Организация работы с одарёнными детьми на уроках английского языка и во внеурочное время

Автор: Валишина Регина Флюровна, учитель английского языка МБОУ СОШ д.Курманаево МР Аургазинский район Республики Башкортостан

"Одарённость человека – это маленький  росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе особого внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод." В.А.Сухомлинский.

1.Вступление.  Сегодня обществу нужны выпускники школы с нестандартным, творческим мышлением. Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и компетентного. Одарённые дети составляют бесценное национальное достояние нашей страны. Одарённость сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности, а не только в академической области. Одарённость следует рассматривать как достижения и как возможность достижения. Смысл утверждения в том, что нужно принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться. Особенности, присущие одаренным, обогащают нашу жизнь во всех её проявлениях и делают их вклад в неё чрезвычайно значимым. Во-первых, одарённых отличает высокая чувствительность во всем, у многих высоко развито чувство справедливости; они способны чутко улавливать изменения в общественных отношениях, новые веяния времени в науке, культуре, технике, быстро и адекватно оценивать характер этих тенденций. Вторая особенность - познавательная непрекращающаяся активность и высоко развитый интеллект дают возможность получать новые знания об окружающем мире. Творческие способности влекут их к созданию новых концепций, теорий, подходов. Оптимальное сочетание у одарённых детей интуитивного и дискурсивного мышления (в подавляющем большинстве случаев при доминировании первого над вторым) делает процесс получения новых знаний весьма продуктивным и значимым. В-третьих, большинству одарённых свойственны большая энергия, целеустремлённость и настойчивость, которые в сочетании с огромными знаниями и творческими способностями позволяют претворять в жизнь массу интересных и значимых проектов.  Здесь многое зависит от учителя, который смог бы в каждом ученике разглядеть и развить природные задатки и способности.  Выявление одарённых детей начинается уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Большую роль в этом имеет школьный психолог, с которым работаю в постоянном контакте. Развитию творческой активности учащихся, проявлению их индивидуальности способствует использование  технологий личностно ориентированного обучения: внутри классной и уровневой дифференциации, проектного обучения,  игровых, проблемных, интерактивных и др. технологий. Это позволяет привлечь к работе на уроке каждого ученика, а значит более ярко увидеть уровень способностей и одарённости каждого ребёнка.  Признаки одарённости проявляются в реальной деятельности ребёнка и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его действий.

2. Основная часть. По моему мнению, систему работы с одарёнными детьми по английскому языку можно разделить на три части:  1. Урочная деятельность - традиционные уроки, инновационные уроки: уроки с ИКТ, проекты, экскурсия, ролевая игра, интегрированные уроки. 2. Внеклассная работа: предметные олимпиады, предметные недели, научно-исследовательская работа, творческие домашние задания. 3. Система дополнительного образования – дистанционные олимпиады, самостоятельная работа учащихся.

2.1. Урок - основа для работы с одарёнными детьми. На мой взгляд, реализация создания условий  для развития личности в обучении иностранному языку происходит в основном, на учебных занятиях, то есть на уроке, где учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, уровень предметных знаний и уровень облученности в целом. Урок является основой для работы с одарёнными детьми, но в данном случае он требует иной композиции, иного содержания и иной организации учебно-познавательной  деятельности учащихся. Я бы выделила такие  основные подходы в работе с одарёнными детьми: ускорение, углубление, обогащение, проблематизация. Все эти подходы требуют нестандартных форм урока, таких, как дифференцированная работа, создание проектов, уроки с ИКТ, урок-экскурсия, ролевая игра, интегрированный урок, что позволяет поддерживать и сохранять интерес к предмету, развитию познавательной деятельности учащихся, в основе которых являются факты, явления, социокультурный компонент исторического развития нации. Дифференцированный подход в данном случае означает определение количества, качества и последовательности упражнений, заданий, задач, требующих выполнение различных по количеству и качеству ментальных операций. Самым ценным в данной точке зрения является то, что это происходит незримо для учащихся, то есть они работают все в одном ключе, к примеру, обсуждают прочитанный текст.  Больше внимания я уделяю учебному сотрудничеству, коллективно-творческой деятельности, то есть работе в команде или группе, когда каждая группа получает одинаковое задание. При этом оговаривается роль каждого ученика в выполнении задания. Сильный ученик выполняет роль учителя: помогает понять прочитанное, грамматические структуры, лексику, исправляет ошибки в случае необходимости. Думаю, что такая организация деятельности позволяет каждому реализовать себя в меру своих возможностей и способностей; видеть и ощущать продукт собственной деятельности, иными словами, каждый ученик развивает себя как личность посредством коллективно творческой деятельности, анализирует и сравнивает себя с другими, строит планы на будущее – быть не хуже других. 

2.2. Проектная деятельность. Неотъемлемой частью организации моей урочной деятельности является осуществление проектной деятельности  учащихся. Это делает процесс обучения интересным; расширяет познания за пределы темы; придаёт учебному процессу динамичность и привлекательность; учащиеся становятся творческими исследователями и получают удовлетворение от работы.   Мы  разрабатываем различные виды проектов  в каждом классе. Темы проектов близки интересам школьников и связаны с их жизненным опытом. Учащиеся выполняют как краткосрочные проекты, так и долгосрочные. Стараюсь учитывать психологические и возрастные особенности учащихся.

2.3. Предметные недели. Традиционным для нашей гимназии является проведение предметной  недели иностранных языков.  Вместе с обучающимися, мы выпускаем тематические электронные и стенные газеты, участвуем в конкурсах на чтение и лучший литературный перевод стихотворений, викторинах, посвящённых страноведению, организуем концерты для младших классов и родителей. Это зачастую способствует неожиданному «раскрытию» способностей и талантов детей.

