«Основные способы образования лексических единиц в спортивной терминологии во французском языке»
Автор: Карякина Виктория Евгеньевна, 11 класс, МАОУ лицей № 159
Руководитель: Гордиевских Ольга Владимировна, учитель французского языка, ВКК, МАОУ лицей № 159
Аннотация Актуальность изучения данной темы состоит в том, что словообразование развивает лингвистическую догадку, помогает нам овладению навыками беспереводного чтения. Спорт и здоровый образ жизни для нас – неотъемлемые понятия. Мы считаем, что спорт в той или иной мере присутствует в жизни каждого человека, что он придает уверенности в себе, силы, для поддержания физической формы, для тренировки силы воли и соревновательного духа. Спорт расширяет горизонты нашего общения и самосовершенствования. Данный материал может быть использован нами для расширения потенциального словаря на уроках, во внеурочной и спортивной деятельности на тренировках, сборах и состязаниях различного уровня, включая международные, чтобы понять и поддержать любую беседу про спорт на французском языке.
Словообразование - это раздел языкознания, изучающий способы образования слов. В данной работе словообразование рассматривается как способы производства новых слов и воспроизводства готовых слов в речи по существующим в языке моделям.
В наш век научно-технического прогресса и интенсивной общественно-политической и спортивной жизни, все время идет процесс лексического обогащения языка. Все эти изменения находят отражение в языках всех стран мира, и французский язык, не является исключением в этом отношении.
Гипотеза нашего исследования может быть сформулирована следующим образом – действительно ли словообразование расширяет потенциальный запас слов. Цель работы – изучение активных способов словообразования в современном французском языке.
Актуальность изучения данной темы состоит в том, что словообразование развивает лингвистическую догадку, помогает нам овладению навыками беспереводного чтения. Спорт и здоровый образ жизни для нас – неотъемлемые понятия. Мы считаем, что спорт в той или иной мере присутствует в жизни каждого человека, что он придает уверенности в себе, силы, для поддержания физической формы, для тренировки силы воли и соревновательного духа. Спорт расширяет горизонты нашего общения и самосовершенствования. Данный материал может быть использован нами для расширения потенциального словаря на уроках, во внеурочной и спортивной деятельности на тренировках, сборах и состязаниях различного уровня, включая международные, чтобы понять и поддержать любую беседу про спорт на французском языке.
Перейдем к рассмотрению основных способов словообразования в современном французском языке. Французский язык обладает развитой системой префиксов и суффиксов, знание которых может облегчить понимание незнакомых слов. Префиксацией называется такой способ, при котором словообразовательное значение выражается с помощью префиксов. Многие из них не только по значению, но и по форме сближаются с русскими префиксами и суффиксами. Существуют следующие группы активных префиксов, которые представлены в таблицах:
а) отрицательные префиксы:
а-, non-, in- (im-, il-, ir-), anti-, dé-, dis-, contre-;
б) префиксы интенсивности: super-, sur-, hyper- (+сущ., прил.), extra- (+ прил.), archi- (+ прил., прич., сущ), ultra- ;
в) префиксы пространственных отношений: a-, en-, em-, trans-, inter-.
Примеры на все случаи представлены в таблицах.
Посмотрим, что представляет собой суффиксальный способ, имеющий, большой удельный вес во французском языке. При этом способе словообразовательное значение выражается с помощью суффиксов: patiner (кататься на коньках) → patinage m (катание на коньках).
В нашей работе внимание обращено прежде всего на образования с наиболее продуктивными суффиксами.
суффиксы, образующие существительные:
- производные на - ation и -age означают действие, его результат,
- производные с суффиксом -isme могут обозначать систему, различные доктрины, школы, направления, значение определенного качества,
- cуффикс -ité очень продуктивен, он образует производные существительные преимущественно от основ прилагательных,
- cуффикс -ie сообщает производному значение свойства, качества,
- производные с суффиксом -eur -ateur, -iteur, обозначают действующее лицо (профессия, специальность, занятие),
- cуффикс -iste образует существительные, обозначающие лиц, принадлежащих к различным течениям, направлениям,
- суффикс -aire имеет значение функции, профессии, занятия, социального положения,
- производные с суффиксом -ien могут обозначать занятие, представителей определенной школы, направления, лиц определенной национальности,
суффиксы, образующие прилагательные:
суффиксы -able, -ible, -uble имеют пассивное значение (то, что может иметь черты, качество, свойство, обозначаемые производящей основой),
суффиксы -еl -iel, -uel и -al образуют производные со значением принадлежности, сходства,
суффикс -ique обозначает принадлежность и отношение,
суффиксы -if -atif, -ificatif имеют значение абстрактного свойства,
суффикс -eux обозначает свойство или преобладающее качество,
суффикс -aire имеет значение принадлежности, тенденции.
