Организация внеурочной деятельности фактор развития и самоопределения личности в условиях сельской школы

Елена Антоновна Джарты, заместитель директора

МБОУ «Раздольненская школа» администрации Старобешевского района, Раздольное, ДНР, Россия, dzharty70@mail.ru

Аннотация. В статье автором рассматриваются актуальные аспекты организации внеурочной деятельности обучающихся. Раскрывается роль сельской школы как центра воспитательного пространства. Дан анализ условий, способствующих самореализации и развития личности во внеурочной деятельности. Представлен опыт организации внеурочной деятельности обучающихся и основные направления работы. Рассмотрен вопрос сотрудничества с другими учреждениями. Выявлено положительное влияние участия школьников во внеурочной деятельности на развитие личности и его самоопределение.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, самоопределение личности, формы внеурочной деятельности, направления внеурочной деятельности, сотрудничество

Школа – это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее.

Народная мудрость

Современное общество ставит перед образованием особые требования к выпускникам школы. Государство нуждается в успешном молодом поколении, ориентированном на активную жизненную позицию, на эффективное социальное сотрудничество, на умение проектировать своё будущее. Одна из главных задач общеобразовательных учреждений сформулирована в ст. 29 пункта I «Конвенции о правах ребенка»: «Образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных навыков и физических способностей ребенка в их самом полном объеме» [6]. Будет ли эта задача выполнена, во многом зависит от школы, от того, каким образом организована внеурочная деятельность, которая является важнейшим компонентом современного учебно-воспитательного процесса.

Внеурочная деятельность должна быть интересна учащимся, только тогда она может принести ощутимые положительные плоды. Важная задача педагогического коллектива - сделать внеурочную деятельность полезной и привлекательной для каждого ученика. В.А. Сухомлинский сказал: «Только та школа становится очагом духовной жизни, где помимо интересных уроков имеются и успешно применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков… Школа становится подлинным очагом культуры лишь тогда, когда в ней царят четыре культа: культ Родины, культ человека, культ книги и культ родного слова…» [12].

Необходимые условия можно достичь благодаря правильной организации внеурочной деятельности обучающихся, так как она удовлетворяет их потребности в самореализации с помощью специфического содержания, методов и форм.

Система внеурочной работы школы формирует и развивает личность ребенка, повышает мотивацию обучения тому или иному учебному предмету, развивает самостоятельность и предоставляет возможность в развитии и самореализации личности [4].

Процесс открытия самого себя, реализации своих возможностей и способностей вдохновляет и рождает устремленность к новым достижениям, к дальнейшему совершенствованию своего потенциала. Личность начинает самостоятельно выбирать цели и средства управления своей деятельностью, одновременно совершенствуя свои способности, воспитывая себя [2].

Современная система образования ориентирована на приоритет воспитания, социализации обучающихся. При этом меняется и роль внеурочной деятельности, которая направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Именно она играет ведущую роль в достижении личностных и метапредметных результатов освоения основных образовательных программ [5].

Особую специфику внеурочная деятельность приобретает в условиях сельской местности, где школа является центром воспитательного пространства. В связи с удаленностью от крупных культурных центров, недостаточно развитой сетью учреждений дополнительного образования, сельская школа призвана сегодня создать такое социокультурное пространство, в котором внеурочная деятельность будет способствовать развитию, самосовершенствованию и самореализации личности, привлечению школьников к активному участию в решении вопросов местного социума, изучению исторического прошлого и настоящего своей малой родины, возрождению традиций. Несмотря на некоторые трудности, у сельской школы есть и ряд преимуществ: включенность учащихся в социально-экономические проблемы села; устойчивые положительные традиции; тесная связь школы с семьями обучающихся; непосредственная близость детей к природе. В сельской школе интенсивнее идет процесс установления межличностных и деловых контактов между педагогами и учащимися, существует реальная возможность проявить себя в общем деле, объединиться, договориться о единстве действий [3].

Создание ситуации совместного поиска, проявления инициативы стимулирует активность учащихся на благо школы и общества в целом. Все эти положительные моменты необходимо использовать в организации внеурочной деятельности в сельской местности. Образовательная организация сегодня призвана создавать такую атмосферу, при которой каждый обучающийся ощутил бы сопричастность к решению главных задач, стоящих перед ним как перед гражданином и членом общества.

