ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Мы живем в такое время, когда высокие требования к жизни, к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения и воспитания в соответствии с требованиями нового образовательного стандарта. Особое значение приобретает проблема внедрения эффективных приемов самостоятельной работы в учебно-воспитательный процесс. Именно умение самостоятельно работать вырабатывают у ребят желание быть уверенными в себе, самостоятельными, эрудированными, неординарно-мыслящими. В настоящее время необходимы именно такие люди. Недаром про российское образование говорят, что школьники приобретают очень много теоретических знаний, но совершенно не умеют применять эти знания на практике, не умеют самостоятельно мыслить, принимая решения в результате практической деятельности. Значит, учителям необходимо учить детей самостоятельной работе. Целями повышения уровня познавательной активности учащихся и ускорения процесса усвоения знаний, умений и навыков должна быть хорошо организованная самостоятельная работа. Познавательная активность учащихся в процессе обучения зависит не только от количества учебного времени, выделяемого на самостоятельную работу, но и от характера этой работы, от того, насколько она требует от учащихся самостоятельности в суждениях и практических действиях. Эффективность самостоятельной работы в большей степени зависит от качества руководства со стороны учителя. Он разрабатывает систему заданий и четко определяет задачу каждой самостоятельной работы, обучает учащихся рациональным приемам умственного труда, инструктирует перед выполнением задания, наблюдает за ходом самостоятельной работы, своевременно оказывает помощь учащимся в преодолении возникающих трудностей и исправлении допускаемых ошибок, подводит итоги, активизирует и оценивает результаты каждой работы.
На протяжении многих лет работы в начальных классах я наблюдала, что занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес. Некоторые считают его скучным предметом. Нежелание заниматься порождает неграмотность. Я задумываюсь над тем, как пробудить у детей интерес к знаниям, как повысить грамотность письма. Прочитала много методической литературы, проанализировала свои уроки и пришла к выводу, что это можно сделать через организацию самостоятельной работы и развитие познавательной активности учащихся. Известно, что умения и навыки любого рода формируются в процессе самостоятельной деятельности. На основании этих выводов я проанализировала и систематизировала различные виды самостоятельной работы:
- самостоятельная работа с учебником, со справочной литературой;
- подготовка письменного и устного сообщения;
- самостоятельное выполнение упражнений комбинированного характера
(например, вставить пропущенные буквы и расставить знаки препинания);
- задания, которые предполагают наряду с воспроизведением усвоенных знаний
внесение некоторых элементов творчества (составление словосочетаний и
предложений, составление схем и таблиц, изложения и сочинения с
грамматическим заданием);
- творческие работы;
- конспектирование;
- самостоятельная (контрольная) работа по определенной теме;
- контрольное тестирование.
В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое значение придаю словарно-орфографической работе, в процессе которой, дети усваивают слова с непроверяемыми или трудно проверяемыми написаниями.
Очень важно при работе над словарем развивать у учащихся умение точно употреблять слова в речи. Тут помогают такие упражнения, как замена словосочетания одним словом, например:
1. Как называется крупный населенный пункт? (Город)
2. Назовите одним словом жителей страны? (Народ)
Затем работу усложняю: запишите слова по вариантам, поставьте к ним вопрос “кто?” или “что?” Следующее задание: поставить ударение, найти родственные слова, составить с одним из слов предложение, разобрать его по членам. В результате слово несколько раз повторяется в различных видах упражнений на уроке и хорошо запоминается. Словарные слова учащиеся объединяют в тематические группы:
- Овощи – картофель, капуста, морковь, огурец, помидор, горох.
- Школа – ребята, ученик, учитель, тетрадь, пенал, девочка, дежурный.
Провожу картинно-словарные диктанты. К словарным словам ученики самостоятельно подбирают загадки, пословицы, поговорки. Процесс отгадывания загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучает детей к четкой логике, к рассуждению и доказательствам. Большую активность проявляют дети на уроках, где используются упражнения с элементами игры ( «Буквы потерялись»).
В…гон
М…сяц
С…вер
Б…гаж
К…стер
Т…арелка
Вызывает интерес у учащихся на уроках русского языка работа с ребусами.
