* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 12pt;} .c3 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .c1 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Strong {font-weight: bold;} .Emphasis {font-style: italic;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Hyperlink {color: #0563C1; text-decoration: underline ;} .c8 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Unresolved Mention {color: #605E5C;}

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖЕНИИ

Аннотация: Статья содержит информацию об особенностях формирования коммуникативных навыков детей с ОВЗ.

Ключевые слова: ОВЗ, коммуникативные навыки, коррекционная работа, ДЦП, РАС, ЗПР.

В наше время роль коммуникации играет важное значение в жизни людей, особенно в жизни ребенка. По мнению О.С. Павловой коммуникация является важнейшим фактором общего психического развития ребенка, который играет решающую роль в обогащении содержания и структуры человеческого сознания [5]. Через коммуникацию человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. С помощью коммуникации люди получают и передают информацию на протяжении всей своей жизни. Развитие человека как личности во многом зависит от его социального окружения. Благодаря взаимодействию с людьми, ребенок, удовлетворяет свою саму важную потребность, а именно потребность в общении, совершенствует свои психические, когнитивные возможности и выходит на более высокий уровень своего развития. При общем недоразвитии речи у детей отмечаются трудности в удовлетворении и развитии этих потребностей. Развитие речевой коммуникации – это одно из главных условий и всестороннего полноценного развития ребенка [5].

В образовательном учреждении обучаются разные категории детей с ОВЗ. Развитие коммуникативных навыков конкретной категории имеет свои специфические особенности. Так, для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, в частности, с детским церебральным параличом (ДЦП), характерно снижение коммуникативно-познавательной потребности в общении, недостаточность лексико-грамматических средств языка. Отмечаются также трудности построения связного речевого высказывания, что порой затрудняет понимание окружающими того, что хочет ребенок до них донести. В некоторых случаях может наблюдаться неразборчивость речи в связи с дизартрическими расстройствами, что, в свою очередь, так же негативно сказывается на всем процессе коммуникации ребенка с ДЦП [3].

У детей c задержкой психического (ЗПР) развития в связи с незрелостью мотивационно-потребностной сферы снижена потребность в общении, отмечаются трудности в развитии речевых средств общения. Дети очень часто не умеют выражать свои чувства, они не понимают чувства других людей. Несформированность эмоционального поведения ведет за собой нарушения во взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Наблюдаются также расстройства экспрессивой речи (лексико-грамматического строя, фонетического строя, связной речи) [7].

Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) крайне неоднородная группа детей с ООП. У детей отмечаются расстройства импрессивной речи, что затрудняет установление контактов с окружающими. Главной особенностью данной категории детей является недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими, отрешенность от внешнего мира (ребенок слабо дифференцирует происходящее вокруг), в связи с чем процесс коммуникации не может осуществляться в полной мере. Не менее важной особенностью является неспособность детей с РАС участвовать в диалоге [4].

Дети с нарушениями интеллекта характеризуются низкой познавательной активностью, в частности к взаимодействию со сверстниками и взрослыми. Ограниченность социального опыта и особенности интеллектуального развития сказываются отрицательно на одной из главных функций общения - регулирующей, что, в свою очередь, значительно затрудняет формирование коммуникативных навыков у детей с нарушениями интеллекта: дети не умеют ориентироваться в ситуации общения. Ограниченность импрессивной и экспрессивной речи, в связи с этим трудности в формулировании связного высказывания также отрицательно влияют на развитие навыков общения у детей [6].

Коммуникативные качества - это те качества личности, которые помогают ориентироваться в различных ситуациях общения. Они не являются чем-то врожденным, их можно и нужно развивать, особенно у детей с ОВЗ.

Итак, что же это за качества:

- желание вступать в контакт с окружающими, пользоваться правильной речью для выражения своих мыслей;

- знание норм и правил, которым необходимо следовать в процессе общения с окружающими;

- умение организовывать общение и слушать собеседника;

- умение эмоционально сопереживать, разрешать конфликтные ситуации.

