ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В СПОРТИВНОЙ СЕКЦИИ ТХЭКВОНДО ВТФ НА ЭТАПЕ ГРУПП СПОРТИВНОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ

Автор: Головихин Евгений Васильевич, тренер9преподаватель УУ(т)ОР, Заслуженный тренер РФ, МСМК, г. Ульяновск

Федеральный образовательный стандарт спортивной подготовки предусматривает минимальный возраст начала занятий видом спорта тхэквондо с 7 лет.

На усмотрение образовательной спортивной организации может быть принята внутренняя программа спортивной подготовки внутри муниципального учреждения, где при наличии образовательной лицензии на оказание услуг населению могут утвердить возраст с 4,5 лет.

В государственных спортивных школах возможно открытие групп спортивного оздоровления с минимальным возрастом зачисления в секцию 4,5 года и старше.

Дети старшего дошкольного возраста полностью зависят от родителей. Родители зачисляют юных спортсменов в спортивную секцию, приводят на занятия, забирают после тренировки.

На этапе групп спортивного оздоровления очень важна работа с родителями.

За более чем сорокалетнюю педагогическую практику провёл ряд исследований и выявил ряд особенностей педагогического взаимодействия с родителями.

Сразу следует провести совместную беседу с ответственным родителем, возможно близким родственником (бабушка, дедушка, дядя, тётя) и ребёнком. В беседе обратить внимание кто привёл, кто будет водить заниматься, и кто будет нести ответственность за посещением спортивных занятий и внутренним контролем за распорядком дня, питанием, выполнением домашних заданий. Во время беседы сразу обговорить будущие стрессовые ситуации. Контролируемый стресс является основой адаптационного процесса под воздействием внешней среды, которую мы как тренеры-преподаватели создаем. В беседе обязательно доведём информацию о проблемах, которые ребёнок будет испытывать на себе:

Малый жизненный опыт ребёнка не позволяет сразу понять будущие тренировочные трудности (усталость, утомление, упорство, трудолюбие и

т.д

)

Низкий ресурс двигательной активности

Сравнения со стороны ребёнка отношения в семье и в секции.

Низкий навык умения учиться

Недостаточный уровень дисциплины и самодисциплины

Социальное взаимодействие в секции между спортсменами

Отсутствие умения самовыражаться

Все эти проблемы доводятся до сведения родителя или заинтересованного лица в присутствии ребёнка. Создаётся треугольник-тренер-преподаватель – спортсмен – ответственный родитель.

Обращаем внимание на ответственное лицо, кто будет осуществлять контроль за посещением тренировочных занятий. Тут тоже возникает ряд особенностей.

Приводит мама. Для матери важно эмоциональная сторона восприятия событий ребёнком. Часто мать подходит после тренировки к ребёнку и задаёт очень важный для неё вопрос: «ну как, понравилось?». Мать не вникает в моторную плотность занятия, не спрашивает про физические упражнения, а интересуется эмоциональным восприятием, которое у ребёнка может поменяться в любую секунду. Поэтому в беседе с матерью сразу учитываете эмоциональное составляющее и обсудите его с ней.

Приводит отец. Обычно многие отцы имеют практику тренировочных занятий. Для них важна методика подачи тренировочного материала. Отец на своём уровне и жизненном опыте понимает, что такое нагрузка, методы, физические упражнения. Волевые качества отца с учётом прошедших событий в прошлом воспринимаются ребёнком и в этом случае работать преподавателю проще.

Приводит бабушка. Бабушка прожила свою активную жизнь. Она не несёт ответственности за будущее внука или внучки. Ей нужно оказать помощь занятым родителям или родителю. Привести, подождать и отвести. И если бабушка задаст вопрос внуку или внучке, про нежелание именно сегодня пойти на тренировочное занятие и получит положительный ответ, то на секцию они не пойдут. Будут находиться дома, где ребёнок будет накормлен. Так проще и логично.

На практике так и происходит. Сразу ориентируюсь на представителя.

Существует три формы семей, которые приводят ребёнка заниматься в секцию.

Первая. Спортивная семья, которая готова вкладывать необходимые ресурсы в спортивные занятия. Спорт в такой семье есть семейная ценность и на первом этапе групп спортивного оздоровления воспринимается со всеми требованиями к посещениям тренировок. Так будет продолжаться до выхода или не выхода на уровень спорта высших достижений.

Вторая. Семья, где родители понимают необходимость физического развития и готовы вкладывать ресурсы в спортивные занятия в юношеском и юниорском возрасте. Далее в 10 классе они отдают приоритет учёбе, несмотря на спортивные успехи и возможные перспективы.

Третья. Семья, где родители понимают важность здоровой психики и важность физического развития. Но категорично против систематичных и серьезных спортивных занятий. Не важно, насколько талантлив их ребёнок. Его будущее определено, и он будет учиться.

Учёт данных проблем, факторов, особенностей поможет тренеру преподавателю своевременно разобраться в понятных перспективах, семейных ценностях, особенностей восприятия его преподавательской работы. Что позволит сохранить контингент занимающихся, создать внутреннюю мотивацию к избранному виду спорта, через систему семейных ценностей спорта.