Организация школьных театрализованных представлений во внеурочной деятельности
Педагог дополнительного образования Новойдарская А.А.
В современном мире наше общество очень сильно нуждается в разносторонне развитых, образованных, умеющих найти неординарный подход в любой ситуации молодых людях. Театр развивает творческую сторону личности ученика, даёт ему раскрыться. Сложность заключается в том, чтобы найти подход к каждому участнику постановки и понять что же больше подойдет для него.
Проведя анализ работ знаменитых деятелей искусства, ученых, педагогов ( К.С.Станиславский, А.А.Брянцев, В. Мейерхольд, В.И.Немирович –Данченко) можно прийти к выводу, что для каждого времени необходим свой подход ,так как подрастающее поколение развивается очень быстро, чему способствует развитие технологий и увлечь идеями творчества все сложнее. Дети не всегда могут найти опору в себе или в семье, поэтому они начинают искать ее вовне в виде увлечений и хобби (не всегда положительных).Обучение и внеурочная деятельность в школе занимает большую часть жизни школьника, отсюда вытекает следующий вывод- воспитательный аспект неотъемлемая часть обучающего процесса. Одно из направлений воспитания через культуру- это участие в театральной жизни с целью формирования в детях чувства сострадания и соучастия с раскрытием творческого начала.
Театр все больше применяется в программе внеурочной деятельности в общеобразовательных школах. Для нашей статьи мы решили изучить основы предмета применения и рассмотреть самые известные программы по внеурочной деятельности и, уже отталкиваясь от этого, расписать схему организации рабочего процесса театрализованных представлений.
В последнее время в практике театрализованных представлений можно выделить следующие их виды: 6 (и дальше тоже оно)
-тематический вечер,
-массовое тематическое празднество,
-литературно-музыкальная композиция,
-агитационно-художественное представление.
Тематический вечер - это композиция с документальным сюжетом, то есть с теми событиями, которые происходили с настоящими людьми, а не вымышленными героями.
Массовое тематическое празднество - в этом представлении показаны самые важные события (праздники, например), которые важны для определенного круга людей (организации, коллектива).
Литературно-музыкальная композиция – в данном представлении идет сочетание литературно-художественного и музыкального элементов для более полного воздействия на зрителя не только визуальной части постановки, но и музыкальным сопровождением.
Агитационно-художественное представление. Агитировать – значит пробуждать стремление, побуждать людей к действию. Данное представление может воодушевлять слушателей. Например, если главная идейная мысль постановки «доброта и человечность», то на протяжении всего действа она будет прослеживаться и неукоснительно указываться во всех поступках и событиях.
Механизм реализации организации школьной театрализованной постановки «В бой идут одни старики».
Рассмотрим механизм подготовки. Для постановки был написан сценарий театральной постановки «В бой идут одни старики». Агитационно-художественное представление .
На подготовительном этапе был написан сценарий, отобраны участники в рабочие группы: актеры, танцоры, певцы, декораторы. Была проведена беседа о значимости данной постановки, о цели и задачах, поставленных перед участниками.
Для этого этапа важным является выбрать сценарий для участников постановки в соответствии с их умениями и навыками, на основе и для продолжения дальнейшего творческого развития обучающихся.
Важно верно задать «курс» работы, а именно, поставить цель(зарядить идеей) и сформулировать задачи, которые помогут ее достичь.
На этапе планирования были распределялись роли и обязанности, был произведен «мозговой штурм» (обсуждение новых идей исполнения и интерпретаций действий участников). Ребята искали информацию в библиотеке и интернете для более детального изучения и погружения в роли и время в котором происходят события.
Важным аспектом для данного этапа является правильное распределение ролей. Очень многое зависит от руководителя. Для этого лучше всего на этапе подготовки раздать анкеты с определением типа характера, хобби и желания играть тех или иных персонажей.
Этап разучивания постановки очень важен. Ребята изучили характеры героев, разучили роли, отрепетировали вокальные и танцевальные номера, подготовили реквизит и костюмы.
На этом этапе актерам очень важно понимать характеры героев. Педагог должен разъяснить и пояснить: поведение, стиль речи, мимика, жесты, взаимоотношения между героями. Педагог становится на данном этапе режиссером постановки всего процесса.
Премьера. Перед показом была проведена психологическая настройка ребят к выступлению. Важным моментом становится объяснение, того что ребята делают эту постановку не для того, чтобы им после их выступления поставили оценку, а то, что результатом их деятельности является совместная коллективная работа, направленная на достижение эмоционального патриотического единения по теме посвященной в нашем случае ВОВ .
Оценка результатов деятельности – порой самый сложный этап для участников, так как многие очень критично относятся к своей деятельности. Для более точного оценивания результатов не только творческого коллектива, но и лично себя каждого участника, мной были подобраны перечень вопросов, дабы направить в правильном русле оценивания ребят. Просмотрев видеосъемку постановки, мы провели общий анализ постановки и индивидуальный самоанализ каждого участника действа.
На основе опыта руководителей, педагогов, создателей программ и личного опыта мной был составлена следующая поэтапная схема:
Анализируя проделанную работу, мы видим, что четко расписанный план работы над организацией деятельности творческого театрального коллектива, облегчает и ускоряет процесс создания представления. Методически правильно поставленное произведение с харизматическими участниками обеспечивает 100 процентов успеха.
Перед нами была поставлена и достигнута цель – разработать поэтапный комплекс методики создания театрализованных представлений во внеурочной деятельности для использования в своей практике педагогам дополнительного, общего и профессионального образования. Так же мы раскрыли важность театра в жизни школы, изучили методологию организации школьных театрализованных постановок во внеурочной работе, составили поэтапный механизм организации школьной театрализованной постановки.
Данная методическая разработка будет полезна руководителям театральных коллективов, педагогам дополнительного образования. эта тема изучена не до конца, ведь существует много авторских подходов, методик, которые не запатентованы, мало изучены и малоизвестны. К тому же, молодое поколение постоянно идет в ногу со временем и изменяется согласно новым требованиям.