Особенности девиантного поведения в подростковом возрасте.
Проблема девиантного поведения детей и подростков становится одной из важнейших задач современного общества, но прежде чем начинать говорить о девиантном поведении, важно остановиться на критериях отклонений (девиаций), так как в каких-то случаях поведение человека можно расценивать как «отклоняющееся», в каких-то нет.
Отклоняющееся (или девиантное) поведение - это система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым, нравственным нормам или нормам психического здоровья. Социальная норма – предписание общепринятой формы, способа поведения людей в социально значимых ситуациях и для различных социальных ролей. Психическая норма – общепринятые в обществе требования к различным параметрам проявлений психической активности человека.
Необходимо разграничивать собственно отклоняющееся поведение (связанное с нарушением социальных норм) и поведение аномальное, характеристика которого зачастую связана с мозговой патологией. Для этого необходима соответствующая квалификация специалистов. Для получения представления о признаках девиантного поведения можно опираться на классификацию В. Сыромятникова, который выделил следующие признаки девиаций:
Поведение, отличающееся от общепринятых взглядов в сочетании с нарушением социальных (правовых и нравственных) норм.
Поведение, идущее вразрез с
ценностями, привычками или уст
ановками других людей.
Поведение, представляющее опасность для самого человека или для окружающих (суицидальные действия, злоупотребление наркотиками или поведение, создающее угрозу для общественного порядка).
Одним из критериев
аномальности
может быть тот факт,
что «расшифровка» окружающего мира головным мозгом происходит у данного человека не так, как у других. Невозможность «нормальной» расшифровки поступающих от окружающего мира сигналов может приводить к неправильной адаптации человека (так может происходить у людей с нарушениями слуха или обоняния, а также у тех, кто склонен воспринимать взгляды и жесты других людей как враждебные или, наоборот, как самые благожелательные).
Эмоциональные нарушения, например, преувеличенные проявления грусти или гнева, безосновательные страхи или депрессия,
вызванная травмирующим событием,
п
реодолевать котор
ые
человек не в состоянии.
Неспособность преодолеть жизненный стресс, что ведет к уходу в себя или просто уединению и тем самым к разрыву нормальных путей общения с другими людьми.
Отклоняющееся поведение социально детерминировано. В его происхождении большую роль играют дефекты личностного развития, сочетающиеся с недостатками, ошибками воспитания и отрицательным влиянием неблагополучной ситуации, складывающейся в ближайшем окружении человека - семье, референтной группе и т.д.
Есть некоторые особенности девиаций в детском и подростковом возрасте. Девиантное поведение несовершеннолетних обусловлено факторами риска. Их принято делить на индивидуальные (низкая самооценка, недостаточный самоконтроль, неспособность правильно выражать свои чувства); семейные (отсутствие контроля со стороны взрослых, злоупотребление наказаниями, потребление наркогенных веществ родителями, асоциальное поведение, низкий экономический статус семьи и т.д.); микросоциальные (неспособность нормально адаптироваться в школе, группе ровесников и т.д.).
Есть мнение специалистов о том, что риск формирований девиаций оказывается реальным практически для любого ребенка или подростка. Это обусловлено рядом особенностей этого возраста:
- психогормональной перестройкой, началом полового созревания, сменой Я-концепции. В поведении это проявляется как крайняя противоречивость, стремление к новому уровню притязаний относительно своего положения в системе социальных отношений, которого реально подросток еще не достиг (ребенок претендует на свое «делаю что хочу», родители не готовы принять эту позицию «ты еще никто»);
- промежуточностью общественного положения и статуса подростка и юноши (уже не ребенок, но еще не взрослый), которая определяет и особенности их психики – пограничность, неустойчивость, импульсивность;
- несоответствием форм контроля – сознательной дисциплины и самоконтроля еще нет, или они еще не окрепли, а контроль родителей уже не принимается.
Это находит свое выражение в поведенческих реакциях:
Реакция оппозиции – вызывается завышенными претензиями к деятельности
и поведению ребенка, излишними ограничениями к его интересам окружающих его взрослых
иногда антисоциальные действия
.
Реакция имитации – подражание определенному лицу, образцу, который может быть и антисоциальным героем.
Реакция отрицательной имитации –
поведени
е
нарочито противопоставленное
навязываемой модели (если модель отрицательна, то эта реакция является по своей социальной направленности положительной).
Реакция компенсации – восполнение неудач в одной области подчеркнутым успехом в другой области (например, неуспехи в учебе могут компенсироваться «смелым» поведением в кругу сверстников).
Реакция
гиперкомпенсации
– настойчивое стремление к успеху в наиболее трудной для
себя области деятельности. Так,
п
рисущая подростку робость может побудить его к отчаянному поведению, к вызывающему поступку. По этой причине крайне чувствительный и застенчивый подросток выбирает мужественный вид спорта (бокс, карате, бодибилдинг и т.п.).
Реакция эмансипации - стремление высвободиться от навязчивой опеки старших, самоут
вердиться. Крайнее проявление –
отрицание стандартов, общепринятых ценностей, норм закона, бродяжничество.
