* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} h2 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 18pt; font-weight: bold;} h5 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 10pt; font-weight: bold;} h6 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 7.5pt; font-weight: bold;} .Заголовок 2 Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 18pt; font-weight: bold;} .Заголовок 5 Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 10pt; font-weight: bold;} .Заголовок 6 Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 7.5pt; font-weight: bold;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Strong {font-weight: bold;} .Hyperlink {color: #0000FF; text-decoration: underline ;} .Balloon Text {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;}

Организация работы воспитателя с родителями в период адаптации младших дошкольников к условиям дошкольной образовательной организации

Автор: Шелгунова Татьяна Марсовна

Организация: МАДОУ д/с «Маргаритка»

Населенный пункт: г. Котельники, Московская область

Эффективность адаптации младших дошкольников к условиям дошкольной образовательной организации обеспечивается реализацией следующих педагогических условий:

применения игровых технологий для содействия комфортной и легкой адаптации детей;

целенаправленной работы с родителями для повышения их психолого-педагогической компетентности по проблеме адаптации детей.

Рассмотрим эти педагогические условия с теоретической точки зрения.

Первым педагогическим условием является использование игры для создания более комфортной и легкой адаптации у детей раннего возраста.

На всех стадиях своей жизни ребенок является активным субъектом. У него есть свои желания, интересы, отношение к окружающему, что находит свое отношение в его деятельности.

В рамках адаптации младших дошкольников целесообразно использовать игровые занятия. Т.В. Островская предлагает игровые занятия, основная цель которых – познакомить ребенка с детским садом через игру тем способом, который наиболее понятен ребенку. В спокойной домашней атмосфере ему дают возможность почувствовать и понять идею совместного пребывания с другими детьми.

Игра – традиционный, признанный метод воспитания детей. Она соответствует естественным потребностям и желаниям ребенка, и потому «в игре дети охотно и с удовольствием делают то, что еще не умеют в реальной жизни» (З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова). Игровые методы по подготовке ребенка к детскому саду создают изначально положительную базу для адаптации. Основной целью этой методов является формирование интереса у ребенка к детскому саду заблаговременно до реального поступления, что и обеспечивает его исключительно важную мотивационную роль. Это позитивная эмоция, которая необходима для формирования социальных умений.

В. Глебов считает, что при поступлении в дошкольное учреждение ребенку надо будет адаптироваться к новым обстоятельствам, в которых:

незнакомые взрослые принимают на себя реализацию удовлетворения его потребностей, которые раньше удовлетворялись только близкими людьми (в реализации бытовых проблем, в заботе, помощи, понимании, защите и т. д.);

его окружают незнакомые сверстники (в значительно большей численности, чем в прежнем опыте общения ребенка) с различным уровнем нервно-психического развития, характером, потребностями;

он попадает в новое большое помещение с фиксированными смысловыми зонами и значениями;

он сталкивается с новыми правилами поведения в группе (режимные моменты, занятия, понятие очередности при получении какой-либо помощи от воспитателя и др.)

Таким образом, определяются задачи игровых методов адаптации ребенка.

Первая – ознакомительная: рассказать и показать в игре ребенку, что такое детский сад, выработать к нему положительное отношение и вызвать интерес. Это достигается проигрыванием сюжетов, с которыми столкнется ребенок в детском саду, с целью создания у него психологической готовности к новому режиму, правилам поведения, социальным отношениям.

Вторая – формирующая: исходя из индивидуальных особенностей ребенка, выстраивать адекватные формы поведения, а также развить у него навыки, предусмотренные задачами возраста (общения, взаимодействия, самообслуживания и т. п.). После серии игр, когда уже будет сформировано положительное отношение к детскому саду, возможно проигрывание острых конфликтных ситуаций, с которыми может столкнуться ребенок, в том числе может быть и плач других детей при расставании с родителями.

Л.Л. Тимофеева для облегчения адаптации ребенка к детскому коллективу рекомендует прогулки и игры совместно с другими детьми, участие в детских коллективных мероприятиях. Для формирования эмоционально уравновешенного поведения детей и их успешной адаптации важнейшими условиями являются: доброе отношение, расположенность педагогов и помощника воспитателя к ребенку, эмоциональная поддержка со стороны родителей, единые требования в семье и в детском саду, соблюдение распорядка дня, тщательный гигиенический уход, укрепление физического здоровья, правильная организация детских видов деятельности.

