* {font-family: Calibri; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;}

СП ДОД ЦДТ ГБОУ СОШ п. Кинельский

Педагог дополнительного образования

Филиппова М.А.

Тема: Особенности образования детей с нарушениями зрения (слабовидящие)

Наш век ознаменован информационным взрывом, человек вынужден поглощать колоссальный объём информации, более 80% который поступает к нему через зрительный канал связи. Глаза являются очень чувствительным и сложным органом.

При обучении слабовидящих детей нужно обязательно учитывать их физиологические и психологические особенности.

Слабовидящие дети с остротой зрения от 0,05 до 0, 4, а также с другими нарушениями (сужение поля зрения, патология цветоощущения, косоглазие).

Нарушение зрения., как правило, вызывают отклонения практически во всех видах познавательной деятельности.

Возникают проблемы с восприятием объектов, снижается полнота, целостность и скорость восприятия. Детям сложно определить цвета, формы, величины и пространственное расположение предметов. Им бывает не просто ориентироваться в пространстве. Память у слабовидящих отличается тем, что они запоминают медленно, зрительная память ослаблена или отсутствует

У слабовидящих ухудшается возможность устанавливать причинно- следственные связи между предметами и явлениями, это приводит к ухудшению мыслительных операций ( анализ, синтез, сравнение, обобщение). При резко выраженной близорукости и дальнозоркости слабовидящий ребёнок может не заметить важные характеристики предмета. У слабовидящих при косоглазии затруднена способность видеть 2 глазами, то есть нарушено бинокулярное зрение.

Среди слабовидящих детей существует большое число лиц с нарушением восприятия цвета и контрастной чувствительности зрения, имеется врождённые формы патологии цветоощущения.

Часто встречается недостаточный уровень развития зритель зрительно-моторной координации, слабое развитие моторики пальцев рук. Как правило, для детей с нарушением зрения характерны ранимость, обидчивость, конфликтность, напряжённость, неспособность к пониманию эмоционального состояния партнёра.

Такие дети часто не уверены в правильности выполнения работы, зато они имеют высокий уровень развития слуха, что помогает им ориентироваться в пространстве.

Успешность обучения детей с нарушением зрения зависит от высокого уровня развития наглядно-образных представлений, пространственного мышления и ориентировки.

Учёт характерных особенностей детей с нарушением зрения в процессе обучения повышает качество их обучения, делая его успешным.

Обучение слабовидящих детей- это сложный процесс, который требует профессионализма от педагога. Для достижения лучших результатов необходимо использовать разнообразные приёмы обучения и методы в соответствии с целями и задачами обучения.

Главная задача педагога- помочь слабовидящему ребёнку активно познавать окружающий мир и создавать условия для его наиболее полной включённости в образовательный процесс.