Реакция группирования – объединение в группы сверстников. Реакцией группирования в значительной мере объясняется то, что позволяющее большинство преступлений совершается подростками в составе группы.
Реакция увлечения проявляется в самых разнообразных подростковых хобби: поп-музыка, стиль в одежде, стремление к получению легкой информации, не требующей больших размышлений и используемой для самого процесса общения (пустые, многословные р
азговоры у подъезда); увлечения,
с
вязанные с чувством азарта; увлечения, обеспечивающие всеобщий успех, внимание (артист,
гитарист, чемпион, модница, знаток в престижной области знаний);
увле
ч
ения, связанные с физическим самосовершенствованием, овладением престижными навыками (водитель мотоцикла, автомобиля), коллекционирование.
Опыт работы с «трудными» подростками подтверждает теорию, что отклоняющееся поведение связано с низким уровнем социализации и отражает пробелы и недостатки в основных сферах воспитания – в семье и школе. «Трудновоспитуемость» проявляется в негативизме и сопротивлении педагогическим воздействиям. Стремясь освободиться от опеки и оценки взрослых, подросток становится весьма критичным по отношению к родителям и учителям, начинает обостренно чувствовать и замечать их недостатки, подвергать сомнению советы мнения и высказывания старших. В то же время в этом возрасте наблюдается тенденция в перестройке отношений со сверстниками – стремление к самоутверждению в их среде, чуткое реагирование на их мнение. Самоутверждение, не реализуемое в социально приемлемых формах, может происходить в асоциальных формах. Поэтому дети, не получившие поддержки в семье и школе часто «уходят на улицу».
Девиантное поведение вначале всегда бывает немотивированным. Подросток, как правило, хочет соответствовать требованиям общества, но по каким-то причинам не может этого сделать. Это отражается в его самосознании и толкает на поиск в других направлениях.
Наличие девиантной группы облегчает совершение, отклоняющихся от нормы действий. Если личность внутренне к ним готова, обеспечивает психологическую поддержку и поощрение за участие в таких действиях, уменьшает эффективность личных и социальных механизмов, которые могли бы затормозить проявление девиантных склонностей.
При этом образуется порочный круг. С одной стороны, девиантные поступки увеличивают привлекательность подростка для тех людей, которые одобряют такой стиль поведения. С другой стороны, это поведение вызывает отрицательное отношение и санкции со стороны «нормальных» других, вплоть до исключения девиантного подростка из общения с ними. Социальное отчуждение приводит к усиленному общению подростка с девиантной средой, что снижает возможности социального контроля и способствует дальнейшему усилению отклоняющегося поведения и склонности к нему. В результате девиантные поступки из немотивированных становятся мотивированными.
Пониженное самоуважение статистически связано у юношей практически со всеми видами девиантного поведения – нечестностью, ломкой вещей, эмоциональными взрывами, принадлежностью к преступным группам, совершением правонарушений, употреблением наркотиков. Пьянством, агрессивным поведением и различными психическими нарушениями. Кэплан нашел убедительные свидетельства того, что низкое самоуважение способствует росту антинормативного поведения: участвуя в антисоциальных группах и их действиях, подросток пытается тем самым повысить свой психологический статус у сверстников, найти такие способы самоутверждения, которых у него не было в семье и школе.
У подавляющего большинства подростков положительные самооценки превалируют над отрицательными. Причем с возрастом эта тенденция усиливается – самокритика, недовольство собой помогают преодолевать замеченные недостатки и, тем самым, повышать самоуважение. Однако у некоторых подростков этого не происходит, и они постоянно чувствуют себя неудачниками:
- они считают, что не имеют личностно-ценностных качеств или не могут совершить личностно-ценностные действия и, напротив, обладают отрицательными чертами или совершают отрицательные действия («Я плохой», «я плохо поступаю»);
- они считают, что значимые для них другие не относятся к ним положительно или относятся отрицательно («меня не любят, не принимают, меня не за что любить»);
- они не обладают или не умеют использовать навыки саморегуляции, позволяющие снять или смягчить последствия низкого самоуважения, отвержения, неприятия в отношениях.
Девиантное поведение, таким образом, может способствовать повышению самоуважения («не принимают таким, как есть – ну и пусть»).
В одних случаях отклоняющееся поведение растущих людей может быть внешне адресовано взрослым (неподчинение, оскорбление), однако внутренне молодой человек диалогизирует в этот момент со сверстниками, так как именно на их реакцию рассчитаны его действия.
В то же время существует особый тип отклоняющегося поведения, которое и внешне и внутренне адресовано взрослым. Это так называемое демонстративно-отклоняющееся поведение, когда окружающим демонстрируются отклонения. Когда действия совершаются ради их не нормативного характера.