Все эти качества должны развиваться комплексно, чтобы в итоге дети могли гармонично вписаться в любой коллектив и чувствовать себя полноправными членами общества.

Как развивать коммуникативные качества детей?

Основным условием преодоления трудностей в общении является включение ребенка в различные виды совместной деятельности со взрослыми и детьми:

1) в игровой деятельности (дидактические, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, театрализованные игры)

2) через беседы, обсуждения литературных произведений

3) в творческой деятельности [1].

Приведём примеры игр и упражнений на развитие коммуникативных навыков:

«Закончи предложение»

Цель: Воспитание у детей с ОВЗ уверенности в себе, в своих силах.

Ход игры: Ребенок должен закончить каждую из предложенных фраз: “Я умею…”, “Я хочу…”, “Я смогу…”, “Я добьюсь…”.

Дидактическая игра «Вежливые слова»

Цель: Воспитание уважения в общении, привычки пользоваться вежливыми словами.

Ход игры: Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Называть только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, мы рады вас видеть, рады встрече с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

Творческая игра «Рукавички»

Цель: Формирование умения взаимодействовать друг с другом.

Ход игры: Для игры используются вырезанные из бумаги рукавички. Количество пар должно соответствовать количеству пар детей. Необходимо разложить по разным местам комнаты рукавички с одинаковым (но не раскрашенным) орнаментом. Дети должны отыскать свою пару и при помощи трех карандашей разных цветов раскрасить одинаковые рукавички. Воспитатель наблюдает, как пары организуют совместную работу, как делят карандаши, как договариваются между собой. Победителей поздравляют.

«Распутай слова»

Цель: учить составлять предложения, используя данные слова.

Ход игры: Слова в предложении перепутались. Попробуйте расставить их на свои места. Что получится? Предложения для игры: 1. Дымок, идёт, трубы, из. 2. Любит, медвежонок, мёд. 3. Стоят, вазе, цветы, в. 4. Орехи, в, белка, дупло, прячет.

«Найди ошибку»

Цель: учить находить смысловую ошибку в предложении.

Ход игры: «Послушайте предложения и скажите, все ли в них верно. Как нужно исправить предложение?» 1. Зимой в саду расцвели яблоки. 2. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. 3. В ответ я киваю ему рукой. 4. Самолёт сюда, чтобы помочь людям. 5. Скоро удалось мне на машине. 6. Мальчик стеклом разбил мяч. 7. После грибов будут дожди. 8. Весной луга затопили реку. 9. Снег засыпало пышным лесом [2].

СПИСОК ЛИЕТРАТУРЫ:

[Электронный ресурс] – Режим доступа:

https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2017/06/18/razvitie-kommunikativnyh-kachestv-detey-s

– Дата обращения: 06.11.2023.

[Электронный ресурс] – Режим доступа:

https://www.defectologiya.pro/zhurnal/formirovanie_kommunikativnyix_navyikov_u_detej_s_ovz_v_razlichnyix_vidax_deyatelnosti/

– Дата обращения: 06.11.2023.

Ипполитова

М.В.,

Мастюкова

Е.М. Нарушение речи у детей с

церебральным параличом [Текст] /М. В.

Ипполитова

, Е. М.

Мастюкова

.

- М., 1985. - 170 с.

Лебединская К.С., Никольская О.С.,

Баенская

Е.Р. Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм [Текст]/ К. С. Лебединская,

О. С. Никольская, Е. Р.

Баенская

. - М.: Просвещение, 1989. - 95 с.

Павлова О.С. Коммуникативная деятельность старших дошкольников с общим недоразвитием речи: Монография.

-

М.: МОСУ, 2007.

-

97 с.

Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника [Текст] С. Я. Рубинштейн/. - М.: ИОИ, 2016. - 228 с.

Тригер

Р. Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития [Текст] / Р.Д.

Тригер

. - Ярославль: Академия развития, 2008. - 128 с

.