Петрушенко Лада Александровна,
учитель истории и обществознания,
ГБОУ СОШ № 2 «ОЦ» с. Борское
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
(из опыта работы)
Согласно ст.2 п.1 Конституции РФ «каждый имеет право на образование» [5, с.13], ст.2 п.4. «основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования» [5, с.13]. Закон «Об образовании РФ» гарантирует получение качественного образования всем детям, включая детей с ОВЗ. В условиях инклюзивного образования, обеспечение возможности получения качественного образования детям с ОВЗ ложится на учителей обычных общеобразовательных школ.
Таким образом, учитель должен решить следующие проблемы:
1. Как обучать детей с ОВЗ, не нанося вреда здоровью;
2. как совмещать обучение детей с ОВЗ и обычных детей в рамках школьного урока;
3. как адаптировать детей с ОВЗ в условиях обучения в общеобразовательной школе.
В современном образовании истории как учебному предмету уделяется особое внимание. История должна способствовать формированию исторического мышления, осознанию целостности и взаимосвязи мира, воспитанию гуманизма, толерантности и патриотизма. Особенностями этого предмета являются: наличие большого фактического материала, его запоминание, правильное восприятие времени и пространства, т.е. понимание датировок до нашей эры и нашей эры, умение сопоставлять прошлое и современность, работа с картами. Все это вызывает определенные проблемы, особенно сложно объяснить понятия «до нашей эры» и «нашей эры», обучающимся сложно запоминать даты, понятия, определения, составлять логическую цепочку. Трудности вызывают такие задания как пересказ, работа с картой. Особое место занимает проблема мотивации учащихся. Исходя из вышесказанного, перед учителем встает задача разработки и проведения интересного, информативного, но, в то же время, доступного для обучающегося с ОВЗ урока.
На уроках истории я использую следующие технологии обучения обучающихся с ОВЗ:
1. Игровая – повышает мотивацию, способствует образному восприятию материала, способствует развитию коммуникативных навыков. Чаще всего на уроках использую исторические лото, исторические пазлы, предлагаю раскрасить контурную картинку с изображениями занятий людей или архитектурными памятниками. При выполнении таких заданий обучающемуся с ОВЗ назначается ученик-наставник, который проверяет правильность выполнения заданий и одновременно сам повторяет пройденный материал.
2. Технология уровневой дифференциации. Дети с ОВЗ, как и обычные дети, совершенно разные по уровню своей подготовки, способностям, возможностям. Данная технология учитывает все особенности ребенка, создавая для каждого ситуацию успеха как на уроке, так и во внеурочной деятельности. При проверке домашнего задания или на уроке учащиеся сами выбирают себе вариант задания на «3», «4» или «5». Оценка может зависеть от того, какое количество дат выучил обучающийся, при пересказе – сколько составил предложений, в историческом лото – сколько правильно сопоставил понятий и определений, или дат и событий и т.д.
3. Проектная технология. На мой взгляд, такие дети лучше всего проявляют себя в творческих проектах. Эту технологию можно использовать на уроках, предполагающих или допускающих элементы творчества, например, при изучении темы «Огонь в жизни древнего человека. Огонь, глина, гончар» можно предложить ребенку пофантазировать и изготовить с помощью пластилина картину на заданную тему, что поспособствует развитию мелкой моторики и образного мышления.
Очень важно научить детей с ОВЗ работать по алгоритму. Для этого я составляю памятки-алгоритмы для пересказа, для работы с картой, для работы с текстом учебника. Такие же памятки, но в более усложненной форме я использую и при работе с другими детьми.
Пример памятки при работе с текстом (6 класс):
1. Внимательно прочитайте текст
2. Выделите основную мысль текста. О чем или о ком в нем говорится?
3. Дайте название каждой части текста.
В более старших классах памятка дополняется пунктами о выделении основных понятий, дат и т.д.
Пересказывая текст, обучающийся с ОВЗ должен отвечать на вопросы «Кто? (Что?) Где? Когда?». Ответ на вопрос «почему?» чаще всего вызывает трудности. В этом случае учитель или ученик-наставник помогают, проговаривая основные причины того или иного события.
Активизируют интерес и внимание обучающихся с ОВЗ так же такие приемы и методы, как использование специально созданных для изучения истории тетрадей на печатной основе, использование презентаций практически по каждой теме, методы рефлексии и коррекции.
Особые трудности вызывает работа с картами. Обучающимся несложно перенести информацию и данные из атласа в контурную карту, но при ответе у доски с использованием карты, ребенок теряется и не может сориентироваться. Здесь важно сочетать работу с контурной картой и картой у доски, повторяя одно и то же действие несколько раз. Алгоритм работы с картой должен обязательно включать пункт внимательного изучения условных обозначений – «легенды карты».
Помимо всего вышеперечисленного, при проверке знаний я использую тестовые задания с упрощенными формулировками.
В заключение хотелось бы отметить то, что правильно подобранные методы, еще не являются залогом к эффективному усвоению исторического знания обучающимися с ОВЗ. Главным является то, что каждый учитель должен осознавать, что обучающиеся с ОВЗ нуждаются в применении индивидуального подхода к ним. Только при этом условии они смогут реализовать большинство своих потенциальных возможностей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Андриянова
Т.А. Доклад «Обучение детей с ОВЗ на уроках истории в рамках инклюзивного образования»//
Kopilka
urokov.ru
: Интернет-портал [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://kopilkaurokov.ru/istoriya-rossii/uroki/obuchieniie_dietiei_s_ovz_1
. Дата обращения
12.07
.20
24
.
Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства /Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. - М.: Академия, 2011, 384
с
.
Губарь
, Ю. В. Применение иллюстративной наглядности на уроках истории как одно из условий успешности усвоения учебного материала детьми с ограниченными возможностями здоровья / Ю. В.
Губарь
// Молодой ученый. - 2018. - № 51 (237). - С. 85-87.
Долгина, Т. Г. Современный урок истории как основная форма реализации требований ФГОС / Т. Г. Долгина // Молодой ученый. - 2015. - № 13 (93). - С. 627-629.
Конституция РФ. С новыми поправками.
Кутепова
, Т.А.Работа с детьми с ограниченными возможностями на уроках истории /Т.А.
Кутепова
// Педагогическое мастерство и педагогические технологии. - 2017, № 1 (11). С. 133-135.
Максакова, Л. В. Повышение психологического благополучия у школьников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования / Л. В. Максакова, Г. С.
Айрумян
, Л. П.
Кочина
, Р. Р. Баширова. - Текст
:
непосредственный // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. - 2020. - № 27 (265). - С. 260-261.
Петракова, Г. М. Социализация детей с ОВЗ / Г. М. Петракова // Педагогика. - 2016. - № 26 (130). - С. 682-683.