Для образования производных от названий географических наименований используются суффиксы -ais, -ois, -ien, реже -ain, -éen.
суффиксы, образующие глаголы:
наиболее продуктивны суффиксы -er, -iser.
Парасинтезом, или префиксально-суффиксальным способом, называется создание новых слов путем одновременного присоединения префикса и суффикса: in-change-able.
Способ сложения греко-латинских элементов является пограничным между аффиксацией и словосложением. Рассмотрим его особенности:
элементы могут сочетаться между собой:
chrono
mètre
m
,
thermo
mètre
m
являются чаще всего существительными
thermo
mètrie
f,
tri
athlon
m
;
один и тот же элемент может занимать первое и второе место в слове:
phono
graphe
m
,
graph
ologue
m
.
Слова с греко-латинскими корнями значительно расширили сферу своего употребления: téléguidage m - дистанционное управление, décathlon m – десятиборье, pentathlon m – пятиборье, aérobiс f - аэробика. Примеры вы видите на экране.
Под словосложением понимается такой способ словообразования, при котором в одном слове соединяются два простых слова.
1. Имеются следующие типы сложных существительных:
основа глагола + существительное
По этому типу образуются конкретные существительные, обозначающие:
орудие, инструмент действия, предмет, действующее лицо, занятие, развлечение – porte-drapeau (m), passe-temps (m),
существительное + прилагательное:
sang-froid
(
m)
– хладнокровие,
предлог (наречие) + существительное
.
Это активный тип, по которому образуются существительные -
contre-attaque
(f)
.
2. Типы сложных прилагательных:
прилагательное + прилагательное:
gris-
vert
,
прилагательное (причастие) + причастие:
nouveau-né
- новорожденный,
наречие + прилагательное (причастие):
bienvenu
- дорогой гость,
основа прилагательного + о + прилагательное:
afro-asiatique
, возможен и третий компонент:
américano-égypto-israélien
,
предлог + прилагательное:
avant-dernier
- предпоследний.
Определить лексическое значение сложных слов можно по значению составляющих их элементов.
Конверсия - это способ словообразования, с помощью которого слово переходит из одной части речи в другую без изменения своей фонетической формы, изменяются лишь его морфологические показатели, например, переходя в существительное, слово приобретает артикль: final → un final. Признаком конвертированного слова может быть и его место в словосочетании, ср.: nature (subsf) (riche) и (café) nature (adj.). Во французском языке чаще всего конвертируются существительные и прилагательные: la situation tragique – le tragique de la situation, un match final – le final du match.
Сокращение, или аббревиация, отражает тенденцию экономии языковых средств. Особенное развитие, это явление получило в XX веке. Следует различать: сокращение слов путем усечения (troncation), сокращение словосочетаний (siglaison) и словослияние (télescopage).
Усечению подвергаются преимущественно многосложные слова: vélocipède (m) – vélo (m). Имеются два типа усечения слов:
а) усечение конечных слогов апокопа (apocope): une automobile - une auto, sympatique - sympa,
б) усечение начальных слогов - афереза (aphérèse): un autobus - un bus.
Считается, что сокращение словосочетаний (sigle) происходило еще в латинском языке (PS - post scriptum), а в XX веке получило широкое распространение, при котором из словосочетания создается новая лексическая единица -: CIO m (Comité international olympique).
Сокращения подразделяются на:
1) буквенные аббревиатуры (каждая буква читается как в алфавите): VTT m [ve te te] - vélo tout terrain m,
2) звуковые аббревиатуры, которые имеют не менее одной гласной фонемы и произносятся как обычные слова: SIDA (syndrome d’immunodéficit approprié).
Некоторые из таких, имеют два варианта произношения: URSS [yԑrԑsԑs] и [yrs]. Почти все сокращения являются существительными.
Словослияние (télescopage) - это такой способ словообразования, при котором часть одного слова сливается с частью другого слова или с целым словом: français + anglais = franglais; Vélodrome + d’Hiver = Vel d’Hiv. Этот способ словообразования получил большое развитие в последние десятилетия. Определить лексическое значение сокращенных слов можно, если известны значения исходных слов.
Наиболее активны следующие способы: суффиксация, словосложение, конверсия и сокращения, особенно словослияния.
Работая по данной теме, мы убедились, что словообразование развивает лингвистическую догадку и помогает овладению навыками беспереводного чтения.
Данный материал актуален в условиях современного многоязычного мира, он может быть использован для повышения образовательного уровня и для лексического обогащения языка, будет незаменимым помощником для чтения и перевода текстов, для общения, для расширения потенциального запаса, для лексического обогащения иностранного языка, чтобы понять и поддержать беседу про спорт и спортивную деятельность на тренировках, сборах и состязаниях различного уровня, включая международные.