В современных условиях развития общества, образование приобретает все большее значение. Возрастание потребностей граждан в непрерывном обновлении знаний, повышении квалификации и освоении новых областей деятельности неразрывно связано с развитием информационного общества. Это требует изменения парадигмы образования.
С появлением информационного общества, гуманитарный принцип "образование на всю жизнь" заменяется новым принципом - "образование в течение всей жизни". В инновационной парадигме образования акцент делается на развитие личности, переход от репродуктивной модели обучения к продуктивной, разнообразие и гибкость программ и активная деятельность становятся ее важными чертами.
Неотъемлемой частью этой новой парадигмы является система дополнительного образования, которая официально признана в Российском законодательстве о образовании. Дополнительное образование предоставляется вне основных образовательных программ и представляет собой целенаправленный процесс обучения и развития, реализуемый через дополнительные образовательные программы, услуги и информационно-образовательную деятельность, направленные на удовлетворение интересов личности и государства.
Под термином "дополнительное" понимается образование, стимулирующее у человека прочную потребность в познании и творчестве, максимальное самореализацию в различных сферах жизни, включая области знаний, социальные аспекты, профессиональное развитие и личностное развитие.
Дополнительные образовательные программы могут быть реализованы в общеобразовательных и профессиональных учреждениях, выходящих за пределы основных образовательных программ, в учреждениях дополнительного образования, имеющих соответствующие лицензии, а также через индивидуальную педагогическую деятельность.
В зависимости от целей, дополнительное образование может быть общеобразовательным или профессиональным. Общеобразовательное дополнительное образование направлено на развитие личности, повышение культурного и интеллектуального уровня человека, а также его профессиональной ориентации в соответствии с программами общего образования. Профессиональное дополнительное образование, в свою очередь, нацелено на непрерывное повышение квалификации и профессиональную переподготовку людей, уже имеющих профессиональное образование, и способствует развитию их деловых и творческих способностей.
Существуют различные типы образовательных учреждений, которые предлагают дополнительные образовательные программы. Это включает учреждения дополнительного образования для детей, взрослых и смешанного типа.
Система дополнительного образования является важным фактором для развития личности, учитывая ее индивидуальные способности, мотивы, интересы и ценности. Дополнительное образование детей является неотъемлемой частью общего образования, выходящей за рамки государственных образовательных стандартов. Оно реализуется через дополнительные образовательные программы и услуги, предоставляемые как в учреждениях дополнительного образования детей, так и в общеобразовательных учреждениях.
В концепции модернизации российской системы образования придается важное значение системе дополнительного образования детей, которая способствует развитию их способностей, интересов, социальной и профессиональной самоопределения. Дополнительное образование детей представляет собой целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения, осуществляемый через дополнительные образовательные программы, услуги и информационно-образовательную деятельность, выходящую за рамки основных образовательных программ, исходя из интересов человека и государства. Нельзя рассматривать дополнительное образование детей как простое дополнение к основному образованию, расширяющее возможности образовательных стандартов. Его основная цель - удовлетворение постоянно меняющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей детей. В науке дополнительное образование детей рассматривается как "особо ценный тип образования" и "зона ближайшего развития образования в России".
Современная система дополнительного образования детей предоставляет миллионам учащихся возможность заниматься различными видами творчества, такими как художественное и техническое, заниматься туризмом и изучением родного края, экологией и биологией, спортом и исследовательской работой. Это позволяет каждому ребенку развиваться в соответствии с его желаниями, интересами и потенциалом. В программно-методическом обеспечении дополнительного образования детей произошли значительные изменения: педагоги разрабатывают авторские дополнительные программы, создавая условия для развития творческой активности детей и реализуя свой профессиональный и личностный потенциал.
Дополнительное образование детей имеет следующие преимущества:
- Быстрое реагирование на изменение спроса в образовательных услугах, удовлетворение потребностей общества, родителей и детей.
- Гибкий (творческий) подход к формированию содержания образования, которое не ограничено стандартами и определяется исключительно интересами и потребностями ребенка в соответствии с Законом РФ "Об образовании".
- Глубокая реализация уровневой и профильной дифференциации содержания образования.
- Глубокая реализация индивидуального подхода в обучении.
- Глубокая реализация деятельностного подхода в обучении, что способствует формированию умения использовать знания. Дополнительное образование детей основано на практико-ориентированном подходе, где ребенок активно действует в ситуациях поиска знаний через взаимодействие с объектами труда, природы, культурными памятниками и т.д.
- Возможность организации психологического сопровождения в развитии личности ребенка.
- Возможность допрофессиональной и профессиональной подготовки детей. Более 60% детей не имеют явных склонностей и интересов к профессиональной деятельности. Раскрыв свои потенциальные способности и попробовав реализовать их еще в школьные годы, дети будут лучше подготовлены к реальной жизни, научатся достигать поставленных целей с использованием цивилизованных и нравственных средств.
- Возможность обучения, допрофессиональной и профессиональной подготовки детей с ограниченными возможностями.
- Возможность свободного выбора видов и сфер деятельности ребенком. Это дает ребенку возможность заниматься интересующими его областями и создает условия для достижения успехов в соответствии с его способностями, независимо от успеваемости по обязательным учебным предметам.
- Возможность развития дистанционной формы обучения.
- Наличие современной технической базы в учреждении дополнительного образования детей.
Компоненты системы дополнительного образования включают:
- Цели дополнительного образования, определяющие ожидаемые результаты обучения.
- Субъекты процесса дополнительного образования, включающие педагогов, родителей и самих детей.
- Содержание дополнительного образования, определяющее образовательные области, программы и активности.
- Система учреждений дополнительного образования, которая обеспечивает инфраструктуру и ресурсы для реализации образовательных программ.
Отличительные черты педагогики дополнительного образования детей включают:
- Создание условий для свободного выбора каждым ребенком области образования, направления деятельности, программы и педагога, а также гибкого графика освоения.
- Многообразие видов деятельности, учитывающее разнообразные интересы, склонности и потребности каждого ребенка.
- Личностно-деятельностный характер образовательного процесса, который стимулирует развитие мотивации к познанию, творчеству, самореализации и самоопределению.
- Личностно-ориентированный подход к каждому ребенку, создание ситуаций успеха, учитывающих его индивидуальные особенности.
- Создание условий для самореализации, самопознания и самоопределения личности.
- Признание права ребенка на пробу и ошибку в выборе, а также на пересмотр возможностей в самоопределении.
- Использование средств оценки прогресса ребенка в выбранной им образовательной программе или области деятельности, которые помогают ему увидеть свой собственный прогресс и стимулируют развитие, сохраняя при этом достоинство личности ребенка.