ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖИ ПОДРОСТКА ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Семья, как основной и первичный институт социализации детей, на данный момент, переживает кризисное состояние: упадок семейных ценностей и нарушение детско-родительских и супружеских отношений приводит к увеличению количества родителей, транслирующих асоциальные формы поведение. Применительно к данным случаям уместно употребление такого понятия как «неблагополучная семья».
В.М. Целуйко под неблагополучной семьей понимает следующее: «семья с нарушенной структурой, в которой обесцениваются и игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети»». Семейное неблагополучие может выражаться как в конфликтной семейной атмосфере, так и в отсутствии элементарной заботы о ребенке со стороны законных представителей [2, с. 9].
Неблагополучные семьи можно поделить на две большие группы [2, с.12]:
1. Семьи с открытой формой неблагополучия:
- проблемные семьи
- конфликтные семьи
- семьи с недостатком воспитательных ресурсов (неполные семьи)
- асоциальные семьи
- аморально-криминальные семьи
2. Семьи со скрытой формой неблагополучия.
Ситуация семейного неблагополучия отражается негативно на развитии ребенка и его социализации, потому как обстановка такой семьи не обеспечивает достаточное количество условий для оптимального формирования ребенка и его успешного включения в социум.
К тому же, если подросток воспитывается в неблагополучной семье, то у него могут возникнуть следующие проблемы социализации: неадекватное восприятие окружающего мира, нарушение в приобретении необходимых знаний и умений для жизни в социуме, отклоняющиеся поведение различного рода и др.
Поэтому важно оказание помощи подростку, в частности, путем социально-педагогической поддержки.
Социально-педагогическая и психологическая поддержка в условиях общеобразовательных учреждений в совокупном единстве всех своих сторон представляет собой деятельность, направленную на оказание превентивной и оперативной социально-педагогической помощи подросткам из неблагополучных семей в предупреждении и преодолении ситуаций, нарушающих жизнедеятельность конкретного ребенка[3, с.40].
Актуальной задачей социально-педагогической поддержки подростков из неблагополучных семей является обеспечение разностороннего развития личности, их педагогическая подготовка, создание условий для полноценного обогащения социального опыта.
Стоит отметить, что социально-педагогическая поддержка носит адресный характер и осуществляется индивидуально, в зависимости от причин, обуславливающих угрозу социализации.
Считаем целесообразным, отметить следующие сущностные характеристики понятия «социально-педагогическая поддержка»:
• социально-педагогическая поддержка направлена на оказание превентивной помощи ребенку в решении его проблем, связанных с социализацией и развитием в целом (в учебно-воспитательном процессе и социальной среде);
• социально-педагогическая поддержка предполагает личностно-ориентированный характер взаимодействия, т.е. во время решения сложившейся тяжелой ситуации ребенку создают специальные условия, в которых он учится самостоятельно решать свою проблему;
• социально-педагогическая поддержка носит адресный характер, оказывается конкретному человеку или группе с целью предупреждения, ослабления или устранения причин, выступающих факторами риска, препятствующих их саморазвитию, самореализации;
• социально-педагогическая поддержка направлена на личностный рост конкретного субъекта [3, с.40].
Исходя из вышесказанного, социально-педагогическую поддержку можно определить как процесс организации педагогом помощи подростку по раскрытию его индивидуальных особенностей, а также помощь в решении проблем, оказывающих негативное влияние на его психологическую атмосферу, спокойствие, защищенность, социализацию.
Социально-педагогическая поддержка подростков из неблагополучных семей в общеобразовательных учреждениях строится в соответствии со следующими организационными этапами:
1. Диагностический этап: использование различных методик для выявления и диагностики проблемы.
2. Поисковый этап: взаимодействие с ребенком по определению причин сложившейся проблемы, а также анализ ситуации.
3. Договорный этап: совместное с подростком проектирование плана действий по решению проблемы. Итогом является заключение договора в любой форме.
4. Деятельностный этап: реализация плана.
5. Рефлексивный этап: анализ результатов разработанного плана, осмысление ребенка и педагогом нового опыта.
Отметим, что результат социально-педагогической поддержки будет эффективным в случаи реализации всех этапов.
Стоит отметить, что оказание социально–педагогической поддержки обучающихся из неблагополучных семей начинается только после того, как выявлено, что семья действительно является неблагополучной.
В настоящее время выявление неблагополучных семей из всей массы школы достаточно проблематично. Чаще информация о неблагополучии поступает тогда, когда уже видны явные признаки неблагополучия ребенка.
Поскольку проблема подростка из неблагополучной семьи, требующая разрешения, имеет и внутренние, личностные, и внешние аспекты, работа специалистов, организующих социально-педагогическую поддержку обычно включает 3 основные составляющие[1, с.29]:
Непосредственная (индивидуальная) работа с ребенком, предполагающая психолого-педагогическую поддержку ученика.
В условиях общеобразовательной школы общение психолога, социального педагога с учащимися носит чаще всего индивидуальный характер, каждая встреча содержит элементы диагностики и консультирования.
Работу с педагогическим коллективом (индивидуальная работа с педагогами, участие в работе Совета по профилактике, работа в составе ПМПК и т.п.).
Основной задачей в работе с педагогами является формирование толерантности в отношении ребенка (подростка).
Работу с семьей, направленную на развитие психологической компетентности родителей, развитие мотивационного и воспитательного ресурса, оптимизацию детско-родительских отношений.
Работа с родителями строится с использованием приемов семейного консультирования и семейной психотерапии, которая представляет собой обучение родителей элементам психологической культуры в общении с подростками; опосредованное влияние на процесс социализации детей.
Таким образом, подростки из неблагополучных семей имеют ряд проблем, которые требуют специально организованного сопровождения. Этим и занимается социальный педагог, который организует социально-педагогическую поддержку данной категории обучающихся. Социально-педагогическая поддержка имеет высокую актуальность и востребованность в работе социального педагога общеобразовательного учреждения с подростками из неблагополучных семей, так как она позволяет оперативно предупредить и устранить ситуации, нарушающие среду жизнедеятельности данной категории детей. Деятельность социального педагога общеобразовательного учреждения с подростками из неблагополучных семей в условиях социально-педагогической поддержки позволяет вовремя выявить причины неблагополучия, прояснить ряд значимых проблем и искать пути решения.
Список литературы
Крылова Т.А., Струкова М.Л. Социально-педагогические технологии в работе с детьми и семьями «группы риска»
[Текст]
/
Т.А. Крылова, М.Л. Струкова
. – М.: НИИ «Школьные технологии», 2010
.
Целуйко
В.М. Психология неблагополучной семьи [Текст]
/ В.М.
Целуйко
. – М.:
Владос
-Пресс, 2016.- 272 с.
Шептенко
П.
А. Социально-педагогическая поддержка школьников в работе социального педагога: Учебно-
методическое пособие [Текст] / Е.Н. Дронова, П.А.
Шептенко
.
– Барнаул: Изд-во БГПУ, 2014. – 120 с.