Проблемы и основные направления в организации взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй. Сегодня уже не ведётся спор о том, что важнее в становлении личности ребёнка: семья или общественное воспитание. Современная наука единодушна в том, что без сотрудничества детского сада с семьёй невозможно решать вопросы воспитания и развития ребёнка. Изучая опыт работы дошкольных учреждений, мы увидели, что работу с семьёй педагоги считают необходимой и трудной, в то же время не все к ней готовы. Существует положительный опыт педагогов – это организация различных мероприятий с родителями, использование разнообразных форм работы с семьёй, но чаще общение с родителями строится на формальном уровне, родители не владеют информацией о дошкольном учреждении, не понимают значения детского сада для развития ребёнка. Взаимодействие педагогов с семьёй строится на основе стереотипов, не учитывая современных тенденций жизни общества. Какие же проблемы существуют сегодня при организации работы педагогов ДОУ с семьёй? Прошли те времена, когда родители, передавая своего ребёнка на попечение детского сада, снимали с себя долю своих обязанностей. Государство не может без поддержки родителей содержать ребёнка в дошкольном учреждении 10-12 часов в день. Появилось новое поколение родителей, которое пытается формировать заказ на образовательные услуги, высказывая свои пожелания и требования, а дошкольное учреждение не готово реагировать на эти заказы. Педагогам сложно работать с современными родителями, так как традиционные подходы к работе с семьёй становятся неэффективными, а к использованию современных методов и подходов, направленных на развивающее партнёрское взаимодействие педагоги не готовы. Могут ли родители быть грамотными заказчиками, если они не знают своих прав и не владеют психолого-педагогическими знаниями? Могут ли родители стать заинтересованными спонсорами, если не понимают, на что и куда используются их средства? Могут ли родители быть равноправными партнёрами, если их постоянно поучают и заставляют? Стремление изменить традиционную ситуацию в развитии взаимоотношений педагогов и родителей побудило нас к поиску решения данных проблем. Преодолеть барьеры на пути развития взаимодействия педагогов и семьи помогают курсы повышения квалификации ?Организация взаимодействия и сотрудничества педагогов дошкольного учреждения и семьи?, семинары-практикумы, тренинги, организация опытно-экспериментальной работы. В ходе повышения квалификации мы помогаем педагогам овладеть новой философией работы с семьями. Какие же изменения должны произойти в образовательной практике? Родители должны знать, какой минимум они платят за содержание ребёнка в детском саду, и сколько это стоит на самом деле. Если мы хотим, чтобы наши дети полноценно развивались, значит нужно сегодня вкладывать деньги. Хорошее образование стоит дорого. Это означает, что детский сад должен оправдать ожидания всех участников образовательного процесса – детей, родителей, педагогов. Когда эти ожидания совпадут, а качество услуг будет гарантировано, родители будут готовы платить. Важно, чтобы родители стали партнёрами и единомышленниками, а это требует от педагогов иного взаимодействия: от воздействия к поддерживающему и развивающему общению. Детский сад должен стать открытым для семьи, а это значит, что каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как развивается ребёнок и участвовать в процессах воспитания. Необходимо признать приоритет семейного воспитания, где главный момент в контексте ?семья - дошкольное учреждение?- личностное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания ребёнка. Переход от коллективных к индивидуальным формам общения, от монолога к диалогу. Педагогический коллектив должен направить усилия на повышение ответственности родителей за воспитание и развитие собственных детей, не заменяя ребёнку родителей, а способствуя развитию внутрисемейных отношений, помогая родителям понять и принять своего ребёнка, научиться общаться с ним. Мы убеждены, что успешная работа с семьями воспитанников, определяет и успешность самого дошкольного образовательного учреждения.
Основные направления в организации взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй