия, как осмотр, досмотр, опрос, получение письменных объяснений, истребование документов, испытание, эксперимент (пункт 54 порядка организации государственного контроля/надзора в области транспортной безопасности6), а также участвуют в проведении выездных проверок лиц, обеспечивающих транспортную безопасность. По итогам подобных проверок виновные субъекты, допускающие нарушения в ходе досмотровых мероприятий на объектах транспорта, привлекаются к административной ответственности.
Таким образом, возможно выделить этапы работы сотрудников транспортной полиции по выявлению предметов и веществ, запрещенных к проносу в зоны транспортной безопасности:
1 этап – нахождение в зонах пропускных пунктов и осуществление личного (или с помощью камер видеонаблюдения из служебных помещений на территории объекта транспортной инфраструктуры) наблюдения за работой подразделений транспортной безопасности и действиями лиц, входящих на объект транспортной инфраструктуры;
2 этап – осуществление мер реагирования, проведение личного досмотра граждан, а также находящихся при них вещей и багажа, осуществление изъятия запрещенных к проносу предметов и веществ в случае отсутствия законных оснований для их ношения или хранения – в случае выявления лиц, представляющих оперативный интерес или при получении от работников подразделений транспортной безопасности информации о выявленных и распознанных предметах и веществах, запрещенных к проносу;
3 этап – участие в проводимых контрольных и надзорных мероприятиях за деятельностью подразделений транспортной безопасности по организации досмотровых мероприятий.
Подводя итоги рассматриваемого вопроса, возможно сделать вывод, что вопросы организации обеспечения транспортной безопасности, в том числе по выявлению предметов и веществ, запрещенных к проносу в зоны транспортной безопасности, лежат на субъектах транспортной инфраструктуры, которые организуют и обеспечивают для этого подразделения транспортной безопасности. Органы внутренних дел на транспорте, при этом, привлекаются для разрешения вопросов, возникающих с нарушителями правопорядка (правоприменительная деятельность), а также проводят отдельные контрольные и надзорные мероприятия за деятельностью подразделений транспортной безопасности.
Список используемой литературы
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30
декабря 2001 года №
195-ФЗ: текст в редакции от 6 апреля 2024 года
// Собрание законодательства РФ. 2002. № 1. Ст.
1
.
О транспортной
безопасности :
Федеральный закон от 9
февраля 2007 года №
16-ФЗ: текст в редакции от 24 июля 2023 года //
Собрание законодательства РФ. 2007. №
7. Ст.
837.
О
полиции
:
Федеральный закон от 7
февраля 2011 года № 3-ФЗ: текст в редакции от
4
августа 2023 года// Собрание законодательства Российской Федерации. 2011.
№
7. Ст.
900
.
Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской
Федерации :
Постановление Правительства РФ от 29 июня 2021 года № 1051: текст в редакции от 14 декабря 2021 года // Собрание законодательства РФ. 2021. № 27. Ст. 5429.
Об утверждении Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной
безопасности
:
Приказ Минтранса России от 23 июля 2015 года №
227: текст в редакции от 7 сентября 2020 года // СПС «
КонсультантПлюс
».
Махина С.Н., Сидоренко А.В. Особенности обеспечения охраны общественного порядка и общественной безопасности на воздушном транспорте // ППД. 2020. № 3. С. 69-73.
Об утверждении Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности : Приказ Минтранса России от 23 июля 2015 года № 227: текст в редакции от 7 сентября 2020 года // СПС «КонсультантПлюс».
Махина С.Н., Сидоренко А.В. Особенности обеспечения охраны общественного порядка и общественной безопасности на воздушном транспорте // ППД. 2020. № 3. С. 69-73.
О полиции : Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ: текст в редакции от 4 августа 2023 года// Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 7. Ст. 900.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ: текст в редакции от 6 апреля 2024 года // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1. Ст. 1.
Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации : Постановление Правительства РФ от 29 июня 2021 года № 1051: текст в редакции от 14 декабря 2021 года // Собрание законодательства РФ. 2021. № 27. Ст. 5429.
О транспортной безопасности : Федеральный закон от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ: текст в редакции от 24 июля 2023 года // Собрание законодательства РФ. 2007. № 7. Ст. 837.