Педагогика
учитель 4 кл., Скобель Мария Николаевна
Белогорский район, село Ароматное, Ароматновской СШ, Республика Крым
Особенности организации эстетического воспитания на уроках музыки в начальной школе
Аннотация. В статье раскрывается сущностное значение музыки в организации процесса эстетического воспитания младших школьников. Эстетическое воспитание занимает в настоящее время все более значительное место в процессе формирования определенных качеств личности. В этих условиях особенно важно предупредить увлечение детей ложными идеалами, сформировать эстетический вкус, приучить к классическим и народным произведениям, правильно выбирать методы и формы организации эстетического развития личности с помощью музыки.
Ключевые слова: эстетическое воспитание, произведения искусства, методы и приемы воспитания, психологические особенности, формирование, развитие, познавательная активность.
Annotation. The article reveals the essential importance of music in the organization of the process of aesthetic education of younger students. Aesthetic education currently occupies an increasingly important place in the formation of certain qualities of the individual. In these conditions, it is especially important to prevent children's infatuation with false ideals, to form an aesthetic taste, to accustom to classical and folk works, to choose the right methods and forms of organization of aesthetic development of the individual with the help of music.
Keywords: aesthetic education, works of art, methods and techniques of education, psychological characteristics, formation, development, cognitive activity.
Введение. Педагогический потенциал эстетического воспитания огромен. Эстетическое воспитание взаимодействует и проникает во все виды воспитания и активно воздействует на формирование и развитие личности, её чувств, начал этического понимания и нравственной оценки окружающей действительности. В этой связи, в современных нормативных документах об образовании (Закон Российской Федерации «Об образовании», «Национальная доктрина образования до 2025 г.», Образовательная инициатива «Наша новая школа», Концепция «Духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», тексты ФГОС второго поколения, «Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию») и др. уделяется особое внимание гуманистической составляющей воспитания подрастающего поколения.
Формулировка цели статьи. Популяризировать альтернативные методы и формы организации эстетического воспитания на уроках музыки в начальной школе. Активизировать творческую деятельность педагогов начальной школы по эстетическому развитию личности младшего школьника, способного на основе прежнего индивидуального художественного опыта в собственной эстетической деятельности, порождать качественно новое субъективное понимание музыки.
Изложение основного материала статьи. Дети младшего школьного возраста эмоциональны, любознательны и весьма подвижны. Больше всего они любят играть и фантазировать. Их эмоциональное состояние быстро меняется, оно легко считывается с лица и поведения. Однако, они уже способны иметь свои взгляды, вкусы и суждения и не всегда соглашаются с чужим мнением без дополнительных убеждений. Поэтому, от профессионализма педагога зависит, понимание детьми данного возраста, произведений искусства: музыки, изобразительного искусства, вокала, хореографии, декоративно-прикладного искусства и др., их увлеченность художественной культурой. Задача педагога, научить детей понимать произведения художественной культуры и развивать с их помощью эстетические чувства и переживания, быть с ними в культурном и воспитательном контакте. Отечественная ученый-психолог В.С. Мухина, отмечает, что любой здоровый ребенок 7-10 лет проявляет повышенный интерес к явлениям окружающего мира, проявляет познавательную активность, интерес не только к предметам, которые его окружают, но и к абстрактным явлениям, к символике и др.[4,150].
Однако, Р.С. Немов, обращает внимание педагогов, работающих с детьми младшего школьного возраста, на то, что современный ребенок «запертый» в ограниченном пространстве с телевизором или компьютером умеет воспринимать мир только глазами и ушами, а остальные его ощущения «дремлют» [5,133]. Поэтому, необходимо по максимуму способствовать созерцанию, восприятию детьми различных видов художественной культуры и особенно музыку, с целью пробуждения у них лучших чувств и качеств, активизировать мышление, эстетические суждения и другие психические процессы. При этом в процессе организации эстетического воспитания, надо учитывать возможности психологических и возрастных особенностей эстетического восприятия детьми объекта культуры. Понимание основ эстетического воспитания, красоты либо её отсутствия в окружающем мире уже доступны детям более раннего возраста 5-6 лет. Качество понимания детьми произведений музыки зависит от интенсивности педагогической деятельности по эстетическому воспитанию, сложившегося эстетического опыта педагога и ребенка, степени сформированности конкретно-образного и абстрактного мышления обучающихся. И.П. Подласый, отмечает, что явления окружающей действительности сначала не выступают как эстетические: прежде чем стать таковыми, они должны стать осмысленными, содержательными, понятными. Следовательно, первая забота воспитателей, учитывая возрастные особенности воспитанников, достичь понимания все более сложных явлений и форм прекрасного [6,169].