Внеурочная деятельность МБОУ «Раздольненская школа» объединяет деятельность советника директора по воспитанию, педагога – организатора, педагога – психолога, классного руководителя, органов самоуправления, родителей, общественных организаций в создании единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является личность каждого обучающегося [9].

Основной задачей организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении стало использование всех имеющихся ресурсов школы для воспитания социально ответственной личности, чтобы каждый ученик имел возможность проявить свои уникальные качества и стать успешным.

При выборе направлений внеурочной деятельности и отборе содержания обучения учитывались:

особенности МБОУ «

Раздольненская

школа» (условия функционирования, тип школы, особенности контингента, кадровый состав);

результаты диагностики успеваемости и уровня развития обучающихся, проблемы и трудности их учебной деятельности;

возможность обеспечить условия для организации разнообразных внеурочных занятий и их содержательная связь с урочной деятельностью;

особенности информационно-образовательной среды МБОУ «

Раздольненская

школа», национальные и культурные особенности региона.

Приоритетными направлениями выбраны:

Духовно-нравственное;

Коммуникативное направление (формирование функциональной грамотности);

Социальное;

Общеинтеллектуальное;

Общекультурное;

Спортивно – оздоровительное.

При организации внеурочной деятельности используются системные курсы внеурочной деятельности (на их изучение установлено определенное количество часов в неделю): «Разговоры о важном», «В мире театра», «Театр. Творчество. Дети», «Цветок здоровья», «Наши истоки», «Россия – мои горизонты», «Функциональная грамотность», «Новогреческий язык», «Основы безопасности жизнедеятельности МСП/НВП», «Психология для старшеклассников».

Внеурочные занятия из цикла «Разговоры о важном» являются крупным социально значимым проектом Минпросвещения России. Всероссийский проект посвящен формированию духовно-нравственных ценностей у детей и подростков. Занятия направлены на формирование соответствующей внутренней позиции личности школьника, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе. Главная цель занятий - развитие ценностного отношения школьников к своей родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре [10].

С целью приобщения обучающихся к искусству театра, развития творческих способностей, формирования социально активной личности средствами театрального искусства, в 2022 году в школе создан школьный театр «Аргин», который включен во Всероссийский перечень (реестр) школьных театров [7]. Именно художественное воспитание, в рамках которого осуществляется приобщение детей к искусству, обладает свойством «всеобщности вхождения в культуру» и средством «инкультурации» подрастающего поколения[8]. Занятия проводятся в рамках внеурочной деятельности: в 1-4 классах - "Театр. Творчество. Дети", в 5 – 9 классах – «В мире театра».

Спортивно-оздоровительное направление в МБОУ «Раздольненская школа» представлено школьным спортивным клубом «Фортуна» и курсом внеурочной деятельности в 1 – 4 классах «Цветок здоровья».

На базе школы в 2022 году создан и зарегистрирован во Всероссийском перечне школьных спортивных клубов ШСК «Фортуна». Организована работа спортивных кружков и секций: «Пулевая стрельба из пневматического оружия с использованием интерактивного тира», «Спортивные игры» (баскетбол/волейбол), «Общая физическая подготовка».

На основании Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года «Формирование системы школьных спортивных клубов является неотъемлемой частью реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» [11].

Важным направлением профилактической работы с подростками и пропаганды здорового образа жизни, с целью формирования физического развития обучающихся, привития им любви к спорту и побуждение к здоровому образу жизни, воспитания силы воли, ответственности, интереса к систематическим занятиям физической культурой и спортом, в школе введен учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (МСП/НВП).

Трудно переоценить роль музеев в сохранении историко-культурного наследия образовательной организации. Школьные музеи - это хранители социальной памяти, дающие нам возможность изучить прошлое, задуматься о настоящем и заглянуть в будущее. Огромный культурный потенциал музейных экспозиций содержит в себе большие возможности для образования и воспитания. Музей сегодня становится не только культурным, но и образовательным пространством, так как в его коллекциях собраны памятники истории, культуры и искусства. Одним из важнейших направлений работы музеев является музейная педагогика. Гражданско-патриотическая самореализация включает в себя сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны, к её истории, культуре, которая вместе с отношением к другим народам и нациям, выступает как любовь к своему Отечеству, к своей Родине.

