«Основные способы образования лексических единиц в спортивной терминологии во французском языке»

Автор: Карякина Виктория Евгеньевна, 11 класс, МАОУ лицей № 159

Руководитель: Гордиевских Ольга Владимировна, учитель французского языка, ВКК, МАОУ лицей № 159

Аннотация Актуальность изучения данной темы состоит в том, что словообразование развивает лингвистическую догадку, помогает нам овладению навыками беспереводного чтения. Спорт и здоровый образ жизни для нас – неотъемлемые понятия. Мы считаем, что спорт в той или иной мере присутствует в жизни каждого человека, что он придает уверенности в себе, силы, для поддержания физической формы, для тренировки силы воли и соревновательного духа. Спорт расширяет горизонты нашего общения и самосовершенствования. Данный материал может быть использован нами для расширения потенциального словаря на уроках, во внеурочной и спортивной деятельности на тренировках, сборах и состязаниях различного уровня, включая международные, чтобы понять и поддержать любую беседу про спорт на французском языке.

Словообразование - это раздел языкознания, изучающий способы образования слов. В данной работе словообразование рассматривается как способы производства новых слов и воспроизводства готовых слов в речи по существующим в языке моделям.

В наш век научно-технического прогресса и интенсивной общественно-политической и спортивной жизни, все время идет процесс лексического обогащения языка. Все эти изменения находят отражение в языках всех стран мира, и французский язык, не является исключением в этом отношении.

Гипотеза нашего исследования может быть сформулирована следующим образом – действительно ли словообразование расширяет потенциальный запас слов. Цель работы – изучение активных способов словообразования в современном французском языке.

Актуальность изучения данной темы состоит в том, что словообразование развивает лингвистическую догадку, помогает нам овладению навыками беспереводного чтения. Спорт и здоровый образ жизни для нас – неотъемлемые понятия. Мы считаем, что спорт в той или иной мере присутствует в жизни каждого человека, что он придает уверенности в себе, силы, для поддержания физической формы, для тренировки силы воли и соревновательного духа. Спорт расширяет горизонты нашего общения и самосовершенствования. Данный материал может быть использован нами для расширения потенциального словаря на уроках, во внеурочной и спортивной деятельности на тренировках, сборах и состязаниях различного уровня, включая международные, чтобы понять и поддержать любую беседу про спорт на французском языке.

Перейдем к рассмотрению основных способов словообразования в современном французском языке. Французский язык обладает развитой системой префиксов и суффиксов, знание которых может облегчить понимание незнакомых слов. Префиксацией называется такой способ, при котором словообразовательное значение выражается с помощью префиксов. Многие из них не только по значению, но и по форме сближаются с русскими префиксами и суффиксами. Существуют следующие группы активных префиксов, которые представлены в таблицах:

а) отрицательные префиксы:

а-, non-, in- (im-, il-, ir-), anti-, -, dis-, contre-;

б) префиксы интенсивности: super-, sur-, hyper- (+сущ., прил.), extra- (+ прил.), archi- (+ прил., прич., сущ), ultra- ;

в) префиксы пространственных отношений: a-, en-, em-, trans-, inter-.

Примеры на все случаи представлены в таблицах.

Посмотрим, что представляет собой суффиксальный способ, имеющий, большой удельный вес во французском языке. При этом способе словообразовательное значение выражается с помощью суффиксов: patiner (кататься на коньках)patinage m (катание на коньках).

В нашей работе внимание обращено прежде всего на образования с наиболее продуктивными суффиксами.

суффиксы, образующие существительные:

- производные на - ation и -age означают действие, его результат,

- производные с суффиксом -isme могут обозначать систему, различные доктрины, школы, направления, значение определенного качества,

- cуффикс -ité очень продуктивен, он образует производные существительные преимущественно от основ прилагательных,

- cуффикс -ie сообщает производному значение свойства, качества,

- производные с суффиксом -eur -ateur, -iteur, обозначают действующее лицо (профессия, специальность, занятие),

- cуффикс -iste образует существительные, обозначающие лиц, принадлежащих к различным течениям, направлениям,

- суффикс -aire имеет значение функции, профессии, занятия, социального положения,

- производные с суффиксом -ien могут обозначать занятие, представителей определенной школы, направления, лиц определенной национальности,

суффиксы, образующие прилагательные:

суффиксы -able, -ible, -uble имеют пассивное значение (то, что может иметь черты, качество, свойство, обозначаемые производящей основой),

суффиксы -еl -iel, -uel и -al образуют производные со значением принадлежности, сходства,

суффикс -ique обозначает принадлежность и отношение,

суффиксы -if -atif, -ificatif имеют значение абстрактного свойства,

суффикс -eux обозначает свойство или преобладающее качество,

суффикс -aire имеет значение принадлежности, тенденции.