Под восприятием эстетических объектов и явлений окружающего мира мы будем понимать целостное художественное отражение объектов и явлений, ситуаций, событий, возникших при непосредственном воздействии их на рецепторы органов чувств личности. Являясь определенным этапом познания мира, восприятие всегда связано с мышлением, памятью, вниманием, управляется мотивацией и имеет определенную эмоциональную окраску.
Так, например, в результате эстетической деятельности младшего школьника по восприятию музыкального произведения складывается художественный образ, включающий комплекс различных взаимосвязанных ощущений, представлений и образов, созданных человеческим сознанием в процессе слушания.
Отечественные психологи (Л.С. Выготский, Б.В. Теплов, П.М. Якобсон и др.) настаивают на необходимости раннего развития у детей эстетического восприятия, которое в своем развитии проходит определенный путь становления [5,135]. Поэтому, для развития эстетического восприятия произведений искусства у учащихся начальной школы большое значение имеет применение приемов сравнения. В процессе изучения литературных произведений, прослушивания музыки и рассматривая картины изобразительного искусства необходимо побуждать их к оценке этих произведений, к высказыванию собственного отношения к их достоинствам и недостаткам. [3, 39] С помощью простейших вопросов, направленных на выяснение того, что именно нравится детям в том или ином произведении художественной культуры, какая картина или музыкальное произведение лучше на их взгляд и почему. Такая эстетическая деятельность младшего школьника обостряет их восприятие произведений искусства и побуждает к собственным оценочным суждениям.
Развитие эстетического восприятия младших школьников неразрывно с его эмоциональной сферой. Воспринимая высокохудожественные произведения искусства, ярко отражающие отдельные явления и моменты действительности, дети переживают определенные эмоции, радость, гнев, надежду или тревогу. Эти чувства, по словам С.П. Дягилева, вызывают желание жить по законам прекрасного [2].
Как полагают Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А., способность «эстетически воспринимать» окружающий мир выражается в эмоциональном отклике на воспринимаемое, в особой заинтересованности прекрасным [1, 19].
Итак, исследования многих психологов и педагогов дают возможность говорить о том, что младшие школьники способны воспринимать и давать свою оценку произведениям различных видов искусства.
Мы считаем, что музыкальное искусство, как вид художественной культуры, занимает значимое место в эстетическом воспитании младших школьников. Слушать музыкальные произведения – значит не только эмоционально откликаться на их исполнение, но и стараться понять содержание звучащего, рисовать мысленные картины, соответствующие музыкальным аккордам, переживать их, участвовать в воображаемых действиях или явлениях, стараться понять и хранить их образы в своей памяти, внутренне представлять звучание произведений, запоминать их и стараться воспроизводить. Притом, начинать учить младших школьников слушать музыку следует с чувственного аспекта, с пробуждения эмоций, развития эмоциональной отзывчивости как части музыкально – эстетической культуры.
Таким образом, грамотно организованное слушание музыки – это стремление и способность педагога воспитывать у учащихся способность слышать и эмоционально переживать содержание музыкальных образов как отражение действительности, а не просто сумму, определённым образом выстроенных различных звуков, вместе с тем, стихийное слушание музыки мало что дает, пониманию музыки надо учить. А, как и какие существуют пути эстетического воспитания средствами музыки, как научить обучающихся начальной школы понимать музыку, воспитать их эстетический вкус, как ставить и реализовывать на практике целый ряд воспитательных задач в процессе музыкального просвещения? Именно эти вопросы ставят перед собою педагоги, молодые учителя начальной школы.
Опыт работы показал, что последовательное, хорошо организованное и систематическое воздействие на детей классической, народной и хорошей современной авторской музыки, способствует формированию у них эстетического вкуса и положительного отношения к музыкальному искусству. Музыкальное сопровождение учебного процесса, где имеется возможность и где оно будет уместным по содержанию урока, например, на уроках литературы, русского языка, изобразительного искусства и уроков технологии и даже физвоспитания, дает положительный эффект, вырабатывает привычку к постоянному слушанию хорошей музыки, тем самым формируя музыкальный и эстетический вкус.
