Якушева Галина Ивановна

Преподаватель художественных дисциплин

ГБПОУ «Соликамский социально-педагогический колледж им. А.П. Раменского»

Особенности формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках изобразительного искусства

Современная школа пытается осуществить гармоничное развитие личности. Важное средство такого развития – занятия изобразительной деятельностью. Во время занятий дети овладевают умением отражать действительность с помощью различных изобразительных средств и видов художественно-творческой деятельности.

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является формирование регулятивных универсальных учебных действий, как важной составляющей фундаментального ядра образования.

На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формировать  умения учиться. 

А. Г. Асмолов в своих работах выделяет такие показатели сформированности регулятивных УУД, как «умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу, умение сохранять заданную цель, умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию, умение контролировать свою деятельность по результату, умение адекватно понимать оценку взрослого».

По мнению А.В. Федотовой, «регулятивные универсальные учебные действия – это обобщённые действия, открывающие возможность широкой ориентации обучающихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание обучающимися её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик» [3].

Обращаясь к новому Федеральному государственному образовательному стандарту, необходимо выделить какие предметные результаты по изобразительному искусству прописываются в нем.

Изобразительное искусство:

43.7.1. По учебному предмету «Изобразительное искусство»:

1) выполнение творческих работ с использованием различных художественных материалов и средств художественной выразительности изобразительного искусства;

2) умение характеризовать виды и жанры изобразительного искусства;

3) овладение умением рисовать с натуры, по памяти, по представлению;

4) умение применять принципы перспективных и композиционных построений;

5) умение характеризовать отличительные особенности художественных промыслов России;

6) умение использовать простейшие инструменты графических редакторов для обработки фотографических изображений и анимации.

[1;29]

На уроках изобразительного искусства необходимо формировать регулятивные универсальные действия. Для этого необходимо соблюдать определенные условия.

Владение регулятивными универсальными учебными действиями дает то, что ученик: умеет составлять план действий, может внести необходимые дополнения. Осознает то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; может поставить учебную задачу; способен к волевому усилию, владеет навыками самоконтроля; может адекватно реагировать на трудности; понимает причины своего неуспеха и может находить способы выхода из этой ситуации. В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки; объяснять самому себе: «что во мне хорошо, а что плохо», «что я хочу», «что я могу» [2;14].

Если анализировать виды художественной деятельности в разных программах по изобразительному искусству, то можно выделить следующие: рисование с натуры, рисование на темы, декоративное рисование, беседы об изобразительном искусстве. Рассмотрим универсальные регулятивные действия, которые необходимо формировать на каждом виде деятельности.

1. На уроках по рисованию с натуры происходит формирование у обучающихся таких регулятивных универсальных действий:

определять последовательность действий на уроке

;

учиться высказывать своё предположение (версию), описывать на основе работы с иллюстрацией, картиной;

учиться работать по предложенному учителем (или составленному самостоятельно) плану, схеме, инструкции;

учиться отличать

верно

выполненное задание от неверного, корректно исправлять недочеты и ошибки;

учиться выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

контролируют и оценивают процесс и результат деятельности; ‬создают самостоятельно алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; ‬составляют целое из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; ‬анализируют объекты с целью выделения признаков;

находят наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.

Например, на урокево втором классе на тему: «Рисование с натуры овощей» можно спланировать такие универсальные регулятивные действия: принимают и сохраняют учебную задачуазвивают умение контролировать свою деятельность в процессе выполнения задания по алгоритму с взаимопроверкой; оценивают результаты художественно – творческой деятельности, собственной и одноклассников.

2. На уроках по рисованию на темы происходит формирование у обучающихся таких регулятивных универсальных действий:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя или самостоятельно;

определять последовательность действий на уроке;

учиться высказывать своё предположение (версию),

описывать на основе работы с иллюстрацией, картиной;

учаться выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Например, на уроке в первом классе на тему «Праздник весны. Праздник птиц», формируются такие универсальные регулятивные действия: планируют работу при выполнении композиции, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; 

3. На уроках по декоративному рисованию происходит формирование таких регулятивных универсальных действий:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя или самостоятельно;

определять последовательность действий на уроке;

учаться высказывать своё предположение, описывать на основе работы с иллюстрацией

, предметом народного и декоративно-прикладного искусства;

учиться работать по предложенному учителем плану, схеме, инструкции;

учиться отличать верно, выполненное задание от неверного, корректно исправлять недочеты и ошибки;

учиться выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Например, на уроке декоративного рисования в первом классе на тему: «Узоры, которые создали люди» обучающиеся формируют такие универсальные регулятивные действия: научатся принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; получатвозможность научиться адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами;

4. Во время проведения беседы по картине происходит формирование у обучающихся таких регулятивных универсальных действий:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя или самостоятельно;

планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану;

учиться высказывать своё предположение, описывать на основе наблюдений за миром природы [4].

Например, на уроке изобразительного искусства в 4 классе на тему: «Образ художественной культуры Западной Европы» формируются такие регулятивные учебные универсальные действия: осознавать познавательную задачу; самостоятельно выполнять творческие задания; осуществлять совместную деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач; планировать свои действия и уметь давать самооценку своей работе.

В качестве конкретного примера формирования регулятивных универсальных учебных действийна уроках изобразительного искусства япредставляется конспект одного из уроков в 3 классе по УМК «Школа России»

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе

Постепенно мотивация к учебной деятельности, столь сильная в первом классе, начинает снижаться. Это связано с падением интереса к учебе и с тем, что у ребенка уже есть завоеванная общественная позиция ему нечего достигать. Для того чтобы этого не происходило учебной деятельности необходимо придать новую лично значимую мотивацию.

Согласно Л.С. Выготскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие - думающим».

Таким образом, сегодня на уроках изобразительного искусства учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.  Задача современной системы образования - изменить роль ученика из пассивного, созерцающего существа, который не владеет деятельностью, ведущей для этого этапа жизни, на  самостоятельную, критически мыслящую личность.

Список литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М., 2021. 29 с.

2. Корниенко, В. А. Формирование регулятивных универсальных учебных действий / В. А. Корниенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 2.1 (82.1). — С. 14-15. — URL: https://moluch.ru/archive/82/14986/.

3. Неткасова И.А. Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе. Студенческий научный форум. [Электронныйресурс]/НеткасоваИ.А.http://www/rae.ru/forum2011/137/1070 (дата обращения: 03.02.2023)

4.Энциклопедический словарь школьника «Искусство» Москва, издательство «ОЛМАПРЕСС» 2000г.2.CD«Шедевры русской живописи» «Кирилл и Мефодий» 1997г., 2001г.3.CD«Использование MicrosoftOfficeв школе» учебно методическое пособие для учителей МХК, «MicrosoftCorporation» 2002г.4.Огарева Екатерина Владимировна «Новыеобразовательные стандарты и уроки ИЗО в начальной школе» http://festival.1september.ru/articles/593158/[30.04.2015].