2.4. Исследовательская работа. Одним из ключевых направлений деятельности школы становится стимулирование креативности учащихся. Исследовательская работа школьников  представляет собой хорошую школу умственного труда с высоким содержанием творчества, с одной стороны, и строгости в результатах - с другой.   Исследовательская  работа  даёт ученикам огромные возможности для закрепления многих учебных навыков и приобретения новых компетенций:  1. Развивает у школьников творческие способности и вырабатывает у них исследовательские навыки (реферирование литературы, оформление библиографии, создание структуры работы и оформление её). 2. Формирует аналитическое и критическое мышление в процессе творческого поиска и выполнения исследований. 3. Даёт возможность проверить свои наклонности, профессиональную ориентацию, готовность к предстоящей трудовой деятельности. 4. Воспитывает целеустремлённость и системность в учебной, и трудовой деятельности. 5. Благодаря достижению поставленной цели и представлению полученных результатов способствует их самоутверждению.  Немалую роль на первом этапе играет сам факт выявления учеников, желающих заниматься исследовательской работой. Важно не только разглядеть «искру» исследовательского таланта, но и помочь в выборе темы предполагаемого исследования, определить круг проблем, требующих решения, подобрать необходимую литературу. Важно, чтобы учащийся с первых шагов понял значимость своего исследования, возможность его практического применения (выступление на уроке, использование работы другими учащимися для подготовки домашних заданий, докладов, ответов на экзаменах, участие в конкурсах). Регулярная кропотливая индивидуальная работа с детьми приносит свои  результаты. В 2021 году ученик 4 класса Муратов Дальмир занял призовое место на Международном чемпионате по английскому языку English Planet 2021”. Ещё один ученик занял призовое место на Всероссийской дистанционной олимпиаде по английскому языку. 3. Заключение и выводы. Признание системы работы с одарёнными учащимися является одним из приоритетных направлений в работе.  Эмоциональный мир одарённого ребёнка перенасыщен, и задача учителя научить его выражать себя так, чтобы его понимали окружающие. Но при этом самое главное - не подавить в ребёнке его индивидуальность, те черты и особенности, которые, собственно говоря, и делают его другим.  Педагоги, работающие с такими детьми, должны быть профессионально и психологически готовы работать с детьми, уровень способностей которых иногда выше, чем у учителя.  Главная цель работы учителя - воспитание образованного, порядочного и здорового человека, готового самостоятельно выбирать свой жизненный путь, ставить перед собой цели и творчески трудиться для их достижения. Организация урочной и внеурочной деятельности с одарёнными учащимися предъявляет особые требования к педагогу: 

· положительное отношение к ребёнку; 

· проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом;  

· признание права личности быть непохожей на других; предоставление права на свободу выбора;  

· оценка не личности ребёнка, а его деятельности, поступков;  

· учёт индивидуально-психологических особенностей детей. 

· Педагогу необходимо совершенствовать технологию обучения и помнить, что когда позволяется ученику самостоятельно что-то изобрести или открыть, развивается его творческая активность. 

Учитель должен быть:

· творческим;

 · профессионально грамотным; 

· способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;  

· интеллигентным, нравственным и эрудированным;  

· владеть современными образовательными технологиями;  

· умелым организатором учебновоспитательного процесса; 

· владеть компетентностным подходом к обучению;  

· умеющим развивать компенсаторные способности учащихся.

Говоря в целом о работе с одарёнными детьми в общеобразовательной школе, хочу отметить, что учителю необходимо иметь желание работать нестандартно; иметь поисковую активность; знание психологии одарённых детей; стремление к интеллектуальному совершенствованию.  Учитель должен быть готовым  к сотрудничеству в работе с одарёнными детьми; создавать на уроке и во внеурочной деятельности доверительных межличностных отношений, обсуждать с учащимися цели и задачи совместной деятельности. Кроме этого учитель должен быть способным признать право учащегося на ошибку.  Считаю, что создание условий для оптимального развития одарённых детей, включая детей, чья одарённость на настоящий момент может быть ещё не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы образовательного учреждения.  Я постоянно размышляю над тем, какая из технологий обучения наиболее эффективна в данной конкретной ситуации.

Работая над данной темой, прихожу к следующим выводам: 

1. Необходимо проведение диагностики детей на предмет выявления одарённых и способных детей, определить их творческий потенциал, интересы и способности. 

2. Максимально развивать способности и творческий потенциал одарённых детей на основе дифференцированного подхода в обучении. 

3. Учителю нужно с помощью разнообразных технологий согласовывать свои приёмы и методы работы с познавательными интересами, стратегиями и стилем ученика. 

4. Необходимо расширить число формы работы с одарёнными учениками: участие в интеллектуальных игровых конкурсах типа «The British Bulldog», марафонах, очных и заочных олимпиадах, научно-практических конференциях. 

5. Шире использовать возможности интегрирования английского языка с другими школьными предметами. 

6. Обязательно вовлекать одарённых учеников в исследовательскую деятельность через внутренние познавательные мотивы, создание ситуации успеха и уверенности.  В заключение необходимо напомнить, что работа педагога с одарёнными детьми - это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одарённых и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями родителями одарённых детей.  

Литература:

1. Татарченкова С.С. Урок как педагогический феномен. Санкт-Петербург, 2008г. 

2. Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. М., 1999 г. 

3. Селевно Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998 г.