.

Организация воспитательно-обазовательной работы по приобщению воспитанников к культурным традициям родного края.

В Республике Татарстан, проживают кроме прочих народностей — русские и татары, которые соответственно используют в своей речи русский и татарский языки. Педагоги дошкольного образования уверены, что дети должны знать принадлежность к своей национальности, свой язык. Дети разных национальностей, а особенно если они воспитываются и обучаются вместе, должны с уважением относиться к принадлежности ребенка к той или иной национальности. Это поможет им воспитать в себе нравственные качества, среди которых мы особенно выделяем толерантность, тактичность и вежливость. Каждая национальность содержит неповторимый колорит присущих только ей традиций, обычаев, свой национальный костюм. Неповторимы и сказки, песни, танцы, игры. Стоит задуматься, а как же именно эти критерии повлияют на нравственное воспитание детей, какие черты характера это поможет заложить в каждом ребенке. Каждый народ трудолюбив, талантлив. У любого народа есть смелые и мужественные люди, герои. Искусство каждого народа воспевает трудолюбивых, честных, смелых, добрых и находчивых. И не стоит забывать про быт, который также имеет много особенностей.

В основе ведущего мотива нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста разных национальностей лежит не только эстетическая оценка национального костюма, но и регулярное чтение русских и татарских сказок, объяснение детям важности и особенностей народных праздников, обрядов, традиций, песен, пословиц. Нашей целью было формирование основ нравственного сознания старших дошкольников путем приобщения их к народной культуре. Вместе с детьми мы изучили фольклор татарского и русского народов. Благодаря полученным знаниям первостепенное значение приобрела нравственная оценка положительных черт характера того или иного народа. Дети проявляли доброжелательность, чуткость, внимание к своим сверстникам. Как в детском саду, так и в семье, необходимо широко использовать в повседневной жизни все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского и татарского характеров, присущие им нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Когда мы знакомим детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Благодаря фольклору у детей формируются художественные вкусы, вырабатываются умения видеть и понимать прекрасное, появляются задатки гармонически развитой личности. Добро и зло чётко разграничено и даёт чёткий ответ на конкретную ситуацию. Сказки помогут показать, как дружба помогает победить зло («Зимовье зверей»), как добрые и миролюбивые побеждают коварных («Гуси-лебеди»), что жадность и зло наказуемо («Морозко»). Зачитывание детям потешек, прибауток, звучащих ласковым голосом, выражает заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Мы рассмотрели татарские прибаутки, которые являются татарским народным творчеством, их родители обычно проговаривают своим детям во время умывания, принятия пищи, одевания. Данный вид фольклора помогает деткам почувствовать утешение, заботу, расслабиться.
В пословицах и поговорках четко просматриваются и оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. В произведениях фольклора важное место занимают уважение к труду взрослых и восхищение «золотыми» руками людей. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Мы изучили с детьми несколько новых пословиц русского и татарского народов. Каждая пословица была тщательно разобрана и разъяснена детям старшего дошкольного возраста. Среди русских пословиц были следующие: «Каков корень, таково и семя», «Добро век не забудется», «Дерево держится корнями, а человек семьёй». А среди татарских пословиц дети заинтересовались следующими: «Дөреслек утта да янмый, суда да батмый» (Правда в огне не горит и в воде не тонет), «Чит илне макта, үз илеңдэ яшә» (Чужбину хвали, на родине живи). Данные пословицы были, к сожалению, незнакомы детям. Но была знакома тематика каждого изречения. Это и «Родина», и «Семья», и «Принадлежность ребенка к национальности». Данный фольклор помог детям понять, что важно владеть такими качествами как доброта, гуманность, уважение к прошлому, честность. Благодаря тщательному разъяснению, дети поняли, что необходимо чтить культуру своего народа, точно так же, как и с пониманием относится к чужим традициям. На занятиях происходило формирование таких нравственных качеств, как терпеливость и вежливость. Вместе с детьми мы рассмотрели внешний облик народных костюмов, со свойственными им орнаментами. Общество без традиций также невозможно, как общество без культуры». Такие русские традиции, как «Крестины» или «Пасха» — украшение яиц на праздник, объединяют людей, собирают их в коллектив, способный подарить друг другу тепло, заботу. Это и есть формирование добропорядочности, доверия. А у татар-мусульман есть такие религиозные праздники, как Ураза гаете и Корбан гаете. Эти традиции с малых лет помогают детям не забывать родных людей, что вырабатывает способность уважать старшее поколение, прощать, вместе со всем взятым прививая детям доброту, щедрость. Одним из основных компонентов, составляющих культуру любого народа, является праздник. Праздничная культура имеет свою специфику, несет в себе колорит народа. Недаром народные праздники называют кладезем национальной культуры, хранящим сокровища многовековой давности. Все народные праздники связаны с трудовой деятельностью человека, с сезонными изменениями в природе, важными для народа событиями и датами. Действительно, в них есть не только красота и поэзия, отдых и веселье, предания и сказания, но с каждым связаны свои обряды, особенности, приметы. В них фокусируются накопленные веками русские и татарские праздники («Рождество Христово», «Сабантуй», «Йомырка бәйрәме» (Яичный праздник)), развиваются творческие способности в совокупности с нравственным воспитанием и формированием таких чувства, как товарищество, коллективизм, ответственность, уважение («Масленица», «Навруз»). Помимо этого, в народных праздниках поднимается важность поколений семей детей, таких нравственных качеств как храбрость, милосердие («День Победы»). Эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. Дети обычно принимают активное участие в подготовке праздника, заучивании стихотворений, танцев, песен. На базе практики мы познакомили старших дошкольников с устным народным творчеством, а также праздниками, о которых они не знали. Благодаря доступным рассказам, разъяснениям, дошкольники сами делали выводы, учились определять пользу того или иного праздника, задавали интересующие вопросы. Дети познали новые нравственные качества, которые, как мы думаем, они будут развивать в себе через традиции и культуру своего народа с помощью педагогов детского сада и родителей.