Первая музейная комната в МБОУ «Раздольненская школа» была открыта в 1992 году. Материал был собран учителями, обучающимися и общественностью села. Работа продолжалась на протяжении многих лет. В 2023 году школьный музей «Память сильнее времени» внесен в реестр музеев образовательных организаций. Музей состоит из двух залов: первый посвящен переселению греков, основанию села, культуре и быту греков Приазовья; второй зал посвящен участию односельчан в Великой Отечественной войне и войне на Донбассе с 2014 года по настоящее время. В музее проводятся экскурсии, тематические уроки, акции и другие воспитательные мероприятия. С целью общекультурного развития обучающихся, в 10 – 11 классах введен курс внеурочных занятий «Наши истоки».

Несистемные занятия курсов внеурочной деятельности (в рамках рабочей программы воспитания) проводятся в свободной форме: подготовка к олимпиадам и конференциям, проектная деятельность, проведение тематических классных, школьных, внешкольных мероприятий. В период каникул используются возможности летнего пришкольного лагеря «Радуга». Важным аспектом внеурочной деятельности обучающихся МБОУ «Раздольненская школа» является участие во Всероссийских проектах и программах:

- Программа развития социальной активности учащихся начальных классов «Орлята России»;

- Всероссийский конкурс «Большая перемена»;

- проект «Без срока давности»;

- образовательно-туристский проект «Университетские смены»;

- Всероссийская программа по развитию советов обучающихся общеобразовательных организаций «Ученическое самоуправление»;

- РДДМ «Движение Первых».

Для реализации программ воспитательной работы и программ внеурочной деятельности школы активно привлекаются социальные партнеры:

МБДОУ «Золотой петушок»;

МБУ ДО администрации Старобешевского района «Старобешевский районный дом детского и юношеского творчества»;

МБУ ДО администрации Старобешевского района «Старобешевская районная станция юных натуралистов»;

МБУ «Старобешевский РЦК и Д им. П.Н. Ангелиной»;

ДЮСШ «Колос»;

администрация села Раздольное;

совет ветеранов;

общество греков села Раздольное;

Библиотеки и музеи района и Республики;

Результаты внеурочной деятельности мы видим в следующем:

- 100% обучающихся охвачены внеурочной деятельностью;

- воспитание уважительного отношения к своей школе, селу, стране;

- воспитание толерантности;

- компетентное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих;

- формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры;

- осознанное отношение к профессиональному самоопределению;

- развитие социальной культуры обучающихся через систему ученического самоуправления, РДДМ «Движение Первых» и «Орлята России»;

- положительная оценка родителей к участию детей во внеурочной деятельности;

- реализация основной цели организации внеурочной деятельности.

В МБОУ «Раздольненская школа» разработана модель организации внеурочной работы, которая дает желаемые результаты и демонстрирует свою эффективность.

Таким образом, активизация развития личностных и творческих способностей учащихся путем их вовлечения в различные виды и формы внеурочной деятельности становится детерминирующим условием и результатом воспитания в сельской школе, которое предполагает высокое профессиональное качество учителя, самостоятельность ученика, его стремление к саморазвитию и самореализации личности.

Литература

1. Байлук В.В. Гражданское общество и гражданская самореализация личности // Гражданская самореализация личности: гражданско-патриотическое воспитание и самовоспитание школьников и студентов: сборник статей и тезисов школьников и студентов ФГБОУ ВПО «Уралос. пед. ун-т». 2011. С 9-11.

2. Белобородов Н. В. Социальное творчество учащихся как фактор успешной самореализации личности: дис. канд. пед. наук. М., 2004. С 148.

3. Воловик А. Ф., Воловик В. А. Педагогика досуга. М., 1998. С 24.

4. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010. С 223.

5. Информационно-методическое письмо об организации внеурочной деятельности / -№ ТВ-1290/03.: МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, 5 июля 2022 года.

6. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989), вступила в силу для СССР в 15.09.1990, ст.29.

7. Письмо Минпросвещения России «О формировании Всероссийского перечня (реестра) школьных театров» от 6 мая 2022 г. № ДГ-1067/06.

8. Протокол расширенного совещания по созданию и развитию школьных театров в субъектах Российской Федерации от 27 декабря 2021 г. № К-31/06пр.

9. Рабочая программа воспитания МБОУ «Раздольненская школа» протокол заседания педагогического совета № 1 от 25.08.2023.

10. «Разговоры о важном»: методические рекомендации / под ред. И. М. Елкиной. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», 2023. С 47.

11. Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 года N 3051 - р).

12. Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям». М.: Концептуал//Образование, воспитание, 2019. С 42.