Фундаментом музыкального и эстетического воспитания в начальной школе является урок музыки. Структуру и содержание учебного материала на уроке определяют ключевые разделы учебной программы: хоровое пение, музыкальная грамота и слушание музыки. Эти разделы дополняются, в соответствии с новым ФГОС, игрой на музыкальных инструментах (металлофоны, духовые гармоники, клавишные, ударные и т. д.), вокальной, инструментальной импровизацией, движениями под музыку (хороводы, пляски, ритмика) [7].
Учитель начальной школы, Мария Николаевна Скобель, работающая в 3классе Ароматновской СШ, село Ароматное, Белогорского района, Республика Крым, отмечает, что дети младшего школьного возраста свободно определяют общее настроение музыкального произведения, реагируют на простейшие средства музыкальной выразительности, темп, динамику, регистр и др.
В своей работе, на уроках музыки М.Н. Скобель сочетает несколько методов и приемов эстетического воспитания средствами музыкальных и других произведений искусства. Например, одновременное слушание музыкального произведения и рассматривание иллюстраций с картин художников, которые подходят по содержанию музыкального произведения. Учитель включает запись известного фортепианного цикла П. И. Чайковского «Времена года», состоящий из 12 характеристических музыкальных картин и одновременно рассматривают с детьми произведения изобразительного искусства - картины художников: И.И. Шишкина (Лес, Золотая осень, Рожь, Утро в сосновом лесу); И. И. Левитана (Золотая осень, Весна, Большая вода, Март, Березовая роща, Озеро, Золотой плес); В.И. Сурикова (Взятие снежного городка); А.И. Куинджи (Радуга, Красный закат, После дождя, Березовая роща); В.Д. Поленов (Золотая осень, Ранний снег, Заросший пруд, Московский дворик, Бабушкин сад) и др. Оказалось, что картина под заглавием «Золотая осень» представлена тремя художниками И.И. Шишкиным, И. И. Левитаном и В.Д. Поленовым которые писали пейзаж великой России. Все репродукции картин демонстрируются и учащиеся находят общие и особенные черты в произведениях. Дети подбирают те звуки и мелодии, которые характеризуют каждую из них. Такой урок музыки запоминается детьми надолго, педагог настраивает детей на восприятие художественных объектов, прорабатывает все их эстетические качества, которые имеют огромное эмоционально воздействие.
Выводы. Таким образом, методы и приемы погружения детей в эстетическую деятель, использованные учителем в процессе слушания музыки и созерцания произведений изобразительного искусства развивают их эстетический вкус, формируют умения и навыки художественного воспроизводства окружающей действительности, способствуют освоению элементарных средства художественной выразительности, ребенок учится думать, удивляться, искать, пробовать и находить решение. Творческие усилия детей в эстетической деятельности направляются на поиски новых средств, вариантов, комбинаций. А методы, которые используются педагогом на занятиях, могут быть сами разнообразными, инновационными и традиционными, но направленными на развитие и созидание, формирование интереса и любви к музыке, к общению с ней, которое приводит к эстетическому наслаждению искусством, к пониманию его содержания.
Литература:
Дьяченко М.И.,
Кандыбович
Л.А. Психологический словарь – справочник. – М.: АСТ, 2001. - 576с.
Дягилев С.П. и современная культура. Материалы международного симпозиума. «
Дягилевские
чтения». Пермь, май 2014. - 172 с.
Ильченко Л.П.
Эстетическая деятельность как средство патриотического воспитания студенческой молодежи. Сборник статей
YII
Международной научной конференции. «Наука в современном обществе». Центр научного знания «Логос», Ставрополь 2015. –С.39 - 44
Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 6-е изд., стереотип. – М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 456с.
Немов
Р.С. Психология: Учеб
.
д
ля студ.
высш
. учеб. заведений: В 3 кн. – 3-е изд. – М.:
Гуманит
. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – Кн. 2. – 608с.
Подласый
И.П. Педагогика: Новый курс: учеб
.
д
ля студ.
высш
. учеб. заведений: В 2 кн. – М.:
Гуманит
.
издат
. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 2: Процесс воспитания. – 256с.
Ф
едеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (
Н
овая редакция),
2017 г.
Новый стандарт.docx. Это документ с сайта
author-club.org
.