У детей с задержкой психического развития или речевого развития слабо выражена игровая мотивация. Они либо не хотят играть, либо не могут развернуть предложенную взрослым игру. Обычно они играют "рядом", когда несколько детей находятся в одном месте, но не вместе. Игра не строится на общем сюжете, и дети не могут договариваться и регулировать свои действия друг с другом.
У таких детей трудности в формировании образов-представлений и создании воображаемых ситуаций. Они часто забывают переносить знания из одной ситуации в другую. Память у них ослаблена. Игрушки для них не являются опорой в игре, они не помогают создавать сюжет.
Дети с задержкой психического развития не умеют использовать знаки-заместители или предметы-заместители. Они выделяют только одну функцию предмета, а не его роль в игре. Их ролевое поведение отличается импульсивностью. Они легко отвлекаются на что-то другое и иногда зацикливаются на действиях.
Для развития детей с задержкой психического развития необходимы специальные игры, в которых взрослый играет ключевую роль. Сюжетно-ролевые и театрализованные игры помогут развить навыки общения и игры. Важно заинтересовать детей игрой и показать им игровые ситуации на примере других детей или взрослых. Дидактические игры также могут помочь развить навыки игры и общения.
Для развития речи, воображения и образов-представлений можно придумывать сказки, разыгрывать сценки-диалоги и сочинять сказки с измененными условиями. Важно расширять кругозор детей и говорить с ними об отвлеченных предметах. Энциклопедии для дошкольников также могут помочь расширить кругозор.
Особенности игровой деятельности у детей с задержкой психического развития