Простейшим случаем такого поведения является детское кривляние. Здесь можно выделить две закономерности: во-первых, ребенок кривляется только в присутствии взрослых (обычно родителей) и только тогда, когда они обращают н него внимание; во-вторых, когда родители показывают ребенку, что они не одобряют его поведение, кривляние не только не уменьшается, а скорее, усиливается. Таким образом, перед нами явный коммуникативный акт, где основным содержанием коммуникации является отклонение: ребенок на особом не вербальном языке говорит родителям: «я делаю то, что вам не нравится». Сходное содержание иногда выражается и в словах, например, многие дети время от времени заявляют: «Я плохой». В подобных случаях педагоги Центра работают с родителями и детьми в направлении выявления причин (целей, мотивов) подобной коммуникации. Рассматривали детское кривляние и утверждения типа «Я плохой» как попытку освободиться от взрослых норм и одновременно обезопаситься от осуждения со стороны взрослых.
Подобный механизм протеста бывает у подростков, поведение и внешний вид которых носят показной, демонстративный характер, призванный вызвать осуждение и отвращение окружающих (внешний вид, сборы на центральных площадках, постоянные разговоры о реакции окружающих, позы, сленг и т.д.). Основное содержание коммуникации в этом случае, как и при кривляниях, утверждение: «Я плох, я омерзителен». В данном случае коммуникация по форме адресована, прежде всего, окружающим незнакомым людям (случайным прохожим), которые до этого момента никак не контактировали с подростком. Дома же и в школе (где можно предположить авторитарно-осуждающее отношение подобные «представления» разыгрываются редко.
Существует фактор риска формирования девиаций в зависимости от характера воспитательного потенциала семей. Г.М. Миньковский выделяет по этому признаку десять типов семьи: 1) воспитательно-сильные; 2) воспитательно-устойчивые; 3) воспитательно-неустойчивые; 4) воспитательно-слабые с утратой контакта с детьми и контроля над ними; 5) воспитательно-слабые с постоянной конфликтной атмосферой; 6) воспитательно-слабые с агрессивно-негативной атмосферой; 7) маргинальные: с алкогольной, сексуальной деморализацией и т.д.; 8) правонарушительские; 9) преступные; 10) психически отягощенные.
В семьях первого типа – воспитательно-сильных, как утверждает после их обследования Г.М. Миньковский, воспитательная обстановка близка к оптимальной. Главный ее признак высокая нравственная атмосфера семьи в целом. Это важнее, чем формальная полнота семьи, хотя вероятность противоправного поведения подростков из неполных семей в два – три раза выше, чем из семьи с обычной структурой.
Второй тип семьи – воспитательно-устойчивый – создает в целом благоприятные возможности для воспитания, а возникающие в семье трудности и недостатки преодолеваются с помощью других социальных институтов, прежде всего школы.
Для третьего типа семьи – воспитательно-неустойчивого – характерна неправильная педагогическая позиция родителей (например, гиперопека и т.п.), которая тем не менее, выравнивается благодаря сравнительно высокому общему воспитательному потенциалу семьи.
Четвертый тип – воспитательно-слабые семьи с утратой контакта с детьми контроля над ними – объединяет семьи, где родители по разным причинам (плохое здоровье, перегруженность работой, недостаток образования или педагогической культуры) не в состоянии правильно воспитывать детей. Утратили контроль над их поведением и интересами, уступив свое влияние обществу сверстников.
Остальные типы являются с социально педагогической точки зрения отрицательными, а то и криминогенными. Риск правонарушений несовершеннолетних, воспитывающихся в обстановке постоянных и острых конфликтов и в психически отягощенных семьях в четыре-пять раз, а в семьях, где царят агрессивность и жестокость в девять – десять раз выше, чем у тех, кто растет в педагогически сильных и устойчивых семьях. Дело не только в безнадзорности, с которой связано 80% преступлений, но и в том, что дети воспринимают поведение старших членов семьи как нормальное, обычное, эмоционально-отождествляются с родителями и воспроизводят стереотипы их поведения, не задумываясь над тем, на сколько они правильны с точки зрения общества.
Но однозначной связи между преступным поведением в ранней юности и определенным стилем семейного воспитания - дефицитом родительского тепла и внимания или, напротив- гиперопекой не обнаруживается.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что отклоняющееся поведение ребенка, подростка обусловлено дефицитом или отсутствием внимания, контакта в семье, нарушением детско-родительских отношений (правила, обязанности, ответственность, контроль), отрицательным влиянием неблагоприятной ситуации, складывающейся в ближайшем окружении и т.д. Как результат – пониженное самоуважение, протест существующим отношениям в семье, стремление получить недостающую поддержку в референтной группе.
Список литературы.
Основы социально-психологической теории. Учебное пособие для социологов, психологов, преподавателей и студентов
.
/
п
од общей ред. А.А.
Бодалева
и
А.Н.Сухова
. – М
.
: Международная педагогическая академия, 1995. – с. 77 -92.
Годфруа
Ж.
Что такое психология: в 2-х т. Т. 2: Пер с франц. – М.: Мир
, 1992. – с. 126 – 214.
Кон И.С.
Девиантное
поведение /Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989. – с. 237-254.
Зейгарник Б.В. Личность и патология деятельности. – М.:
Изд-во МГУ, 1971.