Чтобы уменьшить стрессовые реакции детей, необходимо использовать такие формы организации детской деятельности, которые известны и понятны детям, знакомы им из личного опыта; формы работы, имеющие, по сути, терапевтический эффект, позволяющие отвлечь ребенка от разлуки с близкими, заинтересовать, снять напряжение, поддержать на стабильном уровне эмоциональное состояние. Среди них можно выделить следующие:

игры с песком,

 которые стабилизируют эмоциональное состояние детей, дают простор для экспериментирования, предполагают возможность успешно играть одному, находясь в составе группы (в адаптационный период можно играть и на улице, и в группе – в уголке для игр с песком);

просмотр и обсуждение с детьми любимых мультфильмов

, которые они часто смотрели дома (к созданию

мультколлекции

желательно привлечь родителей);

подвижные игры-забавы,

 основная цель которых — доставить детям радость и удовлетворение от совместного со сверстниками активного и одновременно увлекательного времяпрепровождения;

все виды театра

 – настольные (театр игрушек или двусторонних картинок), стендовые (стенд-книжка,

фланелеграф

, теневой театр), кукольные, которые проводятся как за ширмой, таки без ширмы (с куклами бибабо, пальчиковыми, перчаточными, варежками, платочными, ростовыми куклами, куклами-марионетками), так как встреча с театральными персонажами помогает детям расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу;

знакомство с произведениями поэзии пестования

; пение колыбельных песен, рассказывание

пестушек

,

потешек

и кумулятивных сказок о животных, в которых аккумулирован опыт народной педагогики по воспитанию маленьких детей в семье и которые обладают явным успокаивающим, терапевтическим воздействием на эмоциональную сферу малышей.

Таким образом, при процессе адаптации младших дошкольников  интенсивно используются игры и игровые занятия, которые являются ведущим видом деятельности в данном возрасте.

В качестве второго важного условия, взаимодействия педагогов с родителями в период адаптации младших дошкольников к условиям дошкольной образовательной организации, выступает повышение педагогической компетентности родителей по проблеме адаптации младших дошкольников к детскому саду.

Наибольшую роль в повышении педагогической компетентности родителей играет повышение их общей культуры и приобретение опыта конструктивного и психологически комфортного общения с ребенком.

Значимость этого педагогического условия для развития ребенка дошкольного возраста доказывается и Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС). Одной из важнейших его задач является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Формы взаимодействия ДОУ и семьи

Традиционные

формы

   - родительские собрания,

- консультации,

- анкетирование по разным вопросам,

- семинары,

- организация работы родительского комитета,

- Дни открытых дверей,

- утренники,

  - оформление информационных стендов, буклетов.

Нетрадиционные

формы

- защита семейных проектов,

- родительский клуб,

- участие родителей в творческих конкурсах,

- участие в массовых мероприятиях детского сада,

- выставки родительских работ по изобразительной деятельности, прикладному творчеству,

- презентация детского сада,

- он-лайн общение на сайте детского сада в Интернете.

  

Исходя из данной классификации, наиболее универсальной формой повышения педагогической компетентности родителей, как отмечают О.Л. Зверева и Т.В. Кротова, является родительское собрание. На нем обсуждаются проблемы жизни детского и родительского коллектива, которые сводится к взаимному обмену мнениями, идеями, совместному поиску, а не монологу педагога. Опираясь на это мнение, для достижения заинтересованности родителей в повышении собственной педагогической компетентности Т.А. Фалькович и С.Ю. Прохорова предложили следующие виды родительских собраний нетрадиционной формы:

- «Педагогические лаборатории» рекомендуется проводить в начале или в конце года. На них обсуждается участие родителей в различных мероприятиях, проводится анкета «Родитель - ребенок - детский сад» проходит обсуждение либо намеченных мероприятий, либо анализируются прошедшие и подводятся итоги.

- «Читательская конференция» проводится как подготовительный этап перед собранием, где родителям дается какое - либо задание по определенной теме, которое требует от родителей комментария или освещения.

- «Аукцион» - это вид собрания, которое проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме.

- «Семинар - практикум» является своеобразной демонстрацией опыта не только от воспитателя, но и от родителей, логопеда, психолога и других специалистов. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга.

- «Душевный разговор» - это собрание, рассчитанное не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (в общении со сверстниками, агрессивность и др.).

- «Мастер-класс» - это демонстрация родителями своих достижений в области воспитания детей. В конце собрания подводится итог, и родители предлагают выбрать наиболее ценные советы, которые размещаются на стенд «Копилка родительского опыта».

- «Ток-шоу» подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На ток-шоу выступают родители, воспитатель, можно пригласить специалистов.