Для образования производных от названий географических наименований используются суффиксы -ais, -ois, -ien, реже -ain, -éen.

суффиксы, образующие глаголы:

наиболее продуктивны суффиксы -er, -iser.

Парасинтезом, или префиксально-суффиксальным способом, называется создание новых слов путем одновременного присоединения префикса и суффикса: in-change-able.

Способ сложения греко-латинских элементов является пограничным между аффиксацией и словосложением. Рассмотрим его особенности:

элементы могут сочетаться между собой:

chrono

mètre

m

,

thermo

mètre

m

являются чаще всего существительными

thermo

mètrie

f,

tri

athlon

m

;

один и тот же элемент может занимать первое и второе место в слове:

phono

graphe

m

,

graph

ologue

m

.

Слова с греко-латинскими корнями значительно расширили сферу своего употребления: téléguidage m - дистанционное управление, décathlon m – десятиборье, pentathlon m – пятиборье, aérobiс f - аэробика. Примеры вы видите на экране.

Под словосложением понимается такой способ словообразования, при котором в одном слове соединяются два простых слова.

1. Имеются следующие типы сложных существительных:

основа глагола + существительное

По этому типу образуются конкретные существительные, обозначающие:

орудие, инструмент действия, предмет, действующее лицо, занятие, развлечение – porte-drapeau (m), passe-temps (m),

существительное + прилагательное:

sang-froid

(

m)

– хладнокровие,

предлог (наречие) + существительное

.

Это активный тип, по которому образуются существительные -

contre-attaque

(f)

.

2. Типы сложных прилагательных:

прилагательное + прилагательное:

gris-

vert

,

прилагательное (причастие) + причастие:

nouveau-né

- новорожденный,

наречие + прилагательное (причастие):

bienvenu

- дорогой гость,

основа прилагательного + о + прилагательное:

afro-asiatique

, возможен и третий компонент:

américano-égypto-israélien

,

предлог + прилагательное:

avant-dernier

- предпоследний.

Определить лексическое значение сложных слов можно по значению составляющих их элементов.

Конверсия - это способ словообразования, с помощью которого слово переходит из одной части речи в другую без изменения своей фонетической формы, изменяются лишь его морфологические показатели, например, переходя в существительное, слово приобретает артикль: finalun final. Признаком конвертированного слова может быть и его место в словосочетании, ср.: nature (subsf) (riche) и (café) nature (adj.). Во французском языке чаще всего конвертируются существительные и прилагательные: la situation tragiquele tragique de la situation, un match finalle final du match.

Сокращение, или аббревиация, отражает тенденцию экономии языковых средств. Особенное развитие, это явление получило в XX веке. Следует различать: сокращение слов путем усечения (troncation), сокращение словосочетаний (siglaison) и словослияние (télescopage).

Усечению подвергаются преимущественно многосложные слова: vélocipède (m)vélo (m). Имеются два типа усечения слов:

а) усечение конечных слогов апокопа (apocope): une automobile - une auto, sympatique - sympa,

б) усечение начальных слогов - афереза (aphérèse): un autobus - un bus.

Считается, что сокращение словосочетаний (sigle) происходило еще в латинском языке (PS - post scriptum), а в XX веке получило широкое распространение, при котором из словосочетания создается новая лексическая единица -: CIO m (Comité international olympique).

Сокращения подразделяются на:

1) буквенные аббревиатуры (каждая буква читается как в алфавите): VTT m [ve te te] - vélo tout terrain m,

2) звуковые аббревиатуры, которые имеют не менее одной гласной фонемы и произносятся как обычные слова: SIDA (syndrome d’immunodéficit approprié).

Некоторые из таких, имеют два варианта произношения: URSS [yԑrԑsԑs] и [yrs]. Почти все сокращения являются существительными.

Словослияние (télescopage) - это такой способ словообразования, при котором часть одного слова сливается с частью другого слова или с целым словом: français + anglais = franglais; Vélodrome + d’Hiver = Vel d’Hiv. Этот способ словообразования получил большое развитие в последние десятилетия. Определить лексическое значение сокращенных слов можно, если известны значения исходных слов.

Наиболее активны следующие способы: суффиксация, словосложение, конверсия и сокращения, особенно словослияния.

Работая по данной теме, мы убедились, что словообразование развивает лингвистическую догадку и помогает овладению навыками беспереводного чтения.

Данный материал актуален в условиях современного многоязычного мира, он может быть использован для повышения образовательного уровня и для лексического обогащения языка, будет незаменимым помощником для чтения и перевода текстов, для общения, для расширения потенциального запаса, для лексического обогащения иностранного языка, чтобы понять и поддержать беседу про спорт и спортивную деятельность на тренировках, сборах и состязаниях различного уровня, включая международные.