В работе использую готовые ребусы, и упражняемся в самостоятельном составлении ребусов по словарным словам.
Во время закрепления материала широко практикуется самостоятельная работа учащихся. При этом важно, чтобы практическая работа выполнялась школьниками не механически, а сознательно. В этих целях очень полезно практиковать задания типа «Объясни», «Докажи», ставить вопрос «Почему?», требовать объяснения типа того или иного написания. С этой целью практикуются разнообразные виды заданий. Например, списывание с подчеркиванием изучаемых орфограмм. Дописывание слогов: например: конь… (ки). Работа с дифференцированным текстом. Дети составляют предложения из слов, данных не в обычном порядке. Дается предложение и ряд вопросов к нему. Например: Идет дождь. (Когда? Какой?). С помощью этих вопросов учащиеся распространяют предложение. Работы творческого характера повышают интерес детей к учению, развивают их наблюдательность, учат самостоятельно решать поставленные задачи. Важно, что в творческих работах проявляются индивидуальные качества учащихся и особенности их языка.
Заслуживает внимания такой вид работы по закреплению орфографических навыков, как диктант с элементами творчества. Сущность его состоит в том, что учащиеся записывают текст, диктуемый учителем, и дополняют предложения словами с соответствующими орфограммами. Текст диктанта.
1. Туристы побывали в древних городах… .
2. Солнце всходит на …, а заходит на… .
3. Мы расположились на отдых на ... леса.
4. По обеим сторонам … росли пахучие ели.
5. На … собралось много народу.
Слова для справок: аллея, пристань, Москва, Казань, Ярославль, опушка, восток, запад.
При закреплении материала о глаголе детям можно предложить такого рода задания:
1. Дописать глаголы по смыслу и объяснить написание безударных гласных:
Медведь в берлоге лапу… . Журавли караваном … . Ручьи по оврагам … .
2. Выписать из словаря глаголы, обозначающие движение.
3. Продолжить рассказ. Глаголы употребить в прошедшем времени.
Полезным видом самостоятельной работы является составление учащихся орфографических таблиц. Так, закрепляя правописание падежных окончаний имен существительных 1-3 склонений, учащиеся составляют сводную таблицу, выделяя в ней окончания Р., Д. и П. падежей. Составляя подобные таблицы, учащиеся наглядно представляют себе формы склонения имен существительных, обобщают и закрепляют материал о правописании падежных окончаний. Широко применяется работа с опорными словами, сочинения-миниатюры по картине, сочинение по пословице, составление письма другу. На заключительных уроках для систематизации и обобщения знаний по определенной орфографической теме учащиеся составляют упражнения и задания к ним самостоятельно. Например, после изучения темы «Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го склонений» можно предложить учащимся составить упражнение, в котором существительное школа употреблялось бы во всех падежах. Вот один из примеров: Наша школа большая и красивая. Около школы мы посадили сад. Садовые дорожки ведут прямо к школ… . Я люблю свою школ… . В школ… я научился читать и писать. Подобные упражнения возможны и по другим грамматико-орфографическим темам.
Чтобы сэкономить время на уроке, заострить внимание на изучаемой орфограмме и тем самым лучше закрепить изучаемый материал, можно предложить выборочное списывание, когда текст упражнения выполняется не целиком, а частично, по указанию учителя. Задания на выборочное списывание предлагать при изучении любой темы по орфографии. Для развития у детей внимания и сосредоточенности можно использовать свободное списывание. Сначала текст упражнения анализируется, разбираются трудные орфограммы, отдельны абзацы и весь текст, затем учащиеся записывают своими словами или близко к тексту. После выполнения работы дети сверяют свои записи с текстом учебника и исправляют ошибки. Материал для свободного списывания должен быть интересным по содержанию, понятным, в тексте должно быть как можно меньше не изучаемых орфограмм.
Таким образом, такая организация самостоятельной работы позволяет развивать у детей интерес к изучению русского языка, формировать умение самостоятельно применять имеющиеся и приобретать новые знания и навыки, развивать творческую и познавательную активность учащихся.